Когда слова являются помехой
1. Придумайте и выполните несколько этюдов на «общение в условиях вынужденного молчания».
2. В комнате находится тяжелобольной.
3. Двое должны о чем-то условиться так, чтобы не знал третий.
4. Люди находятся в размолвке.
5. «Разговор» через окна вагона.
6. Вам необходимо объяснить иностранцу, который не знает вашего языка, как пройти в зоопарк, к врачу...
7. Рот занят полосканием.
8. Человек, застигнутый врасплох, засовывает в рот какой-то предает, видеть который у него не должны, а необходимо отвечать на вопросы.
9. Диалог жестов двух арестантов при строгом конвоире.
10. Учащиеся и педагог.
11. Двое влюбленных при третьем лишнем.
Говорить - не говорить...
Встречаются случаи, когда беззвучное произнесение текста возможно и даже необходимо. Например, когда миму требуется нарисовать портрет человека, для которого публичное выступление является профессией; лектор, адвокат, конферансье и т.п.
В процессе создания образа говорящего человека:
1. Пользоваться подлинным текстом /исполнитель сам составляет его/ и отрабатывает со звучащей речью;
2. Когда речь «улеглась», найдены ее оттенки, верный тон, можно отброситьтекст и произносить его мимически;
3. Нарисуйте комические портреты различных докладчиков и лекторов, портрет конферансье (незадачливый остряк), судьи, прокурора, адвоката, подсудимого, истца, свидетеля;
4. Отработайте мимический разговор льстеца-подхалима, наглого грубияна, сплетницы, паникера, мимический разговор с двумя несуществующими партнерами;
5. Выразить различные темпераменты ораторов: холерик флегматик и другие индивидуальности персонажа.
Допускается «допуск» - преувеличение, так как это, как правило карикатурный образ.
Воображаемый партнер
Общение с несуществующим партнером должно быть подчинено следующим требованиям:
1. Необходимо так драматургически строить пантомимические действие, чтобы молчание было органичным и не требовало произнесения слова.
2. Общаться с вымышленным партнером, как с реально существующим.
3. На события, происходящие на сцене, реагировать, как на подлинные и впервые воспринимаемые.
4. В общении с условным партнером применять обязательные приемы:уточняющий взгляд», «поясняющий жест», «мимическое переспрашивание».
5. Все происходящее на сцене должно быть абсолютно понятно зрителю.
Владеть всем богатством технических приемов, вдумчиво отбирать выразительные средства.
Этюды:
1.«Оклик»:
например, мим шагом «вразвалочку» идет по фойе, в зубах воображаемая папироса. Остановился. В чем дело? Окликнули. А) выслушал замечание с нагловато-снисходительной улыбочкой: «подумаешь, порядки...»; Б) мим с сожалением взглянул на папироску - уточняющий взгляд; выкинул папиросу на пол, пригасив небрежным жестом - поясняющий жест.
2.«Действие» - «Толчок»:
например, мим трясет бутылку с кефиром, но кефир загустел и не течет. Мим тясет бутылку, взбалтывает, вращает, бьет ладоней по дну... бутылка выскочила из рук и... вдруг последовал толчок (прием «неожиданный рывок») в плечо. Выражение лица мима показывает в каком состоянии был человек, толкнувший его («уточняющий взгляд»). Тогда мим со смущенным видом, присев на корточки, принялся счищать пятна с брюк пострадавшего («поясняющий жест»).
3.«Вход в кадр»:
например, мим фотограф, который устало склонился над ванночками. Скрип двери. На лице у мима: «Опять кого-то нелегкая принесла. Придется идти». Клиентов двое: папа и сын. Присутствие сына определяется так: взгляд из-под очков сверху вниз («уточняющий взгляд») и поглаживание малыша по головке («поясняющий жест») и приветливая улыбка; мим может и сам ввести «в кадр» партнера. Например, в чайхане, на ковре, скрестив ноги, сидит, попивая чай из пиалы, любитель игры в кости. Играть не с кем. Одного поманил пальцем - отказался, второго кивком - занят. Третий подсел. Идет игра с партнером, Мим активно вводит партнера в действие (увидел, поманил, пригласил, взял за руку, потянул за собой). Общаясь с несколькими партнерами, нужно наделять каждого контрастной, индивидуальной чертой. Нельзя шептать слова или беззвучно шевелить губами.
В начальном репетиционном периоде обращаться к тексту (импровизация). Вместо воображаемого партнера вводить реального. Закрепив находки, разыграть пантомимически.
4. Общение с партнером на отдаленном расстоянии:
например, такая ситуация может возникнуть у двух людей, находящихся на противоположных сторонах улицы, реки. Здесь важен отбор жестов, длина взгляда, его целенаправленность.
5. «Мимическое переспрашивание»:
например, разговор по телефону. Этот прием помогает сделать понятными «неслышимые» реплики партнера.