Упражнение (с элементами актерской игры).
1. В образе и в различном состоянии: опьянение, усталость, веселье и т.п.
2. Взять с воображаемой стойки рюмку, чокнуться с соседом и выпить ее содержимое, поздороваться с кем-то, кого-то позвать.
«Чтобы стать вполне актером, нужно приобрести такую свободу жеста... чтобы при известном внутреннем импульсе мгновенно, без задержки, чисто рефлекторно следовал соответствующий жест» - Островский А.Н. Собр. соч., т.XII, М.: Гослитиздат, 1952. - С.166.
Основы мимики
Лицо
Упражнение (мимический этюд из репертуара Марселя Марсо)
«Шторка» - артист прикладывает к лицу ладонь тем движением, каким прикрывают глаза, а затем опускает «ладонь-шторку» вниз, и зрители видят на его физиономии трагическое выражение. «Шторка» вновь поднимается наверх - лицо приобретает «нейтральное» выражение (прежнее «смыто»).
«Шторка» вниз - новое выражение. Итак, целая серия портретов - мимических зарисовок.
Рот
1. По-разному приоткрытый: крайнее изумление, испуг, сдержанное страдание, восторг и т.п.
2. Плотно стиснутый: гордость, замкнутость, упрямство, жестокость..
Глаза
Глаза мима - проводник его мыслей и чувств. Вот почему мим, как правило, не должен прятать от зрителей свои глаза.
«Глазной занавес»
(так Шекспир назвал верхние веки глаз)
1. Подмигивают - лукаво, хитро или многозначительно.
2. «Сонные глаза» - «глазной занавес» приспущен на половину глазного яблока - глаза сонные, заспанные, утомленные, безразличные, притворно досадливые, кокетливо скучные.
Брови
Движение: порознь и вместе, стремительно вскидываются вверх или медленно ползут вверх, всем полукружьем или одними наружными краями.
1. Могут спросить, удивиться, укорить, огорчиться...
2. Свойства персонажа: густые темные брови – сросшиеся одна с другой - суровость твердого характера; брови «домиком» – душевную надломленность, трагизм, нервозность, страдание; тонкие, расположенные высокими дугами - наивно-удивительное выражение лица.
Мимы классической школы, выступающие обычно с набеленньм лицом, замазывают гумозом или мылом свои брови и выводят высоко над ними два тонких полукружья, что придает лицу постоянное выражение изумления.
3. Виды взглядов: насмешливый, оценивающий, беспокойный; оттеночные: острая заинтересованность, прикрытая безразличием (исподтишка бросает оценивающие взгляды), мнимая заинтересованность.
Изучение произведений изобразительного искусства - живописи, графики, скульптуры (например, взгляд Ивана Грозного, убившего сына (какие глаза), или волевой взгляд царевны Софьи). Любой взгляд и мимика должны быть согреты волнением, мыслью.
Мышцы верхней части лица
Лобные мышцы (их две - соединены с мышцами глаз, бровей с сухожилием шлема)
Чтобы получить некоторое представление об их размерах и форме, приложите ладони к лицу так, чтобы пальцы, «глядящие» вверх, половиной своей длины пришлись на лоб. Теперь энергично поднимите брови и обратите внимание на то, как под вашими пальцами они перемещаются кверху.
«Мышцы боли»
(Вокруг глазной щели группа небольших мышц - мышцы сморщивания бровей - «мышцы боли» или «серьезности». Находятся под лобными мышцами.)
Стянуть «мышцы боли» - брови стягиваются к переносью. На лбу возникают две-три глубоких и множество мелких продольных складок. Брови «насупливаются», а на лоб набегают долевые складки, когда человек напряженно всматривается в даль, или делает физическое усилие, или мучительно ищет отгадку чему-то, или внезапно поражен чем-либо неприятным.
«Мышцы угрозы»
(На переносице в момент гнева возникают поперечные вкладки - их образуют пирамидальные мышцы - «мышцы угрозы». Имеют продолговатую форму - от носовой кости в кожу между бровями.)
Сократите «мышцы угрозы» - внутренние края бровей должны как бы уткнуться в переносицу, на которой появляются поперечные складки.
«Мышцы размышления»
(Круговые мышцы глаз. Глазничный элемент - над верхним веком одна и другая мышца под нижним.)
Сократите верхнюю долю - выпрямляется изгиб бровей и разглаживается поперечные морщины.
Сократите нижнюю долю - нижнее веко «выжимается» вверх, образуя при этом у наружного края глаз «морщины смеха».
(Соедините левый и правый указательные пальцы, а также левый и правый большие - это характер спайки частей «мышц размышления». Кончиками пальцев поочередно прикоснитесь к своим векам - верхнему и нижнему - и подвигайте ими, то можете получить некоторое представление о работе очень тонких мышц, помогающих сощуриваться векам.)