Упражнение (с элементами актерской игры).

1. В образе и в различном состоянии: опьянение, уста­лость, веселье и т.п.

2. Взять с воображаемой стойки рюмку, чокнуться с со­седом и выпить ее содержимое, поздороваться с кем-то, кого-то позвать.

«Чтобы стать вполне актером, нужно приобрести такую сво­боду жеста... чтобы при известном внутреннем импульсе мгно­венно, без задержки, чисто рефлекторно следовал соответст­вующий жест» - Островский А.Н. Собр. соч., т.XII, М.: Гос­литиздат, 1952. - С.166.

Основы мимики

Лицо

Упражнение (мимический этюд из репертуара Марселя Марсо)

«Шторка» - артист прикладывает к лицу ладонь тем движе­нием, каким прикрывают глаза, а затем опускает «ладонь-шторку» вниз, и зрители видят на его физиономии трагическое выражение. «Шторка» вновь поднимается наверх - лицо приоб­ретает «нейтральное» выражение (прежнее «смыто»).

«Шторка» вниз - новое выражение. Итак, целая серия порт­ретов - мимических зарисовок.

Рот

1. По-разному приоткрытый: крайнее изумление, испуг, сдержанное страдание, восторг и т.п.

2. Плотно стиснутый: гордость, замкнутость, упрямство, жестокость..

Глаза

Глаза мима - проводник его мыслей и чувств. Вот почему мим, как правило, не должен прятать от зрителей свои глаза.

«Глазной занавес»

(так Шекспир назвал верхние веки глаз)

1. Подмигивают - лукаво, хитро или многозначительно.

2. «Сонные глаза» - «глазной занавес» приспущен на поло­вину глазного яблока - глаза сонные, заспанные, уто­мленные, безразличные, притворно досадливые, кокет­ливо скучные.

Брови

Движение: порознь и вместе, стремительно вскидываются вверх или медленно ползут вверх, всем полук­ружьем или одними наружными краями.

1. Могут спросить, удивиться, укорить, огорчиться...

2. Свойства персонажа: густые темные брови – сросшиеся одна с другой - суровость твердого характера; брови «домиком» – душевную надломленность, трагизм, нер­возность, страдание; тонкие, расположенные высокими дугами - наивно-удивительное выражение лица.

Мимы классической школы, выступающие обычно с набеленньм лицом, замазывают гумозом или мылом свои брови и вы­водят высоко над ними два тонких полукружья, что придает лицу постоянное выражение изумления.

3. Виды взглядов: насмешливый, оценивающий, беспокой­ный; оттеночные: острая заинтересованность, прикры­тая безразличием (исподтишка бросает оценивающие взгляды), мнимая заинтересованность.

Изучение произведений изобразительного искусства - жи­вописи, графики, скульптуры (например, взгляд Ивана Грозного, убившего сына (какие глаза), или волевой взгляд ца­ревны Софьи). Любой взгляд и мимика должны быть согреты волнением, мыслью.

Мышцы верхней части лица

Лобные мышцы (их две - соединены с мышцами глаз, бровей с сухожилием шлема)

Чтобы получить некоторое представление об их размерах и форме, приложите ладони к лицу так, чтобы пальцы, «гля­дящие» вверх, половиной своей длины пришлись на лоб. Те­перь энергично поднимите брови и обратите внимание на то, как под вашими пальцами они перемещаются кверху.

«Мышцы боли»

(Вокруг глазной щели группа небольших мышц - мышцы сморщивания бровей - «мышцы боли» или «серьезности». Нахо­дятся под лобными мышцами.)

Стянуть «мышцы боли» - брови стягиваются к переносью. На лбу возникают две-три глубоких и множество мелких про­дольных складок. Брови «насупливаются», а на лоб набегают долевые складки, когда человек напряженно всматривается в даль, или делает физическое усилие, или мучительно ищет отгадку чему-то, или внезапно поражен чем-либо неприятным.

«Мышцы угрозы»

(На переносице в момент гнева возника­ют поперечные вкладки - их образуют пирамидальные мышцы - «мышцы угрозы». Имеют продолговатую форму - от носо­вой кости в кожу между бровями.)

Сократите «мышцы угрозы» - внутренние края бровей долж­ны как бы уткнуться в переносицу, на которой появляются по­перечные складки.

«Мышцы размышления»

(Круговые мышцы глаз. Глазничный элемент - над верхним веком одна и другая мышца под нижним.)

Сократите верхнюю долю - выпрямляется изгиб бровей и разглаживается поперечные морщины.

Сократите нижнюю долю - нижнее веко «выжимается» вверх, образуя при этом у наружного края глаз «морщины смеха».

(Соедините левый и правый указательные пальцы, а также левый и правый большие - это характер спайки частей «мышц размышления». Кончиками пальцев поочередно при­коснитесь к своим векам - верхнему и нижнему - и под­вигайте ими, то можете получить некоторое представле­ние о работе очень тонких мышц, помогающих сощуривать­ся векам.)

Наши рекомендации