Основные методические установки преподавания композиции
Преподавание композиции является основной частью программы советской художественной школы. <...>
К теоретической части относятся все вопросы по методическому изучению наследства прошлого; к практической части относятся все наблюдения, непосредственно воспринятые из живой действительности, все личные работы учащихся по композиции. <...>
Ребята очень любят рисовать сюжетные рисунки... В сюжетном рисунке важно уметь сконцентрировать все самое существенное. Умение выделить основные действующие лица и подчинить им все сопровождающие детали также является важным законом для композиции.
Юон К. Ф. Об искусстве. - М., 1959.- Т. 1.- С. 105, 108, 109, 225 - 227, 229, 231, 232, 239, 309, 369.
К. Ф. Юон представляет композицию в живописи как конструкцию, которая своими частями распределяется на плоскости, и как структуру, которую образуют также плоскостные факторы. Как известно, и конструкция, и структура являются родственными понятиями и представляют собой целое, но обе они не обязательно могут быть завершенными, замкнутыми.
Л. Ф. Жегин и Б. А. Успенский
Искусствоведы Л. Ф. Жегин и Б. А. Успенский считают, что центральной проблемой композиции произведений искусства самых различных жанров и видов является проблема «точки зрения». «… В живописи… проблема точки зрения выступает прежде всего как проблема перспективы». Они утверждают, что наиболее совершенны в композиционном отношении произведения со множеством точек зрения (русская икона, произведения современной западной живописи), а построение пространства с одной точки зрения (прямая центральная перспектива) несет в себе признак композиционной аморфности. Такая позиция Л. Ф. Жегина и Б. А. Успенского является отражением эстетической концепции 20-х годов.
Г. К. Савицкий.
О картине
О композиции пейзажа и жанра
Можно ли браться за композицию, не зная анатомии и перспективы? Конечно, эти знания живописцу совершенно необходимы. Без знания перспективы работа над композицией невозможна, знание же анатомии совершенно необходимо при завершении композиции. Степень грамотности растет медленнее, чем задачи и стремления художника. Всегда художник чувствует и стремится сделать больше, чем он может. А раз так, то вполне естественно сказать: сегодня я грамотней, чем был вчера, а завтра надо знать еще больше. И так всегда: «век живи - век учись».
В композиции пейзажа лучше начинать с несложных моментов, несколько раз их построить. В дальнейшем, при повторной встрече с этими явлениями, вы будете чувствовать себя гораздо более подготовленными, чем если бы работали разбросанно, хаотично, недисциплинированно.
То же самое в отношении жанровой композиции. Часто наблюдаешь у молодых художников стремление, и стремление совершенно понятное, браться за решение сложных задач. Но, к сожалению, без знаний и опыта чудес не бывает, и завоевания художественных высот требуют определенного подхода, навыка, системы, знаний. Поэтому в жанровых композициях тоже лучше сначала браться не за такие сложные, в смысле множества элементов, композиции. Изобразить большую сцену, где участвует много народа, в сильном динамическом движении, дать психологическую характеристику персонажей - это непосильная задача для художника, еще не научившегося свободно компоновать сцены из одной-двух фигур. Поэтому всегда выгоднее поначалу взять более простые сцены, которые могут быть не менее интересны: если они не так сложны по элементам, это не мешает им быть глубокими по замыслу. Мы знаем много примеров у больших художников, когда композиция вовсе не отличается сложностью, и насыщенностью элементами, наоборот, она чрезвычайно проста. Вспомните картины Крамского «Неутешное горе», Репина «Отказ от исповеди», Сурикова «Меншиков в Березове». Большие художественные произведения всегда поражают своим необычайно умным решением, своей необычайной простотой и, казалось бы, несложным подходом, исключительным лаконизмом.
Но все это - результат большого опыта, когда художник, твердо уверенный в основной цели своей работы, умеет найти главное и отбросить второстепенное, сосредоточить на главном все свои силы как в смысле идейного построения композиции, так и в смысле использования рисунка и живописных средств.