Сергиев – Посадская матрешка.

Сергиев – Посадская матрешка. - student2.ru Развесёлые сестрицы,

Озорные молодицы!

Хороши, румяны щёчки,

На передниках – цветочки!

Хлопайте в ладошки:

Загорские матрёшки!

Сергиев – Посадская матрешка - после того, как появились первые русские матрешки в подмосковном Абрамцево, многие мастера-игрушечники, увидев их, загорелись желанием повторить эту забавную игрушку. Сначала матрешки появились в подмосковном Сергиевом Посаде. Здесь находился мощный центр русского игрушечного промысла с его традициями. Поэтому именно отсюда матрешка начала свое массовое шествие в мир. Выработанный стиль Посадской матрешки определил и ее популярность во всем мире. Первые матрешки изображали не только женские, но и мужские персонажи, а иногда это были целые семьи со всеми домочадцами. Другой характерной особенностью матрешки из Сергиев-Посада было то, что контуры рисунка не рисовались, а выжигались горячей иглой. Со временем эта техника развилась и стала такой яркой, что выжженные матрешки не раскрашивались и не покрывались лаком, а только иногда украшались «золотом».

В начале XX века Сергиев-Посадская матрешка (других тогда еще не было) стала набирать известность и популярность не только в России, но и за рубежом, во многом благодаря показам матрешек на международных выставках. Кустари получали большие заказы на изготовление матрешек. Со временем кустари объединились. Выродился особый стиль матрешки - Загорская.

Матрешка из Сергиева – Посада имеет ряд отличительных черт: приземистую фигуру, верх, плавно переходящий в утолщающую нижнюю часть фигурки, роспись гуашью и лаковое покрытие. Матрешки имели от 2 до 24 вкладышей. В 1913 году токарь Н. Булычев выточил 48-местную матрешку специально для проходившей в Петербурге выставки игрушек.

Несмотря на огромную популярность сергиево-посадской матрёшки, в России стали возникать новые центры по её изготовлению и росписи. Сергиево-посадские матрёшки покорили воображение потомственных нижегородских мастеров-игрушечников. Одни за другим стали возникать центры по изготовлению и росписи матрёшек в Нижегородском крае.

Книги о матрешке:

Сергиев – Посадская матрешка. - student2.ru Кто придумал матрешку // Дайн, Г.Л. Игрушечных дел мастера : книга для учащихся / Г.Л. Дайн. – Москва : Просвещение, 1994. - С. 196-211.

В статье рассказывается о сергиевских кустарях-игрушечниках, загорской матрешке.

Сергиев – Посадская матрешка. - student2.ru Многоликая персона // Клепа. Клепа в мире игрушек. - №74. – С.6-7.

В статье рассказывается о то, как матрешка стала русской народной игрушкой так популярной в нашей стране и за рубежом.

Сергиев – Посадская матрешка. - student2.ru Полхово - Майданская игрушка// Газарян, С. Прекрасное - своими руками: Народные художественные ремесла / С. Газарян. – Москва : Детская литература, 1986. – С.51 – 52.

В статье рассказывается о возникновении и развитии народного художественного ремесла, об основах технологии изготовления полхово – майданской игрушки.

Сергиев – Посадская матрешка. - student2.ru

Полхово-Майдановские изделия // Бардина, Р.А. Изделия народных художественных промыслов и сувениры: учеб. Для ПТУ. / Р.А. Бардина. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва : Высшая школа, 1990.- С. 44-45.

В статье рассказывается об особенностях росписи Полхов-Майдановских матрешек.

Сергиев – Посадская матрешка. - student2.ru Таланты народных мастеров // Я гражданин России / авт. текста Н. А. Андрианова; ил. И. А. Черновой. – Москва : Эксмо, 2015. – С. 160 – 173: ил. – (Детям о праве).

В статье рассказывается о народных промыслах России, в том числе об искусстве изготовления матрешек (семеновской, вятской, полхов-майдановской и др._

Сергиев – Посадская матрешка. - student2.ru Я познаю мир : детская энциклопедия : Игрушки // авт. Сост. Н.Г. Юрина. – Москва : АСТ; Семейная библиотека, 1998. – 456с.

Крестьяночка Матрена. - С. 239-240.

Новый наряд куклы. – С.241-242.

Писаные красавицы из Полх-Майдана. – С.242-244.

Королева рода матрешковых. – С.244-246.

Статьи знакомят с историей появления матрешки на Руси; с особенностями живописи на матрешках в разных частях России.

Вышивка.

Сергиев – Посадская матрешка. - student2.ru

Завиточки рококо, крестик на канве,
Гладь – цветочек как живой, шов не полотне,
Сколько в жизни красоты! Умиляет взор
Ловкой мастера рукой вышитый узор.

Вышивка– один из наиболее распространенных видов народного рукодельного искусство украшения самыми различными узорами всевозможные ткани и материалы, от самых грубых и плотных, как, например: полотно, холст, кожа, до тончайших материй — батиста, кисеи, газа, тюля и пр. Инструменты и материалы для вышивания: иглы, нитки, пяльцы, ножницы.

Орнаментация народной вышивки уходит своими корнями в глубокую древность. В ней сохранились следы того времени, когда люди одухотворяли окружающую природу. Вышивку широко применяли в быту как сельского, так и городского населения. Особую ценность представляет крестьянская вышивка, где она была связана с творчеством жителей сельской местности. Именно в этой вышивке сформировались художественно-стилистические особенности, не утратившие ценность и в наши дни.

Вышивка, продолжая исторически сложившиеся виды традиционного мастерства, развивается в русских и национальных регионах России. Своеобразна вышивка Нижегородской, Рязанской, Ивановской, Новгородской областей, районов Поволжья, Сибири.

Книги об искусстве вышивки:

Сергиев – Посадская матрешка. - student2.ru Народное искусство Российской Федерации: Альбом : из собрания Государственного музея этнографии СССР / автор - сост. Л. Н. Молотова. – Ленинград : Художник РСФСР, 1981. – 196 с., цв. фотоил.

Фотоальбом знакомит с богатой коллекцией предметов народного искусства из фондов Государственного музея этнографии.

Сергиев – Посадская матрешка. - student2.ru Вышивка // Популярная художественная энциклопедия : Архитектура. Живопись. Скульптура. Графика. Декоративное искусство. В 2 т. Кн. 1. А-М / гл. ред. В.М. Полевой; ред. кол.: В.Ф. Маркузон, Д.В. Сарабьянов, В.Д. Синюколов. – Москва : Советская Энциклопедия, 1986. – С. 149 - 150.

В статье рассказывается об истории вышивки.

Сергиев – Посадская матрешка. - student2.ru Вышивка // Уткин, П.И, Королева Н.С.Народные художественные промыслы.. – Москва : Высшая школа, 1992. – С. 98 – 113.

Статья знакомит с народным искусством вышивки. В статье рассказывается о разнообразных видах вышивки в различных регионах.

Сергиев – Посадская матрешка. - student2.ru

Искусство для терпеливых// Клепа. Клепа в мире игрушек. - №74. – С.12-13.

В статье рассказывается об искусстве вышивальщиц; о том, кто придумал вышивку в России, что вышивали в разных уголках России.

Сергиев – Посадская матрешка. - student2.ru «Чтоб было приданое – крепкое, не драное…» //Я познаю мир: Детская энциклопедия : Культура / авт. - сост. Н. В. Чудакова; худож. А. В. Кардашук, Е.В. Дедова; под общ. ред. О.Г. Хинн. – Москва : АСТ, 1999. – C.439 – 441.

Статья знакомит читателя с историей рождения вязания оренбургских пуховых платков.

Кружевоплетение.

Сергиев – Посадская матрешка. - student2.ru Как волшебно звучат слова:
Это русские кружева.
Будто могут красу сберечь,
Ниспадая с прекрасных плеч.
Здесь узоры далёких стран,
Вологодских полей туман,
Вязь забытых хрустальных снов,
Белизна российских снегов.
Ткут наряд неземных цариц
Пальцы тонкие кружевни,
Словно в каждый стежок вплели
Нити радости и любви…

Кружевоплетение -это традиционный вид уникального русского народного искусства. Кружево – декоративные элементы из ниток и ткани. Ажурный узор, образованный переплетениями нитей, является общим признаком всех видов кружев. Техника кружевоплетения используется в оформлении одежды, в частности, воротников, подола, рукавов и, конечно же, нижнего белья. Часто кружева применяются в оформлении интерьера квартиры или дома (панно, покрывала, скатерти, занавески, подушки, одеяла и пр). Кружевоплетение – трудоемкое и тонкое занятие. Ассортимент изделий с использованием техники кружевоплетения чрезвычайно велик. Наиболее актуальным видом кружевоплетения является изготовление украшений и аксессуаров.

Кружевоплетение как искусство появилось еще в XVІІ веке. В конце XVІІІ века кружева плели из серебряных и золотых нитей, а в изделия вплетали жемчуг. Своим мерцающим блеском кружева напоминали ювелирные изделия. В начале XІX века на Руси был открыт целый ряд фабрик, занимающихся изготовлением кружевных изделий. На работу нанимали умелых крепостных мастериц, которые плели кружева по западноевропейским образцам.

В 1861 году после крестьянской перестройки, начался стремительный рост кружевного промысла. Фабрики начали открывать не только в городах, но и небольших селах и деревнях. В тот же период была обогащена техника русского кружевоплетения. Считается, что плетение кружев тесно связано с еще одним видом народного искусства – вышивкой.

В тот период все кружевные изделия изготавливались вручную, они имели оригинальнее узоры. Скатерти, занавески, подушки, одежды и другие предметы пользовались большим спросом, как на внутреннем, так и на международном рынке. Причем скупщики не подвергали кружевные изделия браковке.

Начиная с 1930 года, в советской России появились так называемые артели. Крупными центрами кружевного плетения считались такие города, как: Вологда, Елец и Советск. В 1935 году были сформированы союзы умелых кружевниц, в которых чуть позже были созданы экспериментальные лаборатории, занимающиеся разработкой новых кружевных изделий, улучшением техники кружевного плетения и отстранением с производства устаревших эскизов. На работу в лаборатории принимали только высококвалифицированных художников-технологов, окончивших специальное отделение по кружевоплетению в Московском художественно-промышленном училище.

В годы Великой отечественной войны спрос на кружевные изделия усилился, большой популярностью пользовались предметы интерьера (накидки, дорожки, покрывала и пр.). Именно тогда была проведена огромная работа по внедрению новых техник и изготовлению разнообразных рисунков. В 1960 годах в моду вошла одежда, декорированная кружевом. Это вызвало повышенный спрос и изменение ассортимента плетеных кружевных изделий.

В настоящее время изделия, выполненные посредством кружевоплетения, в моде. Современные дизайнеры используют кружевные детали в своих коллекциях. Кружево актуально не только в одежде, но и в декоре интерьера. Кружевные покрывала, салфетки, тюль – привносят в дом атмосферу домашнего уюта, тепла и даже романтики.

Вологодское кружево.

Сергиев – Посадская матрешка. - student2.ru Вологодские резные кружева -
В них вся суть народная жива.
Из-под пальцев чудо-мастерицы,
Как снежинки, кружево струится.
Неземная красота сведет с ума,
Будто бы плела зима сама.

Вологодское кружево -вид русского кружева, плетённого на коклюшках (деревянных палочках); распространённый в Вологодской области. В XVII кружевницы осваивали методику плетения кружев с использованием серебряных и золотых нитей, изготовленных из волочёной проволоки или из шёлковой нити-сердечника, обвитой металлической нитью.

Вологодское кружевоплетение восходит к 16—17 вв., но как промысел существует с первой четверти XIX века. Изначально считается, что кружево зародилось в Европе, а наиболее древними центрами кружевоплетения считаются Италия и Фландрия. Начало промысла относится к 1820 году, когда близ Вологды в имениях помещиков крепостные стали вплетать отделки к платьям и белью, подражая западноевропейским.

По официальным исследованиям (С. А. Давыдовой) установлено, что во времена крепостного права во всех значимых помещичьих усадьбах губернии находились кружевные «фабрики», поставлявшие кружевные изделия в Санкт-Петербург и Москву. И одна из таких фабрик была основана помещицей Засецкой в трех верстах от Вологды в селе Ковырино не позднее 20 годов XIX века. Там крепостные выплетали тончайшее кружево для отделки платьев и белья, подражая западноевропейским узорам. Со временем из помещичьих мастерских плетение кружев переместилось в народную среду и стало одним из видов народного искусства, отражавшего запросы и вкусы широких кругов местного населения.

Развитию кружевоплетения в XVIII веке способствовали талантливые выпускницы Мариининской практической школы кружевниц Петербурга.

В 1893 году в Вологодской губернии кружевным промыслом занимались 4 000 мастериц, в 1912 году — 40 000. В 1928 году в Вологде была создана профессионально-техническая школа кружевниц. В 1930 году был создан Вологодский кружевной союз, а в 1935 — художественная лаборатория при Вологодском кружевосоюзе.

В 30-е годы XX века в кружеве появились изображения, отражающие советскую действительность. До 40-х гг. XX века преобладало мерное кружево для отделки белья, позднее основными стали штучные изделия — дорожки, салфетки, нарядные съёмные детали женской одежды — воротнички, жабо, пелерины, шарфы, галстуки, перчатки и пр.

В 1960 году организовано Вологодское кружевное объединение «Снежинка». Изготовляются мерные кружева, покрывала, салфетки, занавеси, а также уникальные выставочные образцы по эскизам художников.

Вологодские кружева неоднократно получали на выставках высшие награды: золотую медаль на Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств в Париже в 1925 году, Гран-при в Париже в 1937 году, золотую медаль в Брюсселе в 1958 году Тогда же, на выставке в Брюсселе, был отмечен высшей наградой Гран-при кружевной вологодский занавес «Русские мотивы».

3 ноября 2010 года в Вологде, в здании бывшего Госбанка на Кремлёвской площади, 12, открылся Музей кружева. В основной экспозиции представлены более 500 предметов, рассказывающих об основании и развитии этого традиционного художественного промысла Вологодчины.

Вятское кружево.

Сергиев – Посадская матрешка. - student2.ru Солнце нитями – лучами

Вышивали.

Луг – цветами,

Сад – плодами,

Пруд и небо – облаками,

А колосьями – поля,

Словно тонкими шелками,

Шита-вышита Земля.

Вятское кружево — один из народных промыслов, развитых в Кировской области, и являющийся её визитной карточкой. Вятское кружево плетётся на коклюшках.

Центр этого промысла находится в городе Советске (бывшая слобода Кукарка Вятской губернии). По художественной значимости, по ценным народным традициям и творческим находкам последнего времени этот промысел занимает равное место с остальными центрами (Вологдой, Ельцом, Михайловым).

Вятские кружева появились в начале XVIII века. Во второй половине XIX века промыслом занималось многочисленное крестьянское население, заказы поступали из Петербурга. В 1893 году в слободе Кукарке Яранского уезда Вятской губернии в числе 9 других была организована земская школа кружевниц. Преподавателями были ученицы Мариинской школы из Петербурга. Все школы, учрежденные «Мариинкой», опирались на её методическую базу и разработанные в ней учебные программы. Вместе с тем, в кружеве вятских школ сформировались особые качества, выделяющие его среди изделий других учебных заведений. Формы изделий разнообразны и порой необычны, не имеют аналогий в других школах: это жилеты, оплёты платков, воротники, салфетки с узорами в виде бабочек, пышных цветов, прихотливых петель. Учреждённая школа способствовала расширению промысла по всей губернии.

Кировские кружевницы сохранили традиции и технологию народного промысла и, объединившись в артели или небольшие предприятия, продолжают радовать всех своеобразием своих декоративных решений.

Книги об искусстве кружевоплетения:

Сергиев – Посадская матрешка. - student2.ru Кружево // Популярная художественная энциклопедия : Архитектура. Живопись. Скульптура. Графика. Декоративное искусство. В 2 т. Кн. 1. А-М / гл. ред. В.М. Полевой; ред. кол.: В.Ф. Маркузон, Д.В. Сарабьянов, В.Д. Синюколов. – Москва : Советская Энциклопедия, 1986. – С. 371 - 372.

В статье рассказывается об истории кружевоплетения.

Сергиев – Посадская матрешка. - student2.ru Кружевоплетение // Уткин, П.И, Королева Н.С.Народные художественные промыслы.. – Москва : Высшая школа, 1992. – С. 114-118.

Статья знакомит с искусством кружевоплетения. В статье рассказывается о вологодском и кировском, елецком и балахнинском кружевах и др.

Сергиев – Посадская матрешка. - student2.ru Льняной снег // Милковский, А.С. Скачи, добрый единорог: Очерки. – Москва : Детская литература, 1986. – С. 57 – 61, фотоил.

В статье рассказывается о искусстве кружевоплетения.

Сергиев – Посадская матрешка. - student2.ru Ручные кружева и кружевные изделия // Бардина, Р.А. Изделия народных художественных промыслов и сувениры: учеб. Для ПТУ. / Р.А. Бардина. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва : Высшая школа, 1990. - С.261-269.

Статья знакомит читателей с возникновением народного промысла – кружевоплетения, материалами для производства. Рассматриваются художественные изделия по названию сложившихся промыслов (вологодские и елецкие кружева, кировские (вятские) и михайловские (рязанские) и др.)

Сергиев – Посадская матрешка. - student2.ru Снежинка, которая не тает // Каменева, Е. Как петух попал на полотенце. / Е. Каменева. – Москва : Малыш, 1980. - С.18-20.

В статье говориться об истории создания кружев вятскими мастерицами.

Сергиев – Посадская матрешка. - student2.ru Яхнин, Л. Воздушные узоры. Дерево виноград. Книга о русских ремеслах // Мурзилка. – 2012. - №12. – С. 20-22.

Статья знакомит читателя с историей возникновения вологодских кружев.

Пуховязальный промысел.

Пуховязальный промысел зародился в Оренбургском крае примерно 250 лет назад, ещё в XVIII веке. По другим данным, вязание пуховых шалей из козьего пуха коренным населением этих мест существовало ещё до образования Оренбургской губернии. У его истоков стояли не только рукодельницы - пуховницы, но и учёные, исследователи, энтузиасты искусства. Первым обратил внимание на оренбургские пуховые платки Пётр Иванович Рычков. В 1766 году он опубликовал исследование «Опыт о козьей шерсти», предлагая организовать пуховязальный промысел в крае. Впоследствии академик П. П. Пекарский составил описание жизни Рычкова, в котором назвал его «создателем того кустарного промысла в Оренбургском казачьем войске, который кормит не одну тысячу народа уже второе столетие».

Наши рекомендации