МУ «Кинешемская городская централизованная библиотечная система»
МУ «Кинешемская городская централизованная библиотечная система»
(народные художественные промыслы и ремесла России)
Кинешма, 2017
Уважаемый Читатель!
Наш рекомендательный библиографический указатель литературы «Добрым людям на загляденье» познакомит Вас с различными видами народных художественных промыслов России. А книги из фонда библиотеки – филиала № 5, представленные в указателе, раскроют для Вас секреты народного ремесла.
Славилась Россия чудо - мастерами,
Дерево и глину в сказку превращали.
Красками и кистью красоту творили;
Своему искусству молодых учили.
Народные художественные промыслы (народное ремесло) — это форма народного творчества, в которой отчетливо прослеживаются традиционные нравы, зародившиеся много веков назад.
Народные художественные промыслы – важный элемент культуры и быта населения любого региона. Изделия мастеров показывают богатства культурных традиций России, открывают тайны русской души. Человек издавна стремился украсить свое жилище и все, с чем ему приходилось сталкиваться в быту. При изготовлении любой вещи народный мастер не только думал о ее практическом назначении, но и не забывал о красоте. Красота и польза в его творчестве всегда были неотделимы. Из самых простых материалов — дерева, металла, камня, глины — создавал он истинные произведения декоративно-прикладного искусства, раскрывавшие поэтическое представление мастера об окружающем мире.
Почти каждый уголок России имеет собственный вид рукоделия, и в этом материале мы собрали самые яркие и известные из них.
Всякая работа мастера хвалит – с этим трудно не согласится, глядя на «брендовые» вещи русских мастеров, которые пришлись по душе не только на Родине, но и полюбились далеко за ее пределами…
Гжельская керамика.
Из глубины веков до наших дней,
Старанием мастеров умелых,
Русь украшает чудо - Гжель
Узором синим в платьях белых…
Гжельская керамика — русский народный промысел производства керамики и фарфора и вид русской народной росписи, также один из традиционных российских центров производства керамики. Более широкое значение названия «Гжель», являющееся правильным с исторической и культурной точки зрения, — это обширный район, состоящий из 27 деревень, объединённых в «Гжельский куст». «Гжельский куст» расположен примерно в шестидесяти километрах от Москвы по железнодорожной линии Москва — Муром — Казань. Сейчас «Гжельский куст» входит в Раменский район Московской области, Россия. До революции этот район относился к Богородскому и Бронницкому уездам.
Издавна деревня Гжель славилась своими глинами. Широкая добыча разных сортов глины велась здесь с середины XVII века. До середины XVIII века Гжель делала обычную для того времени гончарную посуду, изготавливала кирпич, гончарные трубы, изразцы, а также примитивные детские игрушки, снабжая ими Москву.
Около 1800 года в деревне Володино Бронницкого уезда крестьяне, братья Куликовы, нашли состав белой фаянсовой массы. Там же около 1800—1804 годов был основан и первый фарфоровый завод. Павел Куликов, его основатель, научился технике изготовления фарфора, работая на заводе Отто в селе Перово. Завод Куликова замечателен тем, что от него пошло фарфоровое производство Гжели. К 1812 году в Гжели насчитывается 25 заводов, выпускающих посуду. Кроме посуды, делали игрушки в виде птиц и зверей и декоративные статуэтки на темы из русского быта.
Вторая четверть XIX века — период наивысших художественных достижений гжельского керамического искусства во всех его отраслях. Стремясь получить тонкий фаянс и фарфор, владельцы производств постоянно совершенствовали состав белой массы.
C середины XIX века многие гжельские заводы приходят в упадок, и керамическое производство сосредотачивается в руках Кузнецовых, некогда выходцев из Гжели. После революции кузнецовские заводы были национализированы. Только с середины XX века в Гжели начинается восстановление промысла. В 1930-х и 1940-х здесь была сосредоточена почти половина всех фарфорофаянсовых предприятий России.
Книги об искусстве гжели:
Сурьянинова, Н.С. Синие цветы Гжели / Нина Степановна Сурьянинова; рис. Р. Сурьянинова. – Москва : Малыш, 1987. – 14 с.
В книге рассказывается об искусстве мастеров Гжели.
Гжельский игрушечник// Дайн, Г.Л. Игрушечных дел мастера : книга для учащихся / Г.Л. Дайн. – Москва : Просвещение, 1994. - С. 146 - 175.
В статье рассказывается о гжельском фарфоре, о мастерах-живописцах Гжели.
Белый коток – синий бочек // Я познаю мир : детская энциклопедия : Игрушки / авт. Сост. Н.Г. Юрина. – Москва : АСТ; Семейная библиотека, 1998. – С. 233-237.
В статье рассказывается о появлении в селе Гжель ремесла по созданию глиняных фигурок, о традиции гжельской росписи, о том, как гжельские мастера воплощают свои фантазии в создании предметов декоративно-прикладного искусства.
Гжельская керамика // Бардина, Р.А. Изделия народных художественных промыслов и сувениры: учеб. для ПТУ / Р.А. Бардина. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва : Высшая школа, 1990. - С. 146-147.
В статье рассказывается о гжельской керамике, о особенностях гжельской росписи, о красках и глине, из которой создаются фигурки из города Гжель.
Гжельская керамика // Большая Российская энциклопедия. В 30 т. Т.7. Гермафродит - Григорьев / председатель науч.- ред. совета Ю. С. Осипов; отв. ред. С. Л. Кравец. - Москва : Большая Российская энциклопедия, 2007. – С. 49-50.
Статья знакомит читателя с историей возникновения гжельской керамики как художественного промысла, сложившегося в Подмосковье в селе Гжель и его окрестностях в XVIII веке.
Гжельская керамика // Популярная художественная энциклопедия : Архитектура. Живопись. Скульптура. Графика. Декоративное искусство. В 2 т. Кн. 1. А-М / гл. ред. В.М. Полевой; ред. кол.: В.Ф. Маркузон, Д.В. Сарабьянов, В.Д. Синюколов. – Москва : Советская Энциклопедия, 1986. – С. 167.
Статья рассказывает читателям о возникновении в селе Гжель народного прикладного искусства создания самобытных фигурок из глины.
Гжельская керамика // Уткин, П.И, Королева Н.С.Народные художественные промыслы.. – Москва : Высшая школа, 1992. – С. 32-35.
Статья знакомит с искусством гжельского промысла.
Гжельский игрушечник// Дайн, Г.Л. Игрушечных дел мастера : книга для учащихся / Г.Л. Дайн. – Москва : Просвещение, 1994. - С. 146-175.
В статье рассказывается о развитии гжельской росписи и игрушки в середине XX века, о мастерах г. Гжель, создающих свои работы в тот период времени.
Таланты народных мастеров // Я гражданин России / авт. текста Н. А. Андрианова; ил. И. А. Черновой. – Москва : Эксмо, 2015. – С. 160 – 173: ил. – (Детям о праве).
В статье рассказывается о народных промыслах России, в том числе об искусстве гжели.
Городецкая роспись.
Городецкая роспись - как ее нам не знать.
Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.
Здесь такие букеты, что нельзя описать.
Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.
Желтый вечер, черный конь,
И купавки, как огонь,
Птицы смотрят из ларца –
Чудо-роспись Городца!
Городецкая роспись — русский народный художественный промысел. Существует с середины XIX века, в районе города Городец. Яркая, лаконичная городецкая роспись (жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные узоры), выполненная свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшала прялки, мебель, ставни, двери. В 1936 основана артель (с 1960 фабрика «Городецкая росписьмисанг»), изготовляющая сувениры.
Городецкая роспись держит своё начало от резных городецких прялок, фигуры вырезались из дерева другой породы и вставлялись в соответствующее по форме углубление. Вставки, сделанные из темного мореного дуба, рельефно выделяются на светлой поверхности донца. Таким образом, располагая всего двумя оттенками дерева и несложным инструментом, народные умельцы превращали поверхность доски донца в настоящую картину! Позже мастера для изобразительного богатства стали применять подкраску, яркое сочетание желтого цвета с темным дубом, добавление синего, зеленого, красного цветов делало донце еще более нарядным и красочным.
Необходимость увеличить производство прядильных донец натолкнуло мастеров на мысль упростить технику декоративного оформления. Со второй половины XIX века сложная и трудоемкая техника инкрустации стала заменяться просто резьбой с подкраской, а с 1870-х годов на Городецких донцах преобладает живописная манера украшения.
В нижегородских росписях можно различить два типа — павловские и городецкие росписи, которыми украшали сундуки, дуги, сани, детскую мебель, донца для прялок и многие мелкие предметы обихода. Городецкий стиль отличается, прежде всего, содержательностью. В росписях основное впечатление дают жанровые сцены. Декоративность мотивов подчеркивается декоративностью цвета и приемов. Любимые фоны — ярко-зеленый или напряженный красный, глубокий синий, иногда черный, на котором особенно сочно расплескивается многоцветие Городецкого колорита. В характеристике сюжета разбелённые тона дают богатые оттенки цветовых переходов.
Книги об искусстве городецкой росписи:
Живописцы из Городца и Костромы / Жегалова, С.К. Русская народная живопись : книга для учащихся ст. классов / С.К. Жегалова. – Москва : Просвещение, 1984. - С. 134-153.
Статья знакомит читателя с искусством народных художников Городца и Костромы; в ней рассказывается о дереве и материале для городецкой росписи.
Городецкая роспись // Уткин, П.И, Королева Н.С.Народные художественные промыслы.. – Москва : Высшая школа, 1992. – С. 21-22.
Статья знакомит с искусством городецкой росписи.
Городецкая роспись // Большая Российская энциклопедия. В 30 т. Т.7. Гермафродит - Григорьев / председатель науч.- ред. совета Ю. С. Осипов; отв. ред. С. Л. Кравец. - Москва : Большая Российская энциклопедия, 2007. – С. 473-474.
Статья рассказывает об истории зарождения знаменитого русского народного художественного промысла в Балахинском уезде Нижегородской губернии в середине XIX века. О мастерах городецкой живописи.
Городецкая роспись// Популярная художественная энциклопедия : Архитектура. Живопись. Скульптура. Графика. Декоративное искусство. В 2 т. Кн. 1. А-М / гл. ред. В.М. Полевой; ред. кол.: В.Ф. Маркузон, Д.В. Сарабьянов, В.Д. Синюколов. – Москва : Советская Энциклопедия, 1986. – С. 177.
В статье рассказывается об истории появления в городе Городце художественной росписи по дереву, которое через несколько столетий стала всемирно известной.
Изделия с городецкой росписью // Бардина, Р.А. Изделия народных художественных промыслов и сувениры: учеб. для ПТУ / Р.А. Бардина. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва : Высшая школа, 1990. - С.43-44.
В статье говориться об особенностях искусства Городца; о мастерах, создающих свои художественные произведения на деревянных изделиях; о том, как развивалась городецкая роспись на протяжении нескольких десятилетий.
Кони из Городца // Пряник, прялка и птица Сирин : Книга для учащихся ст. классов / С. К. Жегалова, С. Г. Жижина, З. П. Попова, Ю. С. Черняховская. – 2-е изд., перераб. – Москва : Просвещение, 1983. – С.102-120.
Статья рассказывает об истории возникновения городецкого промысла.
Таланты народных мастеров // Я гражданин России / авт. текста Н. А. Андрианова; ил. И. А. Черновой. – Москва : Эксмо, 2015. – С. 160 – 173: ил. – (Детям о праве).
В статье рассказывается о народных промыслах России, в том числе об искусстве мастеров из Городца.
Хороши городецкие кони! // Я познаю мир : Детская энциклопедия : Игрушки / авт. Сост. Н.Г. Юрина. – Москва : АСТ; Семейная библиотека, 1998. – С. 256-258.
Статья знакомит с характерными особенностями городецкой росписи, с художественными образами, воплощаемыми городецкими мастерами в своих произведениях искусства.
Жостовская роспись.
На жостовском подносе
В зеркальной глади лака
Ржаная медь колосьев,
Степной румянец мака.
Багрянец поздних листьев.
Лесной подснежник первый…
А жостовские кисти
Нежнее легкой вербы.
Жостовская роспись -русский народный художественный промысел росписи кованых металлических (жестяных) подносов, существующий с 1825 года в деревне Жостово Мытищинского района Московской области.
Основной мотив жостовской росписи — цветочный букет. История Жостово и жостовского промысла восходит к началу 19-ого века, когда в ряде подмосковных сел и деревень бывшей Троицкой волости (ныне Мытищинский район Московской области) возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из папье-маше. Традиции этой росписи появились в Жостово и окрестных селениях на основе более ранней тагильской росписи (18-ый век). Основной мотив жостовской росписи - цветочный букет. В 1922 г. в деревне Новосельцево возникла «Новосельцевская трудовая артель» по выпуску железных лакированных подносов; в 1924 г. в деревне организовались «Жостовская трудовая артель» по росписи подносов. 1920—1930-е годы были нелёгкими в истории Жостово. Общие для советского искусства тенденции прямолинейного утверждения современности и реализма приводили к тому, что ведавшие народными промыслами организации пытались изменить традиционное направление их развития и внедряли в жостовскую живопись образцы орнаментальных и тематических композиций, созданные художниками-профессионалами без учёта специфики местного искусства и несущие черты станковизма и натурализма. Ведущие художники понимали чужеродность подобных новаций самой сущности народного творчества, сумели противостоять им и направить новые идеи на углубление традиционного мастерства.
В 1960-е годы начался новый этап в истории Жостово, продолжающийся и сейчас. Художественная роспись подносов обретала всё больший авторитет и популярность благодаря не только массовыми изделиям, но и уникальными произведениям ведущих мастеров, все чаще привлекавшим внимание на многочисленных выставках в стране и за рубежом. За свою историю жостовские подносы из бытового предмета стали самостоятельными декоративными панно, а ремесло, служившее некогда подспорьем к земледелию, обрело статус уникального вида русского народного искусства.
В искусстве жостовских мастеров реалистическое ощущение живой формы цветов и плодов сочетается с декоративной обобщённостью, родственной русской народной кистевой росписи на сундуках, берестяных туесах, прялках и т. п. Основной мотив росписи — цветочный букет простой композиции, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы. Роспись производится обычно по чёрному фону (иногда по красному, синему, зелёному, серебряному). По назначению подносы делятся на две группы: для бытовых целей (под самовары, для подачи пищи) и как украшение. По форме подносы бывают круглые, восьмиугольные, комбинированные, прямоугольные, овальные и другие.
Книги об искусстве жостовской росписи:
Бедник, Н.И. Цветы на подносе/ Н.И. Бедник; рис. Л. А. Солодовниковой. – Ленинград : Художник РСФСР, 1986. – 36с.
В книге рассказывается об искусстве мастеров жостовской росписи.
Жостовская лаковая живопись // Бардина, Р.А. Изделия народных художественных промыслов и сувениры: учеб. для ПТУ / Р.А. Бардина. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва : Высшая школа, 1990. - С.72-73.
В статье рассказывается об основных приемах жостовской росписи, о художниках деревни Жостово.
Жостовские подносы // Уткин, П.И, Королева Н.С. Народные художественные промыслы.. – Москва : Высшая школа, 1992. – С. 92-94.
Статья знакомит с жостовским промыслом, искусством декоративной росписи подносов.
Жостовская роспись // Большая Российская энциклопедия. В 30 т. Т.10. Железное дерево - Излучение / председатель науч.- ред. совета Ю. С. Осипов; отв. ред. С. Л. Кравец. - Москва : Большая Российская энциклопедия, 2008. – С. 113.
В статье рассказывается о возникновении и развитие жостовской росписи - живописи на металлических подносах, как русского художественного промысла.
Жостовская роспись // Популярная художественная энциклопедия : Архитектура. Живопись. Скульптура. Графика. Декоративное искусство. В 2 т. Кн. 1. А-М / гл. ред. В.М. Полевой; ред. кол.: В.Ф. Маркузон, Д.В. Сарабьянов, В.Д. Синюколов. – Москва : Советская Энциклопедия, 1986. – С. 167.
Статья знакомит читателя с историей возникновения жоствовской росписи, о том, как мастера деревни Жостово изображали с помощью красок очарование природы родных мест.
Жостовское чудо // Клёпа. О народных промыслах России. - № 88. – С.18-19.
В статье рассказывается об истории появления жостовской живописи на подносах, о мастера деревни Жостово.
Таланты народных мастеров // Я гражданин России / авт. текста Н. А. Андрианова; ил. И. А. Черновой. – Москва : Эксмо, 2015. – С. 160 – 173: ил. – (Детям о праве).
В статье рассказывается о народных промыслах России, в том числе об искусстве жостовских мастеров.
Хохломская роспись.
Хохломская роспись –
Алых ягод россыпь,
Отголоски лета
В зелени травы,
Рощи – перелески,
Шелковые всплески,
Солнечно – медовый
Золотой листвы…
Хохломская роспись -старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке под Нижним Новгородом. Представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную красными, зелёными и золотистыми тонами по чёрному фону. Роспись выглядит ярко, несмотря на тёмный фон. Для создания рисунка используются такие цвета, как красный, жёлтый, оранжевый, немного зелёный и голубой. В росписи всегда присутствует золотой цвет. Традиционные элементы Хохломы — красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Также часто встречаются птицы, рыбы и звери.
Предполагают, что хохломская роспись возникла в XVII веке на левом берегу Волги, в деревнях Большие и Малые Бездели, Мокушино, Шабаши, Глибино, Хрящи. Деревня Хохлома Ковернинского района Нижегородской области была крупным центром сбыта, куда свозили готовые изделия, оттуда и пошло название росписи.
Существует и легендарное объяснение появления хохломской росписи. Был замечательный иконописец Андрей Лоскут. Бежал он из столицы, недовольный церковными нововведениями патриарха Никона, и стал в глуши приволжских лесов расписывать деревянные поделки, да писать иконы по старому образцу. Прознал про это патриарх Никон и отправил за непокорным иконописцем солдат. Отказался подчиниться Андрей, сжёг себя в избе, а перед смертью завещал людям сохранить его мастерство. Искрами изошёл, рассыпался Андрей. С той поры и горят алым пламенем, искрятся золотыми самородками яркие краски Хохломы.
В настоящее время у хохломской росписи два центра — город Семёнов, где находятся фабрики «Хохломская роспись» и «Семёновская роспись», и деревня Сёмино Ковернинского района, где работает предприятие «Хохломский художник», объединяющее мастеров деревень Ковернинского района: Сёмино, Кулигино, Новопокровское и др. В Сёмино расположено также предприятие, занимающееся 19 лет выпуском деревянных шкатулок с хохломской росписью. В Семёнове школу хохломской росписи основал Г. П. Матвеев.
Книги об искусстве хохломской росписи:
Жегалова, С.К. Росписи Хохломы : Рассказ /С.К. Кусков. – Москва : Детская литература,1991. – 48 с. : фотоил.
Рассказ об одном из самых ярких проявлений русского народного декоративного творчества – искусстве хохломской росписи. Цикл книг «Народные промыслы».
Золотая хохлома // Жегалова, С.К. Русская народная живопись : книга для учащихся ст. классов / С.К. Жегалова. – Москва : Просвещение, 1984. - С. 154-159.
Статья знакомит читателя с искусством народных художников старинного русского села центральной части России - Хохломы; в ней рассказывается о характерных особенностях и чертах хохломской росписи, и о людях, которые создают художественные произведения знаменитые далеко за пределами нашей Родины.
Изделия с хохломской росписью // Бардина, Р.А. Изделия народных художественных промыслов и сувениры: учеб. для ПТУ / Р.А. Бардина. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва : Высшая школа, 1990. - С.37-42.
Статья познакомит читателя с особенностями хохломской росписи.
Копытов, Е. Волшебные травы Заволжья // Юный художник. – 1991. - №1. - С.17-19.
В статье рассказывается об истории возникновения живописного народного промысла в селе Хохлома.
Тайны Хохломы // Клепа.О народных промыслах России. - №88. – с.10-11.
В статье читатель может узнать об особенностях хохломской росписи, о том, какие краски используют хохломские художники.
Хохломская роспись // Уткин, П.И, Королева Н.С.Народные художественные промыслы.. – Москва : Высшая школа, 1992. – С. 19-21.
Статья знакомит с искусством хохломской росписи.
Яхнин, Л. Веселое слово «хохлома». Дерево виноград. Книга о русских ремеслах // Мурзилка. – 2012. - №3. – С.20-22.
В статье юные читатели могут узнать о том, что представляет собой народный промысел - хохломская роспись.
Народная игрушка.
Пусть вам лучшею подружкой
Станет русская игрушка.
И недаром все музеи
Дорожат, гордятся ею.
Народная игрушка – особый вид русского народного творчества. История народной игрушки уходит корнями в глубокую древность. Это самая ранняя форма художественного творчества народа, населявшего Россию, которая на протяжении многих веков видоизменялась, сочетая в себе колорит и многогранность культуры нашего народа. Материалы для изготовления игрушки были разнообразными. Мастерили из всего, что давала человеку природа: глина, солома, еловые шишки и дерево.
Книги об игрушечных промыслах:
Блинов, Г.М. Чудо – кони, чудо – птицы : Рассказы о русской народной игрушке. / Г. М. Блинов, оформл. В. Бахтина. – Москва : Детская литература, 1977. – 190 с., цв. фотоил.
Книга об игрушечных промыслах, о народных мастерах-самородках нашей страны и о значении народного творчества в развитии национального искусства.
Ручные игрушки// Клепа. Клепа в мире игрушек. - №74. – С.6 - 8.
В статье рассказывается об искусстве ручных игрушек на Руси.
Богородская игрушка.
Богородская игрушка –
деревянная зверушка.
Мишка, зайка, петушок –
полюбуйся-ка, дружок!
Мастера взялись за дело –
вырежут из липы белой
или мишку-кузнеца,
или в пляске удальца!
Под ноги ложится стружка.
Вот и курочки-подружки
весело зерно клюют –
с ними радость и уют.
Богородская резьба (богородская игрушка) — русский народный промысел, состоящий в изготовлении резных игрушек и скульптуры из мягких пород дерева (липы, ольхи, осины). Его центром является посёлок Богородское Сергиево-Посадского района Московской области России, расположенное приблизительно в 29 километрах от Сергиева Посада.
По народному преданию, давным-давно в селе жила семья. Задумала мать позабавить малых детей. Вырезала она из чурбачка фигурку «ауку». Дети порадовались, поиграли и забросили «ауку» на печь. Раз муж стал собираться на базар и говорит: «Возьму-ка я «ауку» да и покажу на базаре торгашам». «Ауку» купили и ещё заказали. С тех пор и появилась резьба игрушки в Богородском. И стала она называться «богородской».
Сперва промысел представлял собой типичное крестьянское производство. Изделия изготовлялись сезонно: начиная с поздней осени и до ранней весны, то есть когда наступал перерыв в сельскохозяйственных работах. Долгое время богородские резчики находились в прямой зависимости от Сергиевского промысла, работая непосредственно по заказам сергиевских скупщиков и изготавливая, в основном, так называемый «серый» товар, который окончательно отделывали и раскрашивали в Сергиевом Посаде.
Именно на первоначальном этапе становления богородского промысла стали появляться произведения, считающиеся шедеврам народного искусства, среди которых: «Пастушок», ставшая своеобразной богородской классикой, львы со львятами, собаки со щенками. Уже в середине XIX века центр резного дела перемещается в Богородское, и Богородский промысел обретает самостоятельность. Большое влияние на формирование собственно богородского стиля оказало творчество таких мастеров как А. Н. Зинин, а несколько позже деятельность профессионального художника, коренного богородчанина П. Н. Устратова. Период 1840-х — 1870-х годов, по мнению ряда специалистов, — время расцвета богородского резного кустарного промысла.
В 1913 году в Богородском была организована артель и была открыта учебно-показательная мастерская с инструкторским классом, а в 1914-м на её базе заработала земская школа, в которой обучались мальчики на полном пансионе. В первое десятилетие после Октябрьской революции в Богородском сохранялись старые земские образцы, продукция промысла в большом количестве уходила на экспорт. В 1923 году была восстановлена артель «Богородский резчик», в которой продолжили свою работу мастера старшего поколения и Богородский промысел занимает одно из ведущих мест. В 1970-х — 1980-х годах на Богородской фабрике художественной резьбы работало около 200 резчиков.
Одной из отличительных черт промысла всегда являлось изготовление движущихся игрушек. Наиболее известна игрушка «Кузнецы», обычно изображающая мужика и медведя, которые поочерёдно бьют по наковальне. Эта игрушка, возраст которой, по некоторым данным, превышает 300 лет, стала символом, как богородского промысла, так и самого Богородского, войдя в герб посёлка.
Книги об искусстве богородской резьбы:
Богородская резьба // Популярная художественная энциклопедия : Архитектура. Живопись. Скульптура. Графика. Декоративное искусство. В 2 т. Кн. 1. А-М / гл. ред. В.М. Полевой; ред. кол.: В.Ф. Маркузон, Д.В. Сарабьянов, В.Д. Синюколов. – Москва : Советская Энциклопедия, 1986. – С. 86.
В статье рассказывается об истории возникновения в селе Богородское Сергиево-Посадского района Московской области ремесла резьбы по дереву.
Богородские изделия // Бардина, Р.А. Изделия народных художественных промыслов и сувениры: учеб. для ПТУ / Р.А. Бардина. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва : Высшая школа, 1990. – С.32-35.
Статья знакомит читателя с разными видами деревянной игрушки, которые создают мастера из поселка Богородское Сергиево-Посадского района Московской области.
Детство богородских резчиков // Дайн, Г.Л. Игрушечных дел мастера : книга для учащихся / Г.Л. Дайн. – Москва : Просвещение, 1994. - С. 71-96.
В статье рассказывается о появлении в селе Богородском народного ремесла по резке из дерева всевозможных фигурок; о мастерах, с их установившимися своеобразными традициями. Все это сделало Богородское единственным в своем роде мировым центром резной игрушки из дерева.
Таланты народных мастеров // Я гражданин России / авт. текста Н. А. Андрианова; ил. И. А. Черновой. – Москва : Эксмо, 2015. – С. 160 – 173: ил. – (Детям о праве).
В статье рассказывается о народных промыслах России, в том числе об искусстве изготовления богородской игрушки.
Дымковская игрушка.
В Дымково, вблизи от Вятки,
Лет четыреста назад
К празднику весны «Свистунье»,
Их лепили стар и млад.
Эти вятские игрушки,
Словно радуга весной…
Красный, жёлтый и зелёный,
Алый, синий, голубой –
Все цвета на белом фоне
Этой дымки расписной…
Дымковская игрушка –один из русских народных глиняных художественных промыслов. Возник в заречной слободе Дымково, близ города Вятки (ныне на территории города Кирова).
Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья, к которому женское население слободы Дымково лепило свистульки из глины в виде коней, баранов, козлов, уток и других животных; их красили в разные яркие цвета. Позднее, когда праздник потерял своё значение, промысел не только сохранился, но и получил дальнейшее развитие.то один из самых старинных промыслов России, возникший в XV—XVI веках.
Для производства дымковской игрушки используется местная ярко-красная глина, тщательно перемешанная с мелким коричневым речным песком. Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую красную глину как связующий материал. Наиболее распространённые сюжеты: няньки с детьми, водоноски, бараны с золотыми рогами, индюшки, петухи, олени, молодые люди, скоморохи, барыни.
Дымковская игрушка стала одним из символов Кировской области, подчеркивающим самобытность Вятского края, его древнюю историю.
Благодаря своей пластике, простоте узоров, яркости палитры дымковская игрушка широко изучается и используется в детском творчестве, воплощаясь в виде рисунков, изделий из глины и других материалов. Наряды дымковских «барынь» нашли отражение в коллекциях современных модельеров одежды. Народный «дымковский» стиль неоднократно использовался в художественных (прежде всего детских) произведениях (например, мультфильм «Вернулся служивый домой», режиссёр Владимир Дегтярёв, СССР, 1959).
В 2010 году в центре города Кирова установлена скульптурная группа «Семья», выполненная по канонам дымковской игрушки и представляющая собой группу из барыни с младенцем, мужичка с гармошкой, ребёнка со свистулькой, кошки и собаки. Мотивы дымковского орнамента были использованы на церемонии открытия зимних Олимпийских игр 2014 года в Сочи.
Книги об искусстве дымковской игрушки:
Крупин, В.Н. В Дымковской слободе / В.И. Крупин; худож. А. Аземшин. – Москва : Малыш, 1989. – 32с.
В книге рассказывается о народном промысле, старинной русской игрушке, возникшей в достопамятные времена в слободе Дымково.
Безотосная, Н. Веселье в Дымково // Детская роман-газета. – 2016. - №6. – С. 26-28.
Статья знакомит читателей с дымковской игрушкой и историей ее создания.
Вятские легенды // Я познаю мир : детская энциклопедия : Игрушки / авт. сост. Н.Г. Юрина. – Москва : АСТ; Семейная библиотека, 1998. – С.220-223.
Статья знакомит читателя с легендами, связанными с Дымковской слободой близ реки Вятки; с мастерам, создавшими знаменитую дымковскую игрушку и особенностями создания игрушки из глины и фарфора.
Вятские радетели // Дайн, Г.Л. Игрушечных дел мастера : книга для учащихся / Г.Л. Дайн. – Москва : Просвещение, 1994. - С. 211-230.
Статья знакомит читателя с Дымковской игрушкой, мастерами села Дымково и особенностями создания игрушек из фарфора и глины.
Дымковская (вятская) игрушка// Бардина, Р.А. Изделия народных художественных промыслов и сувениры: учеб. для ПТУ / Р.А. Бардина. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва : Высшая школа, 1990. – С.148-150.
В статье рассматриваются этапы создания дымковской игрушки, от выбора глины, до разукрашивания фигурок специальными красками.
Дымковская игрушка // Большая Российская энциклопедия. В 30 т. Т.9. Динамика атмосферы – Железнодорожный узел / председатель науч.- ред. совета Ю. С. Осипов; отв. ред. С. Л. Кравец. - Москва : Большая Российская энциклопедия, 2007. – С. 455-456.
Статья знакомит читателей с историей возникновения дымковской игрушки; рассказывает о знаменитых мастерах села Дымково и о традиции изготовления глиняных и фарфоровых игрушек.
Дымковская игрушка // Популярная художественная энциклопедия : Архитектура. Живопись. Скульптура. Графика. Декоративное искусствоВ 2 т. Кн. 1. А-М / гл. ред. В.М. Полевой; ред. кол.: В.Ф. Маркузон, Д.В. Сарабьянов, В.Д. Синюколов. – Москва : Советская Энциклопедия, 1986. – С.23.
Статья знакомит с самобытным русским художественным промыслом – Дымковской игрушкой.
Дымковская игрушка // Уткин, П.И, Королева Н.С.Народные художественные промыслы.. – Москва : Высшая школа, 1992. – С. 36-37.
Статья знакомит с искусством изготовления дымковской игрушки.
Дымковская «свистопляска» // Клепа. Клепа в мире игрушек.- №74. – С.14-15.
В статье рассказывается об особенностях создания игрушек из села Дымково.
Козел в штанишках // Каменева, Е. Как петух попал на полотенце. / Е. Каменева. – Москва : Малыш, 1980. – С.16-17.
Статья знакомит юного читателя с видами игрушек дымковских мастеров.
Родина дымковской игрушки // Андрианова, Н.А. Россия для детей / Н.А. Андрианова. – Москва : Эксмо, 2015. – С.65-67.
В статье рассказывается о том, как в селе Дымково появился народный промысел изготовления игрушки из глины.
Каргопольская глиняная игрушка.
В Каргополе есть игрушка
Очень старая. Зверёк
<