Часть). Психология детской одаренности
глава 4. О диагностике детской одаренности 10.5
21. Умеет хорошо излагать свои мысли, имеет боль
шой словарный запас.
22. Изобретателен в выборе и использовании различ
ных предметов (например, использует в играх не только
игрушки, но и мебель, предметы быта и другие сред
ства).
23. Знает много о таких событиях и проблемах, о ко
торых его сверстники обычно не знают.
24. Способен составлять оригинальные композиции
из цветов, рисунков, камней, марок, открыток и т. д.
25. Хорошо поет.
26. Рассказывая о чем-то, умеет хорошо придержи
ваться выбранного сюжета, не теряет основную мысль.
27. Меняет интонацию голоса и манеру говорить, ко
гда изображает другого человека.
28. Любит разбираться в причинах неисправности
механизмов, любит загадочные поломки и вопросы на
«поиск».
29. Легко общается с детьми и взрослыми.
30. Часто выигрывает в разных спортивных играх
у сверстников.
31. Хорошо улавливает связь между одним событием
и другим, между причиной и следствием.
32. Способен увлечься, уйти с головой в интересую
щее его занятие.
33. Обгоняет в учебе сверстников на год или два, то
есть должен бы учиться в более старшем классе, чем учит
ся реально.
34. Любит использовать какой-либо новый материал
для изготовления игрушек, коллажей, рисунков, в стро
ительстве детских домиков на игровой площадке.
35. В игру на музыкальном инструменте, в песню или
танец вкладывает много энергии и чувств.
36. Придерживается только необходимых деталей
в рассказах о событиях, все несущественное отбрасыва
ет, оставляет главное, наиболее характерное.
37. Разыгрывая драматическую сцену, способен по
нять и изобразить конфликт.
38. Любит рисовать чертежи и схемы механизмов.
39. Улавливает причины поступков других людей,
мотивы их поведения. Хорошо понимает недосказанное.
40. Бегает быстрее всех в детском саду, в классе.
41. Любит решать сложные задачи, требующие ум
ственного усилия.
42. Способен по-разному подойти к одной и той же
проблеме.
43. Проявляет ярко выраженную, разностороннюю
любознательность.
44. Охотно рисует, лепит, создает композиции, имею
щие художественное назначение (украшения для дома,
одежды и т. д.), в свободное время без побуждения взрос
лых.
45. Любит музыкальные записи. Стремится пойти на
концерт или туда, где можно слушать музыку.
46. Выбирает в своих рассказах такие слова, которые
хорошо передают эмоциональные состояния героев, их
переживания и чувства.
47. Склонен передавать чувства через мимику, жес
ты, движения.
48. Читает (любит, когда ему читают) журналы и ста
тьи о создании новых приборов, машин, механизмов.
49. Часто руководит играми и занятиями других де
тей.
50. Двигается легко, грациозно. Имеет хорошую ко
ординацию движений.
51. Наблюдателен, любит анализировать события и яв
ления.
52. Способен не только предлагать, но и разрабаты
вать собственные и чужие идеи.
53. Читает книги, статьи, научно-популярные изда
ния с опережением своих сверстников на год или на
Два.
54. Обращается к рисунку или лепке для того, чтобы
выразить свои чувства и настроение.
55. Хорошо играет на каком-нибудь музыкальном
инструменте.
часть I. Психология детской одаренности
56. Умеет передавать в рассказах такие детали, которые
важны для понимания события (что обычно не умеют
делать его сверстники) и в то же время не упускает основ
ной линии событий, о которых рассказывает.
57. Стремится вызвать эмоциональную реакцию
у других людей, когда о чем-то с увлечением рассказы
вает.
58. Любит обсуждать научные события, изобретения,
часто задумывается об этом.
59. Склонен принимать на себя ответственность, вы
ходящую за пределы, характерные для его возраста.
60. Любит ходить в походы, играть на открытых спор
тивных площадках.
61. Способен долго удерживать в памяти символы,
буквы, слова.
62. Любит пробовать новые способы решения жиз
ненных задач, не любит уже испытанных вариантов.
63. Умеет делать выводы и обобщения.
64. Любит создавать объемные изображения, работать
с глиной, пластилином, бумагой и клеем.
65. В пении и музыке стремится выразить свои чув
ства и настроение.
66. Склонен фантазировать, старается добавить что-
то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже
знакомом и известном всем.
67. С большой легкостью драматизирует, передает чув
ства и эмоциональные переживания.
68. Проводит много времени над конструированием
и воплощением собственных проектов (моделей лета
тельных аппаратов, автомобилей, кораблей).
69. Другие дети предпочитают выбирать его в каче
стве партнера по играм и занятиям.
70. Предпочитает проводить свободное время в по
движных играх (хоккей, баскетбол, футбол и т. д.).
71. Имеет широкий круг интересов, задает много во
просов о происхождении и функциях предметов.
72. Продуктивен, чем бы ни занимался (рисование,
сочинение историй, конструирование и др.), способен
глава 4. О диагностике детской одаренности 107
предложить большое количество самых разных идей и решений.
73. В свободное время любит читать научно-популяр
ные издания (детские энциклопедии и справочники),
читает их с большим интересом, чем художественные
книги (сказки, детективы и др.).
74. Может высказать собственную оценку произве
дений искусства, пытается воспроизвести то, что ему
понравилось, в своем собственном рисунке или создан
ной игрушке, скульптуре.
75. Сочиняет собственные оригинальные мелодии.
76. Умеет в рассказе изобразить своих героев очень
живо, передает их характер, чувства, настроения.
77. Любит игры-драматизации.
78. Быстро и легко осваивает компьютер.
79. Обладает даром убеждения, способен внушать свои
идеи другим.
80. Физически выносливее сверстников.
Лист ответов