Шкала умственного развития Бине—Симона
Шкала умственного развития Бине—Симона
(вариант 1911 г.)
№ | Возраст | Содержание задания | |
3 года | 1. Показать свои глаза, нос, рот 2. Повторить предложение длиной до шести слогов 3. Повторить по памяти два числа 4. Назвать нарисованные предметы 5. Назвать свою фамилию | ||
4 года | 1 . Назвать свой пол 2. Назвать несколько показываемых предметов 3. Повторить ряд из трех однозначных чисел 4. Сравнить длину показанных линий (3 задачи) | ||
5 лет | 1. Сравнение (попарно) тяжести (3—12 6г.; 3-12 г.) 2. Срисовать квадрат 3. Повторить слово из трех слогов 4. Решить головоломку 5. Сосчитать четыре предмета | г.; 15- | |
6 лет | 1. Определить время дня 2. Назвать назначение нескольких предметов обихода |
Часть I. Психолегиадетской одаренности
Продолжение табл. 3
Возраст |
№ |
Содержание задания
3. Срисовать ромб1 •'
4. Сосчитать тринадцать' предметов
5. Сравнить с эстетической точки зрения два лица
(3 задания) ' ' ~
7 лет |
6. Различить правую и левую стороны
7. Описать картинку
8. Выполнить несколько поручений
9. Подсчитать общий номинал нескольких мо
нет
10. Назвать показанные четыре основных цвета
глава 4:0 диагностике детской одаренности* '• 95
Окончание табл. 3
N° | Возраст | Содержание задания |
3. В течение трех минут произнести 60 слов 4. Определение отвлеченных понятий 5. Восстановить порядок слов (3 задания) | ||
12 лет | 1. Повторение однозначных чисел 2. Поиск трех рифм к слову «стакан» 3. Повторение предложений длиной 26 слогов 4. Объяснение смысла картины 5. Завершение рассказа |
8 лет
9 лет
10 лет
11 лет
1. Сравнение двух объектов по памяти. Установ
ление сходства между ними
2. Обратный счет от 20 до 1
3. Обнаружение пропусков в изображениях лю
дей (четыре задачи)
4. Назвать день, число, месяц, год
5. Повторить ряд из пяти однозначных чисел
1. Назвать все месяцы
2. Подсчитать общий номинал всех монет
3. Составить из предложенных трех слов две
фразы
4. Ответить на три легких вопроса
5. Ответить на пять более трудных вопросов
1. Ранжирование предметов
2. Воспроизведение фигур
3. Поиск несоответствий в рассказах
4. Ответы на трудные отвлеченные вопросы
5. Составление предложения из трех слов с од
ним из предложенных в задании
1. Противостояние внушению при сравнении
линий разной длины
2. Составление предложения из трех слов
Таблица 4
Тесты испытаний умственной одаренности младенческих возрастов Ф. Кюльман(1912 г.)
№ | Возраст | Содержание задания | Критерий выполнения |
3 месяца | /. Поднесение руки или | Движение направ- | |
предмета ко рту | ленно, а не случай- | ||
Вложить в правую руку | но | ||
кубик или другой лег- | |||
кий предмет. Наблю- | |||
дать, потянет ли в рот. | |||
Повторить то же с ле- | |||
вой рукой. Если опыт не | |||
удался, наблюдать, не | |||
будет ли ребенок подно- | |||
сить руку ко рту | |||
2. Реакция на звук | Реакция в форме | ||
Хлопнуть в ладоши по | вздрагивания или | ||
одному разу у каждого | другого движения | ||
уха. Повторные хлопки | |||
с интервалом не менее | |||
— | 1 мин. |
Лист вопросов
1. Склонен к логическим рассуждениям, способен
оперировать абстрактными понятиями.
2. Нестандартно мыслит и часто предлагает неожи
данные, оригинальные решения.
глава 4. О диагностике детской одаренности 103
3. Учится новым знаниям очень быстро, все схваты
вает на лету.
4. В рисунках нет однообразия. Оригинален в выбо
ре сюжетов. Обычно изображает много разных предме
тов, людей, ситуаций.
5. Проявляет большой интерес к музыкальным за
нятиям.
6. Любит сочинять (писать) рассказы или стихи
7. Легко входит в роль какого-либо персонажа: че
ловека, животного и других.
8. Интересуется механизмами и машинами.
9. Инициативен в общении со сверстниками.
10. Энергичен, производит впечатление ребенка, нуж
дающегося в большом объеме движений.
11. Проявляет большой интерес и исключительные
способности к классификации.
12. Не боится пробовать что-то новое, стремится все
гда проверить новую идею, делает несколько попыток
при неудаче.
13. Быстро запоминает услышанное и прочитанное
без специального заучивания, не тратит много времени
на осмысление того, что нужно запомнить.
14. Становится задумчивым и очень серьезным, ког
да видит хорошую картину, слышит музыку, видит не
обычную скульптуру, красивую (художественно выпол
ненную) вещь.
15. Чутко реагирует на характер и настроение музыки.
16. Может легко построить рассказ, начиная от за
вязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конф
ликта.
17. Интересуется актерской игрой.
18. Может устранить несложную поломку в бытовом
приборе, использовать старые детали для создания но
вых поделок, игрушек, приборов.
19. Не теряет уверенности даже в окружении незна
комых людей.
20. Любит участвовать в спортивных играх и состяза
ниях.
Лист ответов
Обработка результатов
Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно уничтожаются). Результаты подсчетов напишите внизу, под каждым столбцом. Полученные суммы баллов характеризуют вашу оценку степени развития у ребенка следующих видов одаренности:
• интеллектуальная;
• творческая;
• академическая (научная);
• художественно-изобразительная;
• музыкальная;
• литературная;
• артистическая;
• техническая;
• лидерская;
• спортивная.
Для большей наглядности начертим графический «профиль одаренности». Для этого по оси X отложим
Рис. 2. Профиль одаренности. • a
Мы приводим в качестве примера ответы мамы семилетнего
Сережи Ч.
глава 4. О диагностике детской одаренности 109
десять делений, они будут обозначать виды одаренности. По оси У будем откладывать количество полученных баллов. Соединив поставленные точки, мы получим «профиль одаренности» (рис. 2).
Методика «Палитра интересов»
Методика разработана на основе аналогичных методик для юношей и подростков.
При изучении направленности интересов младших школьников следует учитывать и постоянно иметь в виду, что интересы у большинства детей данного возраста нечетко дифференцированы и не устойчивы. Но это не может быть причиной отказа от их изучения. Без информации о склонностях и интересах ребенка наши педагогические меры могут быть неадекватны.
Важно также и то, что несмотря на отмечаемое исследователями отсутствие абсолютного совпадения между интересами и склонностями с одной стороны и способностями и одаренностью с другой, между ними существует тесная связь. Эта связь уже на ранних этапах развития личности выражена достаточно определенно.
Ребенок интересуется, как правило, той наукой или сферой деятельности, в которой он наиболее успешен, за достижения в которой его часто поощряют взрослые и сверстники. Таким образом, склонности выступают как индикатор способностей и одаренности с одной стороны и как отправная точка для развития с другой.
Общая характеристика
Методика может использоваться педагогами и родителями. Ориентирована на работу с детьми 6—10 лет.
Воспользовавшись представленной методикой, можно получить первичную информацию о направленности интересов ребенка. Это, в свою очередь, даст возможность более объективно судить о способностях и о характере одаренности ребенка.
110 | часть I. Психология детской одаренности
Инструкция для детей
В правом верхнем углу листа ответов запишите свое имя и фамилию. Ответы на вопросы помещайте в клетках, ответ на первый вопрос в клетке под номером 1, ответ на второй вопрос в клетке под номером 2 и так далее. Всего 35 вопросов.
Если то, о чем говорится, вам не нравится, ставьте знак «—»; если нравится — «+»; если очень нравится, ставьте «++».
Лист вопросов
Каждый вопрос начинается со слов: «Нравится ли
тебе...»
1. Решать логические задачи и задачи на сообрази
тельность.
2. Читать самостоятельно (слушать, когда тебе чи
тают) сказки, рассказы, повести.
3. Петь, музицировать.
4. Заниматься физкультурой.
5. Играть вместе с другими детьми в различные кол
лективные игры.
6. Читать (слушать, когда тебе читают) рассказы о
природе.
7. Делать что-нибудь на кухне (мыть посуду, помо
гать готовить пищу).
8. Играть с техническим конструктором.
9. Изучать язык, интересоваться и пользоваться но
выми, незнакомыми словами.
10. Самостоятельно рисовать. ,..,,
И. Играть в спортивные подвижные игры,
12. Руководить играми детей. ii
13. Ходить в лес, на поле, наблюдать за растениями,
животными, насекомыми.
14. Ходить в магазин за продуктами.
глава 4. О диагностике детской одаренности
15. Читать (слушать, когда тебе читают) книги о тех
нике, машинах, космических кораблях и др.
16. Играть в игры с отгадыванием слов (названий
городов, животных).
17. Самостоятельно сочинять истории, сказки, рас
сказы.
18. Соблюдать режим дня, делать зарядку по утрам.
19. Разговаривать с новыми, незнакомыми людьми.
20. Ухаживать за домашним аквариумом, содержать
птиц, животных (кошки, собаки и др.).
21. Убирать за собой книги, тетради, игрушки и др.
22. Конструировать, рисовать проекты самолетов, ко
раблей и др.
23. Знакомиться с историей (посещать исторические
музеи).
24. Самостоятельно, без побуждения со стороны взрос
лых заниматься различными видами художественного
творчества.
25. Читать (слушать, когда тебе читают) книги о спорте,
смотреть спортивные телепередачи.
26. Объяснять что-то другим детям или взрослым
людям (убеждать, спорить, доказывать свое мнение).
27. Ухаживать за домашними животными и растения
ми, помогать им, лечить их и т. п.
28. Помогать взрослым делать уборку в квартире (вы
тирать пыль, подметать пол и т. п.).
29. Считать самостоятельно, заниматься математи
кой в школе.
30. Знакомиться с общественными явлениями и меж
дународными событиями.
31. Игры-драматизации, участие в постановке спек
таклей.
32. Заниматься спортом в секциях и кружках.
33. Помогать другим людям.
34. Работать в саду, на огороде, выращивать расте
ния. X
35. Помогать кому-то шить, вышивать, стирать или
заниматься этим самостоятельно. оюА
Лист ответов
фамилия, имя
Обработка результатов
Вопросы составлены в соответствии с условным делением склонностей ребенка на семь сфер:
• математика и техника;
• гуманитарная сфера;
• художественная деятельность;
• физкультура и спорт;
• коммуникативные интересы;
• природа и естествознание;
• домашние обязанности, труд по самообслуживанию.
Сосчитайте количество плюсов и минусов по верти
кали (плюс и минус взаимно уничтожаются). Способно
сти, набравшие наибольшее число плюсов, доминиру
ют. При подведении итогов и особенно при формули
ровке выводов следует сделать поправку на объективность
ответов испытуемых.
Также необходимо учитывать, что у одаренного ребенка интересы во всех сферах могут быть одинаково хорошо выражены, при этом у ряда детей может наблюдаться отсутствие склонностей к каким-либо сферам, — в этом случае следует вести речь о каком-либо определенном типе направленности интересов ребенка.
глава 4. О диагностике детской одаренности
Чтобы полученная информация была объективной, попробуйте сами ответить на эти вопросы. Для этого начало вопроса несколько видоизменим: «Нравится ли вашему ребенку?..» Теперь сопоставьте свои ответы с ответами вашего ребенка.
Для того чтобы это было более наглядно, воспользуемся графическим выражением результатов. Отложим на вертикальной оси У количество полученных единиц (плюсов и минусов), а на горизонтальной оси X обозначим шесть выделяемых сфер (рис. 3).
2 --
1 --
1 2 |
5 6 \7
Рис. 3. Методика «Палитра интересов».
В качестве примера мы приводим ответы восьмилетнего
Антоши С. (сплошная линия) и его мамы (пунктир)
Данная методика, так же как и предыдущая, кроме Диагностической функции поможет и в решении кор-рекционно-педагогических задач. Полученные результаты могут быть очень полезны как опорная схема для дальнейших наблюдений за ребенком. С их помощью легче сделать развитие ребенка всесторонним и гармоничным.
Методика оценки
общей одаренности ,
Общая характеристика
Методика разработана автором и адресована родителям (может также применяться педагогами). Ее задача — оценка родителями общей одаренности ребенка.
Методика должна рассматриваться как дополнительная к комплекту методик для специалистов (психологов и педагогов).
Инструкция
Вам предлагается оценить уровень сформированно-сти девяти характеристик, обычно наблюдаемых у одаренных детей. Внимательно изучите их и дайте оценку вашему ребенку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой:
5 — оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто в различных видах деятельности и поведения;
4 — свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно, при этом и противоположное ему проявляется очень редко;
3 — оцениваемое и противоположное свойство личности выражены нечетко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;
2 — более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому;
1 — четко выражено и часто проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому, оно фиксируется в поведении и во всех видах деятельности;
О — сведений для оценки данного качества нет (не1 имею).
Любознательность (познавательная потребность).Жажду интеллектуальной стимуляции и новизны обычно
называют любознательностью. Чем более одарен ребенок, тем более выражено у него стремление к познанию нового, неизвестного.
Проявляется в поиске новой информации, новых знаний, в стремлении задавать много вопросов, в неугасающей исследовательской активности (желание разбирать игрушки, исследовать строение предметов, растений, поведение людей, животных и др.).
Сверхчувствительность к проблемам.«Познание начинается с удивления тому, что обыденно» (Платон). Способность видеть проблемы там, где другие ничего необычного не замечают, — важная характеристика творчески мыслящего человека
Проявляется в способности выявлять проблемы, задавать вопросы.
Способность к прогнозированию.Способность представить результат решения проблемы до того, как она будет реально решена, предсказать возможные последствия действия до его осуществления.
Выявляется не только при решении учебных задач, но и распространяется на самые разнообразные проявления реальной жизни: от прогнозирования последствий, не отдаленных во времени относительно элементарных событий, до возможностей прогноза развития социальных явлений.
Словарный запас.Большой словарный запас — результат и критерий развития умственных способностей ребенка.
Проявляется не только в большом количестве используемых в речи слов, но и в умении (стремлении) «строить» сложные синтаксические конструкции, в характерном для одаренных детей придумывании новых слов для обозначения новых, введенных ими понятий или воображаемых событий.
Способность к оценке.Способность к оценке — прежде всего результат критического мышления. Предполагает возможность понимания как собственных мыслей и поступков, так и действий других людей.
Обработка результатов
Естественно, что результат будет более объективен, если эти отметки, независимо друг от друга, поставят и другие взрослые, хорошо знающие ребенка.
Поставленные отметки (либо среднеарифметические
показатели, вычисленные по результатам оценок несколь
ких взрослых) отложим на графике. Идеальный резуль
тат — правильный девятиугольник. Но у реального ре
бенка при объективной оценке, обычно получается «звез
дочка» сложной конфигурации. ,j оч
Этот график дает наглядное представление о том, в каком направлении нам следует вести дальнейшую воспитательную работу (рис. 4).
Рис. 4.
В качестве примера мы приводим ответы мамы Кати Ф.
Шкала умственного развития Бине—Симона
(вариант 1911 г.)
№ | Возраст | Содержание задания | |
3 года | 1. Показать свои глаза, нос, рот 2. Повторить предложение длиной до шести слогов 3. Повторить по памяти два числа 4. Назвать нарисованные предметы 5. Назвать свою фамилию | ||
4 года | 1 . Назвать свой пол 2. Назвать несколько показываемых предметов 3. Повторить ряд из трех однозначных чисел 4. Сравнить длину показанных линий (3 задачи) | ||
5 лет | 1. Сравнение (попарно) тяжести (3—12 6г.; 3-12 г.) 2. Срисовать квадрат 3. Повторить слово из трех слогов 4. Решить головоломку 5. Сосчитать четыре предмета | г.; 15- | |
6 лет | 1. Определить время дня 2. Назвать назначение нескольких предметов обихода |