Фото и описание: Памятник Александру III
В 1994 году в Санкт-Петербурге у входа в Мраморный дворец, являющийся филиалом Русского музея в наши дни и бывший некогда музеем В.И. Ленина, на Знаменской площади, была водружена конная статуя императора Александра III. Это событие стало возвращением монумента из долгих «скитаний». Первоначально же памятник императору был установлен в центре Знаменской площади. Посвящался он Александру III как основателю Транссибирской магистрали, которая начиналась на Николаевском (Московском) вокзале, расположенном поблизости.
Заказчиком памятника была царская семья и лично Николай II. Из представленных проектов предпочтение отдали работе скульптора из Италии П. Трубецкого. Статуя Александра выполнена была из бронзы литейщиком Э. Сперати. Ее отливали по частям: фигуру самодержца в мастерских Робекки, а коня на сталелитейном заводе. Трехметровый постамент (архитектор Ф.О. Шехтель) исполнен из красного гранита. На нем была начертано: «Императору Александру III Державному Основателю ВеликагоСибирскаго пути».
Работа над памятником продолжалась с 1899 по 1909 годы. Для большего удобства на Старо-Невском проспекте была сооружена специальная мастерская. В ходе подготовительных работ скульптор Трубецкой создал 8 небольших моделей памятника, 4 в натуральную величину и 2 полноразмерные копии. Брат Александра III великий князь Владимир Александрович, увидевший одну из этих моделей, счел ее карикатурой и отзывался о работе Трубецкого нелестно. Однако работа скульптора нравилась вдовствующей императрице, поскольку она видела в ней большое портретное сходство.
Монумент Александра III отличался от других памятников самодержцам. Скульптор изобразил императора без всякой идеализации и парадности. На огромном красном мраморном параллелепипеде верхом на коне-тяжеловозе изображен тучный человек в мешковатой одежде и бараньей шапке, чем-то похожий на конного городового, который упирается одной рукой в ляжку.
В этом памятнике ясно видно творческое кредо Трубецкого, считавшего, что портрет не должен иметь точного сходства с человеком, но должен отражать характерные его черты. Трубецкому приписывают и такую фразу: «Я изобразил одно животное на другом». Памятник вызвал недовольство у членов царской семьи. Николай II хотел даже отправить его в Иркутск. С.Ю. Витте, современник П. Трубецкого, писал о том, что на торжественное открытие скульптора не пригласили. Однако, 23 мая 1909 года в присутствии царских особ монумент был открыт и освящен.
Отзывы о монументе Александру в обществе были неоднозначными и скорее неодобрительными. Постамент сравнивали с комодом, коня – с бегемотом, а самого Александра – с обормотом.
После Октябрьской революции, с постамента памятника сбили прежнюю надпись и заменили ее другой, авторство которой принадлежало поэту Демьяну Бедному и носило оскорбительный для самодержавия характер, отражавший веяния того времени.
«...Торчу здесь пугалом чугунным для страны,
Навеки сбросившей ярмо самодержавья.
Предпоследний самодержец всероссийский Александр III».
Во время празднования 10-й годовщины Октябрьской революции его использовали в оформлении – закрыли в металлической клетке, пристроили рядом две мачты с серпом и молотом на вершине, колесо и башню.
В 1937 году памятник демонтировали и убрали в запасники. После Великой Отечественной войны от постамента отделили 3 камня, которые использовали для изготовления бюстов. В 1953 году монумент переместили во внутренний дворик Русского музея, а в 80-е спрятали статую лошади под специальный колпак. Только в 1990 году статуя была освобождена от этого укрытия
Памятники устанавливают не только в честь великих людей, великих событий или великих подвигов. Их еще устанавливают и верным друзьям. Один из таких памятников находится в Санкт–Петербурге в институте, в котором работал известный ученый Иван Петрович Павлов. Сейчас он называется Институт экспериментальной медицины. Почему же памятник поставлен именно собаке?
Свои исследования И.П. Павлов начал еще во время обучения в университете. Он тогда исследовал физиологию кровообращения, за свою работу его наградили золотой медалью. И.П. Павлов, будучи блестящим хирургом, отличался от других исследователей того времени тем, что он сохранял животным, над которыми ставил опыты, жизнь.
Физиологическая лаборатория, где И.П. Павловым было проведено большое количество опытов, принадлежала Институту экспериментальной медицины. В 1891 году И.П. Павлова назначили ее заведующим. Лаборатория состояла из трех комнат: первая комната служила операционной, вторая – использовалась для проведения опытов, а в последней комнате жили собаки. Деревянное здание, в котором находилась лаборатория, стояло на Аптекарском острове.
Стараниями И.П. Павлова материальное обустройство и оснастка лаборатории были на высоком уровне, особое внимание уделялось и условиям, в которых проживали собаки. Вскоре, в 1892 году, лаборатория переехала в новое здание в два этажа, где кроме операционных, разместили еще и клинику, где выхаживали животных в послеоперационный период или когда они болели. Деньги от пожертвований расходовались очень экономно, ничего лишнего или помпезного не покупалось. По рассказам современников, помещения лаборатории были обставлены истрепанной, но добротной мебелью, и аппаратурой, преимущественно самостоятельно изготовленной из подручных материалов и стандартных блоков. Если не знать, что в этой лаборатории работает сам И.П. Павлов, то никогда нельзя подумать, что здесь сделано столько открытий, принесших неоспоримую пользу всему миру.
Деньги на лабораторию и проведение исследований жертвовали: Альфред Нобель (за борьбу с холерой); Леденцовское общество (Основанное известным купцом первой гильдии, меценатом – Христофором Семеновичем Леденцовым для содействия и поддержке ученым в их исследовательской работе).
На средства, пожертвованные Леденцовским обществом, была построена новая, современная лаборатория. Эта лаборатория была оборудована отличной звукоизоляцией, за что ей дали название – «Башня молчания». В этой лаборатории на подопытных животных воздействовали с помощью воздуха и электричества. Из-за большего количества собак, в основном это были овчарки, лабораторию еще называли, собачьим царством.
Работы И.П. Павлова были разноплановы. Нобелевской премией его наградили за работы, посвященные исследованию физиологических процессов протекающих при пищеварении.
Начало двадцатого века ознаменовалось новыми исследованиями теперь уже в области условных рефлексов. Кстати, как и Ньютону, Павлову помог случай. Он обратил внимание на то, что когда служитель разносил собакам еду, то, заслышав, шум его шагов, собаки начинали интенсивно выделять слюну, хотя кормить в этот момент их никто не собирался, просто время еды еще не наступило, а служитель проходил по коридору.
Ассигнования на содержание лаборатории выделялись небольшие и бывали случаи, когда Ивану Петровичу приходилось за свои личные средства покупать собак, еду и платить зарплату сотрудникам лаборатории. Несмотря на все трудности, лаборатория Павлова в 1904 году входила в ряд самых лучших исследовательских лабораторий своего направления на Европейском континенте.
Иван Петрович очень любил животных, именно он предложил поставить им памятник, которым он хотел отметить значение собак в экспериментальной физиологии при изучении деятельности нервных окончаний. Скульптором и архитектором памятника был И.Ф. Безпалов, установили памятник в 1935 году во время проведения 15 международного конгресса физиологов.