Уровнь – активизации энергоснабжения психических процессов
На этот уровень уделяется больше времени и внимания. Здесь решается цель- обеспечение и регуляция общего активационного фона, необходимого для протекания всех психических процессов, повышение энергетического потенциала.
Задачи:
9. Повышение общей работоспособности и активности .
10. Отработка дыхательных упражнений , знакомство с 4 –х фазным дыханием, длительность выдоха с пропевкой звуков и слогов.
11. Отработка стимулирующих упражнений и массажа для отдельных частей тела, выполнение по показу и инструкции.
12. Отработка простых релаксационных упражнений отдельных частей тела.
13. Отработка простых упражнений на тренировку в управлении определенной частью тела, в разном положении по показу и инструкции.
14. Отработка автоматизированных упражнений для отдельных частей тела ( простые варианты под внешним контролем).
15. Развитие координации руки и пальцев ( упражнения для удержания письменных принадлежностей , пальчиковая гимнастика, обводка, штриховка по трафарету , нанизывание бус , шнуровка, мазаика).
II уровень- операционального обеспечения сенсомоторного взаимодействия
На этом уровне осуществляется овладение телом и пространством, анализируется экстероцептивная информация для осуществления сложных видов психической деятельности.
Задачи:
- Развитие чувства ритма по зрительным схемам по показу , по внешнему контролю, простые варианты.
- Повышение чувствительности к разной информации:
4. Тактильной (определение на ощупь предметов и фигур, с различением свойств)
- Зрительной (формирование произвольности, различение зашумленных изображений, профилактика зрительного переутомления)
2. Слуховой (дифференцировка звуков шумовых, музыкальных инструментов, громкость звука)
· Обонятельное (контрастность ароматов)
· Вкусовое (качества сладкое – горькое, сырое – вареное).
· Развитие памяти , внимания со стимулами разной модальности.
· Развитие пространственного представления . Учит составлять целое из частей ( конструирование простых составных картинок, узнавание предмета по описанию , по определенному признаку).
· Развивать динамическую организацию двигательного акта ( двигательные и графические упражнения: простые варианты по показу )
· Формирование сенсомоторных взаимодействий в разных положениях ( простые взаимодействия правой и левой половины тела , одноименные движения по показу и инструкции).
· Развитие зрительно-моторной координации .
III уровень- уровень произвольной регуляции и смыслообразующей функции психомоторных процессов
Решение задач этого уровня не является отдельной проблемой психомоторной коррекции . Большей или меньшей степени необходимость произвольной саморегуляции обнаруживается при решении любой задачи, так как программирование, регуляция и контроль являются неприменными условиями успешного выполнения любой деятельности.
Уже в 1 классе дети приучаются выполнять движения не только по показу , но и по словесной команде. Дети этого возраста нуждаются в словесной инструкции в отношении каждого движения , программа действий здесь вырабатывается постепенно.
Задачи :
· Ознакомление учащихся (усвоение и понимание с нормами и правилами поведения в группе, основными принципами взаимодействия с ее членами).
· Выработка умения соблюдать дисциплину на уроке, занятиях, формировать начальные навыки организации и самостоятельности .
· Развитие элементарных коммуникативных навыков.
В содержание курса входит:
Обследование детей, комплектование групп для коррекционных занятий
Повышение энергетического потенциала
Отработка дыхательных упражнений, знакомство с 4 –х фазным дыханием, длительность выдоха с пропевкой звуков и слогов. Стимулирующие упражнения и массаж для отдельных частей тела, выполнение по показу и инструкции простых упражнений, на тренировку в управлении определенной частью тела, в разном положении по показу и инструкции.
Тактильно-двигательное восприятие
Определение на ощупь объемных фигур и предметов, их величины. Работа с пластилином, тестом (раскатывание). Игры с крупной мозаикой. Контрастные температурные ощущения (холодный — горячий). Различение и сравнение разных предметов по признаку веса (тяжелый — легкий).