Развитие мануальной деятельности.1 класс

РАЗВИТИЕ МАНУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Движущей силой психического развития ребенка является обучение, осуществляемое в совместной деятельности педагога и ребенка. Содержание и способы этой деятельности и определяют процесс всего психического развития ребенка. Деятельность строит психику, отсутствие возможности действовать приводит к ограничению возможностей личности. Известно значение мануальных контактов в коррекционной педагогике, где кисть руки человека является и источником информации о внешнем мире, и средством компенсации определенных невостребованных качеств организма, и способом социальной адаптации депривированного ребенка.

Развитие психики зависит от ведущей деятельности, в ней формируются и перестраиваются психические процессы, от нее зависят психологические изменения личности, внутри нее возникают и дифференцируются новые ее виды. Переход от одного типа ведущей деятельности к другой связан с изменением и развитием мотивации: новые мотивы зарождаются в недрах сформировавшейся деятельности, а затем порождают ее новый тип Предметная, игровая, изобразительная, конструктивная и трудовая деятельности ложится в основу развития психических процессов и формирования личности ребенка.

Дети, страдающие ДЦП, ограничены в своей предметно-практической деятельности, что обуславливает недостаточное развитие предметного восприятия. Двигательная недостаточность затрудняет манипуляцию с предметами, их восприятие на ощупь. Сочетание этих нарушений с недоразвитием зрительно-моторной координации и речи препятствует развитию познавательной деятельности. Известно, что проекция кисти руки в двигательной области коры головного мозга занимает более трети общей площади и чрезвычайно близка к моторной речевой зоне. Исследованиями ученых была подтверждена связь интеллектуального развития и пальцевой моторики. В литературе последних лет описаны приемы работы по развитию моторики у детей с различными нарушениями. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев не только оказывают стимулирующее влияние на развитие речи, но и, по мнению Кольцовой М.М., являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга.

Предпосылками к развитию всей деятельности ребенка является появление определенных потребностей, мотивов, интересов. Однако только этого недостаточно. Ребенок должен научиться понимать цель деятельности, анализировать ее условия (в доступной форме), на основе этого отбирать необходимые для реализации задачи операции и контролировать процесс выполнения действия и деятельности в целом.

Мануальная деятельность – деятельность, реализуемая руками. Как и любая деятельность, мануальная (ручная) имеет следующие этапы: мотивационный, планирующий, реализующий, контрольный. Таким образом, развитие мануальной деятельности как занятие предполагает не только формирование отдельных движений пальцев, но и всей деятельности в целом. Так, ребенок должен быть заинтересован и мотивирован для совершения того или иного вида мануальной деятельности, он должен уметь спланировать свою работу, выполнить ее (совершить необходимые операции) и проконтролировать себя. В качестве основы для составления программы послужила методика развития ручной умелости Ирэнуш Филипяк. Данная программа может быть использована при реализации адаптированных программ вариантов 6.2, 6.3, 6,4.

Целью программы развития мануальной деятельности является коррекция нарушений мануальной деятельности и формирование предпосылок социально-бытовой адаптации обучающихся с ДЦП на специальных занятиях.

Программа развития мануальной деятельности решает следующие задачи:

13) формирование и развитие предпосылок предметной деятельности (формирование мотивационного компонента деятельности и ориентировочной базы деятельности, развитие способностей выполнять операции манипулирования предметами и их исследования; развитие способности контролировать выполнение задания);

14) формирование и развитие предметной деятельности с элементами трудовой деятельности;

15) формирование предметно-игровой деятельности;

16) формирование продуктивных видов деятельности (конструирование, изобразительная деятельность – лепка, аппликация, рисование, вырезывание);

17) коррекция нарушений и развитие пальчиковой (мелкой) моторики;

18) коррекция нарушений и развитие сенсорной сферы.

На каждом занятии по развитию мануальной деятельности решаются все задачи, подчиненные одной цели – коррекции нарушений мануальной деятельности. Занятия по развитию мануальной деятельности проводятся индивидуально, один раз в неделю (в дополнительном классе 1год обучения – 33 часа в год, в 1 классе второй год обучения – 34 часа). На каждого обучающегося составляется рабочая программа в соответствии с имеющимися особенностями развития.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

Содержание программы занятий по развитию мануальной деятельности включает в себя следующие направления работы:

– коррекция нарушений и развитие зрительного, слухового, тактильного, кинестетического восприятия (цвет, форма, размер, тяжесть предметов; характеристики предмета, выявляемые при ощупывании; пространственная ориентировка и пространственные представления; коррекция нарушений и развитие дифференцированного слухового восприятия и фонематического слуха);

– коррекция нарушений и развитие мелкой моторики и зрительно-пространственной координации (пальчиковые игры, пальчиковый массаж и бассейн, конструирование из мелких деталей, лепка, рисование, шнуровка, соотносящие действия, складывание разрезных картинок и пазлов);

– коррекция нарушений и развитие мыслительных операций анализа и синтеза (классификации, систематизации, дифференциации), а также внимания и памяти.

В процессе решения задач курса могут быть использованы различные приемы, наглядный и дидактический материал на усмотрение учителя с учетом индивидуальных особенностей детей. Программа строится концентрически, что позволяет формировать, закреплять и расширять на каждом году обучения умения планировать деятельность, отбирать операции и средства ее реализации, выполнять задание в соответствии с условиями и планом деятельности, контролировать процесс выполнения задания, то есть позволяет сформировать деятельность как целостную структуру.

При диагностике возможностей ручной моторики детей с НОДА учитывается развитие ручной моторики в онтогенензе. На занятиях предлагается несколько последовательных серий упражнений (Э. Коттон, И. Филипяк):

– обучение сжиманию рук и манипуляции согнутыми ладонями. В результате этих упражнений ребенок овладевает способностью удержания предмета в ладонях;

– обучение выпрямлению рук и манипуляция выпрямленными руками. В результате ребенок сможет стягивать с себя штаны или рукава;

– обучение дифференцированной работе правой и левой руки проводится в следующей последовательности:

1. Ребенка учат одну руку сжимать в кулак, а другую – выпрямлять.

2. Ребенка учат пользоваться одной рукой, сжатой в кулак, а другой выпрямленной.

3. Эти действия совершенствуются в способностях выстукивания ритма, раскрашивания, рисования, самостоятельной еды, причесывания.

4. Проводится обучение захвату короткой палки разного диаметра двумя руками и манипуляции с ними.

5. Проводится обучение захвату двух палок двумя руками и дифференцированным действиям рук с палками.

6.Упражнения с тонкими палочками.

7. Упражнения на соединение ладоней.

8. Упражнения на разворачивание предплечья и плеча.

9. Упражнения, формирующие пальцевый захват.

– развитие действий, совершенствующих произвольное схватывание, также предполагает выполнение нескольких серий упражнений:

1. Обучение изображать пальцами кольцо.

2. Обучение щипцеобразному захвату. Для этого упражнении включаются в поднимание мелких предметов, раскладывание карточек, перелистывание разных по толщине страниц в книжках.

3. Обучение захвату 3 пальцами. Совершенствуется в действиях рисования, раскрашивания, обводке.

4. Развитие движений указательного пальца. Кроме специальных упражнений рекомендуется тренировка дифференцированных движений на двух крупных цветных кнопках, печатание на компьютере с использованием клавиатуры с крупными цветными кнопками и накладкой, показ и пересчет предметов, перелистывание страниц, письмо и рисование пальцем на мокром песке, влажное рисование на листах бумаги разного формата, нажим пальцем на разные предметы.

После проведения обследования, проводятся встречи с родителями и обсуждаются рекомендации для занятий дома.

В основу проведения занятий положены следующие принципы:

– обязательный эмоциональный контакт с каждым ребенком;

– обеспечение ребенку чувства безопасности;

– пассивное, а затем активное участие ребенка в играх и действиях;

– содержание и материал заданий подбирается не по возрасту, а по возможностям детей;

– работа проводится в игровой деятельности;

– дозировка заданий в соответствии с возможностями ребенка;

– постепенное увеличение продолжительности занятий и усложнение их;

– повторение и закрепление материала;

– поощрение и помощь;

– индивидуальный подбор поз ребенка для занятий.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Й год обучения (1 класс)

№ п/п Темы занятий Кол-во часов Цели, задачи
I четверть
Диагностика особенностей и возможностей обучающихся Диагностика возможностей обучающихся, особенностей их психического и моторного развития
Свойства предметов Расширение представлений обучающихся о свойствах предметов в условиях предметно-практической деятельности
Выполнение заданий в соответствии со словесным планом Развитие способности ориентироваться в условиях деятельности и планировать ее.
3.1. Конструирование из природного материала
3.2. Лепка
3.3. Поделки из бумаги
Заключительное занятие  
II четверть
Закрепление полученных умений Развитие способности к планированию деятельности в соответствии с заданием. Развитие мотивационной основы деятельности
Развитие предметно-орудийной деятельности в условиях игровой деятельности Развитие предметной деятельности с элементами трудовой (обучение действиям с предметами, конструирование, лепка
Развитие умения выполнять задание по словесной инструкции (конструирование, лепка, аппликация) Развитие умений контролировать выполнение задания и сравнивать результат своей деятельности с задачей деятельности
Заключительное занятие Закрепление полученных умений
III четверть
Закрепление умений планировать деятельность и отбирать операции Развитие и закрепление умений планировать деятельность в соответствии с задачами и условиями деятельности; развитие и закрепление умения отбирать операции, необходимые для выполнения деятельности; коррекция нарушений пространственного восприятия и пространственной ориентировки
9.1. Аппликация по образцу и словесной инструкции
9.2. Конструирование по словесной инструкции
9.3. Лепка по словесной инструкции
9.4. Рисование или штриховка по словесной инструкции1  
9.5. Конструирование из бумаги
9.6. Конструирование из природных материалов
Творческое задание Закрепление умений контролировать процесс и результат деятельности
IV четверть
Творческое задание лепка, аппликация, конструирование из бумаги, выполнение поделок из природного материала и т.д.) Закрепление умений планировать и реализовывать деятельность
Творческая деятельность Расширение представлений об окружающем
Предметно-трудовая и продуктивная деятельность Закрепление умений планировать деятельность, выполнять ее по плану и контролировать себя

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ

Алтынгузина Л.А. Развитие пространственных представлений у детей с детским церебральным параличом / Л.А. Алтынгузина // Дошкольная педагогика. – 2008. – № 8. – С. 43-46.

Антонова М.О. Инновационные методы оздоровления дошкольников / М.О. Антонова // Современный детский сад. – 2009. – № 1. – С. 47-49.

Бабенкова Р.Д. Обучение технике письма учащихся с церебральным параличом.-М.,1977.

Белякова Ю.Ю. Полифункциональное игровое оборудование в психолого-педагогическом изучении дошкольников с двигательной патологией / Ю.Ю. Белякова // Логопед в детском саду. – 2008. – № 4. – С. 25-31.

Босых В.Г. Нарушение функции верхних конечностей при спастической диплегии: обследование и коррекция / В.Г. Босых, Н.Т. Павловская // Коррекционная педагогика. – 2004. – № 1. – С. 52-59.

Верхлин В.Н. Комплекс упражнений для детей с ДЦП / В.Н. Верхлин // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2004. – № 4. – С. 68-71.

Виноградова Л.И. Взаимосвязь конструктивной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с церебральным параличом со сторонностью и степенью двигательного поражения / Л.И. Виноградова, С.В. Коноваленко // Коррекционная педагогика. – 2005. – № 4 (10). – С. 61-71.

Гусейнова А.А., Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Детский церебральный паралич: Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками. – М., 2008.

Гусейнова А.А. Основные направления коррекционно-педагогической работы с дошкольниками с тяжелыми двигательными нарушениями / А.А. Гусейнова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2004. – № 2. – С. 27-30.

Ипполитова М. В. Воспитание детей с церебральным параличом в семье [Текст]: книга для родителей /М.В.Ипполитова, Р.Д.Бабенкова, Е.М.Мастюкова. --2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1993. – 52 с.: ил.

Клюева М.Н. Корригирующая гимнастика для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата в условиях детского сада [Текст]/ М.Н.Клюева. - СПб.: Детство - Пресс, 2007. - 80 с.

Коноваленко С.В. Развитие тонкой моторики и координации движений у дошкольников с легкой степенью детского церебрального паралича / С.В. Коноваленко // Коррекционная педагогика. – 2004. – № 1. – С. 66-70.

Кроткова А.В. Социальное развитие и воспитание дошкольников с церебральным параличом [Текст]: учебно-методическое пособие/А.В.Кроткова. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 144 с. – (Учебное пособие).

Кузнецова Г.В. Система изучения графических навыков у детей с церебральными параличами дошкольного возраста / Г.В. Кузнецова // Коррекционная педагогика. – 2004. – № 1. – С. 59-66.

Левченко И.Ю. Детский церебральный паралич: Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками [Текст]/ И.Ю.Левченко, О.Г.Приходько, А.А.Гусейнова. – М.: Книголюб, 2008. – 176 с.

Малашина Н.А. Использование игр и упражнений в развитии ручных умений у дошкольников с детским церебральным параличом (спастическая диплегия) / Н.А. Малашина // Коррекционная педагогика. – 2007. – № 5. – С. 55-62.

Мастюкова Е.М. Развитие начальных навыков самообслуживания у детей с церебральным параличом//Дефектология,1983,N 1; 1984,N 2; 1985,N 2.

Мастюкова Е.М. Формирование предпосылок учебной деятельности у дошкольников//Дефектология,1982,N 2.

Приходько, О.Г. Воспитание и обучение детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата [Текст] /О.Г.Приходько //Специальная дошкольная педагогика: учеб. пособие /под ред. Е.А. Стребелевой. – М.: Академия , 2001. – Гл. 8. – С. 183 – 219.

Симонова Т.Н., Симонов В.Г. Развитие и коррекция моторики у детей с церебральным параличом. – Астрахань, 2007.

Смирнова И.А. Специальное образование дошкольников с ДЦП [Текст]: учебно-методическое пособие/И.А.Смирнова. – СПб.: ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2003. – 160 с.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Й год обучения (1 класс)

I четверть

· Выявление особенностей моторики, уровня сформированности представлений об окружающем, особенностей зрительно-моторной координации, пространственных представлений.

· Расширение представлений обучающихся о свойствах предметов.

· Обучающиеся получат возможность развивать способности ориентироваться в условиях деятельности и планировать ее.

II четверть

· Закрепление полученных умений выполнять задание по плану

· Обучающиеся получат возможность научиться выполнять действия с помощью определенных приспособлений

· Обучающиеся получат возможность развить умение конструировать и лепить по словесной инструкции, сравнивать результат своей деятельности с задачей деятельности

III четверть

· Обучающиеся получат возможность развивать умение планировать деятельность в соответствии с задачами, отбирать необходимые операции; корректировать пространственные нарушения

IV четверть

· Обучающиеся получат возможность коррекции нарушений сенсорной сферы и мелкой моторики


Наши рекомендации