И материально-техническому обеспечению

Учет особых образовательных потребностей обучающихся с НОДА с умственной отсталостью обусловливает необходимость использования специальных учебников по предмету «Изобразительное искусство», адресованных данной категории обучающихся.

Особые образовательные потребности обучающихся с НОДА с умственной отсталостью обусловливают необходимость специального подбора учебного и дидактического материала (на этом этапе обучения преимущественное использование натуральной и иллюстративной наглядности).

Образовательная организация должна быть обеспечена учебниками и (или) учебниками с электронными приложениями, являющимися их составной частью, учебно-методической литературой и учебными материалами по всем основным учебным предметам адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования, в том числе по предмету «Изобразительное искусство».

Технические средства обучения(включая специализированные компьютерные инструменты обучения, мультимедийные средства) дают возможность удовлетворить особые образовательные потребности обучающихся с НОДА с умственной отсталостью, способствуют мотивации учебной деятельности, развивают познавательную активность обучающихся.

Систематическое изучение содержания курса по предмету «Изобразительное искусство» обеспечивается на основе использования одноименных учебника «Изобразительное искусство» для 1 класса (авторы М. Ю. Рау, М. А. Зыкова), выпускаемого издательством «Просвещение».

В методических рекомендациях, сопровождающих учебник для 1 класса, подробно рассматриваются вопросы развития у детей эстетического восприятия окружающей действительности и формирования интереса к изобразительному искусству, восприятия формы, цвета предметов и явлений природы, способов изображения и приемов работы с разными художественными материалами, формирования технических умений в изобразительной деятельности, навыков работы с художественными материалами и принадлежностями, обучения восприятию произведений искусства, композиционной деятельности и развития воображения.

К учебнику предлагается электронная версия.

Освоение практики изобразительной деятельности, художественного ремесла и художественного творчества требует специальных и специфических инструментов(ножниц, кисточек и др.), позволяющих ребенку овладевать отдельными операциями в процессе совместных со взрослым действий. Кроме того, для занятий по ИЗО необходим большой объем расходных материалов (бумага, краски, пластилин, глина, клей и др.). Для развития изобразительной деятельности в доступные виды художественного ремесла (батик, керамика, ткачество, полиграфия и др.) необходимо безопасное оборудование для соответствующих мастерских.

Планируемые результаты изучения учебного предмета

• Сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека;

• развитие интереса к изобразительному искусству и изобразительной деятельности, потребности в художественном творчестве;

• овладение практическими умениями и навыками в восприятии произведений искусства;

• овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, лепке, художественном конструировании);

• овладение понятиями и представлениями по изучаемым темам, тематической и терминологической лексикой, используемой при изобразительной деятельности и обсуждении предметов искусства и народного творчества.

ТЕХНОЛОГИЯ (ТРУД). 1 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ, 1 КЛАССЫ

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (вариант 6.3).

Вследствие неоднородности состава детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата диапазон различий в требуемом уровне и содержании их школьного образования предполагает их образовательную диф­ференциацию, которая может быть реализована на основе ва­риативности адаптированных рабочих программ или специальных индивидуальных программ развития, разрабатываемых учителем для конкретного класса или обучающегося.

Особые образовательные потребности у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата задаются спецификой двигательных нарушений, а также спецификой нарушения психического развития, и определяют особую логику построения учебного процесса, находят своё отражение в структуре и содержании образования. Наряду с этим можно выделить особые по своему характеру потребности, свойственные всем обучающимся с НОДА:

- требуется введение в содержание обучения специальных разделов, не присутствующих в Программе, адресованной нормально развивающимся сверстникам;

- необходимо использование специальных методов, приёмов и средств обучения (в том числе специализированных компьютерных и ассистивных технологий), обеспечивающих реализацию «обходных путей» обучения;

- индивидуализация обучения требуется в большей степени, чем для нормально развивающегося ребёнка;

- следует обеспечить особую пространственную и временную организацию образовательной среды;

- необходимо максимальное расширение образовательного пространства – выход за пределы образовательного учреждения.

Для обучающихсяс НОДА и умственной отсталостью (вариант 6.3 ФГОС НОО (ОВЗ)) учет особенностей и возможностей обучающихся с НОДА с умственной отсталостью реализуется через образовательные условия (специальные методы формирования графо-моторных навыков, пространственных и временных представлений, замещающее клавиатурное письмо, приемы сравнения, сопоставления, противопоставления при освоении нового материала, специальное оборудование, сочетание учебных и коррекционных занятий, использование шаблонов, трафаретов). Специальное обучение и услуги должны охватывать физическую терапию, психологическую и логопедическую помощь. Практическая направленность обучения, т.е. направленность на социализацию и воспитание автономности.

Цели образовательно-коррекционной работы:

· развитие самостоятельности учащихся при выполнении трудовых заданий;приобретение личного опыта как основы обучения и познания;

· приобретение первоначального опыта практической преобразовательной деятельности на основе овладения технологическими знаниями;

· формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда;

· подготовка учащихся к профессионально-трудовому обучению.

Обучение труду в младших классах направлено на решение следующих задач:

· воспитание положительных качеств личности ученика (трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе и т. д.);

· ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы);

· сообщение элементарных знаний по видам труда, формирование трудовых качеств, обучение доступным приемам труда, развитие самостоятельности в труде, привитие интереса к труду;

· предварительно планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления поделки, определять приемы работы и инструменты, нужные для их выполнения);

· контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готовых изделий);

· формирование организационных умений в труде — вовремя приходить на занятия, работать только на своем рабочем месте, правильно располагать на нем материалы и инструменты, убирать их по окончании работы, знать и выполнять правила внутреннего распорядка и безопасной работы, санитарно-гигиенические требования.

Наши рекомендации