И материально-техническому обеспечению
Учет особых образовательных потребностей обучающихся с НОДА с умственной отсталостью обусловливает необходимость использования специальных учебников по предмету «Изобразительное искусство», адресованных данной категории обучающихся.
Особые образовательные потребности обучающихся с НОДА с умственной отсталостью обусловливают необходимость специального подбора учебного и дидактического материала (на этом этапе обучения преимущественное использование натуральной и иллюстративной наглядности).
Образовательная организация должна быть обеспечена учебниками и (или) учебниками с электронными приложениями, являющимися их составной частью, учебно-методической литературой и учебными материалами по всем основным учебным предметам адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования, в том числе по предмету «Изобразительное искусство».
Технические средства обучения(включая специализированные компьютерные инструменты обучения, мультимедийные средства) дают возможность удовлетворить особые образовательные потребности обучающихся с НОДА с умственной отсталостью, способствуют мотивации учебной деятельности, развивают познавательную активность обучающихся.
Систематическое изучение содержания курса по предмету «Изобразительное искусство» обеспечивается на основе использования одноименных учебника «Изобразительное искусство» для 1 класса (авторы М. Ю. Рау, М. А. Зыкова), выпускаемого издательством «Просвещение».
В методических рекомендациях, сопровождающих учебник для 1 класса, подробно рассматриваются вопросы развития у детей эстетического восприятия окружающей действительности и формирования интереса к изобразительному искусству, восприятия формы, цвета предметов и явлений природы, способов изображения и приемов работы с разными художественными материалами, формирования технических умений в изобразительной деятельности, навыков работы с художественными материалами и принадлежностями, обучения восприятию произведений искусства, композиционной деятельности и развития воображения.
К учебнику предлагается электронная версия.
Освоение практики изобразительной деятельности, художественного ремесла и художественного творчества требует специальных и специфических инструментов(ножниц, кисточек и др.), позволяющих ребенку овладевать отдельными операциями в процессе совместных со взрослым действий. Кроме того, для занятий по ИЗО необходим большой объем расходных материалов (бумага, краски, пластилин, глина, клей и др.). Для развития изобразительной деятельности в доступные виды художественного ремесла (батик, керамика, ткачество, полиграфия и др.) необходимо безопасное оборудование для соответствующих мастерских.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
• Сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека;
• развитие интереса к изобразительному искусству и изобразительной деятельности, потребности в художественном творчестве;
• овладение практическими умениями и навыками в восприятии произведений искусства;
• овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, лепке, художественном конструировании);
• овладение понятиями и представлениями по изучаемым темам, тематической и терминологической лексикой, используемой при изобразительной деятельности и обсуждении предметов искусства и народного творчества.
ТЕХНОЛОГИЯ (ТРУД). 1 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ, 1 КЛАССЫ
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (вариант 6.3).
Вследствие неоднородности состава детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата диапазон различий в требуемом уровне и содержании их школьного образования предполагает их образовательную дифференциацию, которая может быть реализована на основе вариативности адаптированных рабочих программ или специальных индивидуальных программ развития, разрабатываемых учителем для конкретного класса или обучающегося.
Особые образовательные потребности у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата задаются спецификой двигательных нарушений, а также спецификой нарушения психического развития, и определяют особую логику построения учебного процесса, находят своё отражение в структуре и содержании образования. Наряду с этим можно выделить особые по своему характеру потребности, свойственные всем обучающимся с НОДА:
- требуется введение в содержание обучения специальных разделов, не присутствующих в Программе, адресованной нормально развивающимся сверстникам;
- необходимо использование специальных методов, приёмов и средств обучения (в том числе специализированных компьютерных и ассистивных технологий), обеспечивающих реализацию «обходных путей» обучения;
- индивидуализация обучения требуется в большей степени, чем для нормально развивающегося ребёнка;
- следует обеспечить особую пространственную и временную организацию образовательной среды;
- необходимо максимальное расширение образовательного пространства – выход за пределы образовательного учреждения.
Для обучающихсяс НОДА и умственной отсталостью (вариант 6.3 ФГОС НОО (ОВЗ)) учет особенностей и возможностей обучающихся с НОДА с умственной отсталостью реализуется через образовательные условия (специальные методы формирования графо-моторных навыков, пространственных и временных представлений, замещающее клавиатурное письмо, приемы сравнения, сопоставления, противопоставления при освоении нового материала, специальное оборудование, сочетание учебных и коррекционных занятий, использование шаблонов, трафаретов). Специальное обучение и услуги должны охватывать физическую терапию, психологическую и логопедическую помощь. Практическая направленность обучения, т.е. направленность на социализацию и воспитание автономности.
Цели образовательно-коррекционной работы:
· развитие самостоятельности учащихся при выполнении трудовых заданий;приобретение личного опыта как основы обучения и познания;
· приобретение первоначального опыта практической преобразовательной деятельности на основе овладения технологическими знаниями;
· формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда;
· подготовка учащихся к профессионально-трудовому обучению.
Обучение труду в младших классах направлено на решение следующих задач:
· воспитание положительных качеств личности ученика (трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе и т. д.);
· ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы);
· сообщение элементарных знаний по видам труда, формирование трудовых качеств, обучение доступным приемам труда, развитие самостоятельности в труде, привитие интереса к труду;
· предварительно планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления поделки, определять приемы работы и инструменты, нужные для их выполнения);
· контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готовых изделий);
· формирование организационных умений в труде — вовремя приходить на занятия, работать только на своем рабочем месте, правильно располагать на нем материалы и инструменты, убирать их по окончании работы, знать и выполнять правила внутреннего распорядка и безопасной работы, санитарно-гигиенические требования.