Мир изобразительных искусств

Изобразительное искусство – диалог художника и зрителя, особенности художественного творчества. Отражение в произведениях изобразительных искусств человеческих чувств, отношений к природе, человеку на примере произведений художников.

Виды изобразительных искусств: живопись, графика, декоративно – прикладное искусство

Их связь с жизнью.

Жанры изобразительных искусств: пейзаж, натюрморт.

Виды художественной деятельности (изобразительная , декоративная) Взаимосвязи изобразительного искусства с музыкой, литературой.

Патриотическая тема в произведениях отечественных художников.

Расширение кругозора – знакомство с ведущими художественными музеями России.

Художественный язык изобразительного искусства

Основы изобразительного языка искусства: рисунок, цвет, композиция Элементарные основы рисунка (характер линии, штриха, соотношение черного и белого, композиция).

Живописи (основные и составные, теплые и холодные цвета, изменение характера цвета); декоративно-прикладного искусства на примерах произведений отечественных и зарубежных художников.

Расширение кругозора– восприятие, эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства на основе представлений о языке изобразительных искусств.

Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью

Практический опыт постижения художественного языка изобразительного искусства в процессе восприятия произведений искусства и в собственной художественно-творческой деятельности. Работа в различных видах изобразительной (живопись, графика), декоративно-прикладной (орнаменты, росписи) деятельности.

Первичные навыки рисования с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж). Использование в индивидуальной деятельности различных художественных техник и материалов (гуашь, акварель, графические материалы, фломастеры).

Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, орнамента. Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке.

Знакомство с произведениями народных художественных промыслов России, их связь с традиционной жизнью народа. Восприятие, эмоциональная оценка изделий народного искусства и выполнение работ по мотивам произведений художественных промыслов.

Расширение кругозора – экскурсии в музеи.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Дата Тема Количество часов
  Упражнения: Радуга, Пирамида
  Рисование овощей и фруктов
  Осенний листопад
  Рисование цветов и растений
  Выполнение растительного орнамента
  Рисование животных
  Бабочка
  Снеговик (зимний пейзаж)
  Елочная игрушка
  В гостях у мастеров каргопольской игрушки
  Рыбка
  «Весна – красна»: рисование весенней природы
  Дымковская игрушка: рисование узоров
  Красота весенней природы: рисование весенней веточки
  Рисование первых весенних цветов ( тюльпан, одуванчик )
  Весеннее дерево
  Праздничный салют
  Ярко светит солнышко
  Резерв
  Итого


РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ

ü Авторские программы по изобразительному искусству: Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, Г. А. Поровская, А. Н. Щирова, Н. Р. Макарова, Е. В. Алексеенко. Изобразительное искусство. Рабочая программа для 1—4 классов общеобразовательной школы.

ü Учебники по изобразительному искусству: Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова. Изобразительное искусство. 1–4 классы.

ü Методические пособия: Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, Изобразительное искусство. 1–4 классы. Методическое пособие. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений (рекомендации к проведению уроков изобразительного искусства в 1–4 классе).

ü Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента.

ü Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству.

ü Информационно-коммуникативные средства:

– электронные образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения;

– произведения изобразительного искусства;

– произведения народного декоративно-прикладного искусства;

– таблицы, плакаты, детские работы.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В результате изучения изобразительного искусства (на конец второго года обучения) ученик должен по возможностизнать:

– значение слов: художник,народный мастер, краски, палитра, композиция, силуэт, иллюстрация, форма, размер, линия, штрих, пятно;

– некоторые жанры (пейзаж, натюрморт) и виды (графика, живопись, декоративно- прикладное искусство) произведений изобразительного искусства;

– отдельные центры народных художественных ремесел России;

– ведущие художественные музеи России;

– отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров;

– основные средства выразительности графики, живописи, декоративно-прикладного искусства;

– основные и смешанные цвета, элементарные правила их смешивания;

– эмоциональное значение теплых и холодных цветов;

уметь:

–организовывать свое рабочее место; пользоваться кистью, красками, палитрой;

– применять элементарные способы работы живописными и графическими материалами для выражения замысла, настроения;

– передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет предметов;

– составлять композиции с учетом замысла;

– рисовать кистью элементы народных орнаментов: геометрические (точка, круг, прямые и волнистые линии) и растительные: (листок, травка, усики, завиток);

– различать теплые и холодные цвета;

– узнавать отдельные произведения выдающихся художников;

– сравнивать отдельные виды изобразительного искусства (графика, живопись, декоративно-прикладное искусство);

– применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи;

использоватьприобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

– для самостоятельной творческой деятельности;

– обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;

– проявления эмоционального отношения к произведениям искусства, к окружающему миру;

– оценки произведений искусства при посещении выставок, музеев;

– проявления нравственно-эстетического отношения к родной природе, Родине, защитникам отечества, к национальным обычаям и культурным традициям;

– проявлениям положительного отношения к процессу и результатам труда – своего и других людей.


Наши рекомендации