Мир изобразительных искусств
Изобразительное искусство – диалог художника и зрителя, особенности художественного творчества. Отражение в произведениях изобразительных искусств человеческих чувств, отношений к природе, человеку на примере произведений художников.
Виды изобразительных искусств: живопись, графика, декоративно – прикладное искусство
Их связь с жизнью.
Жанры изобразительных искусств: пейзаж, натюрморт.
Виды художественной деятельности (изобразительная , декоративная) Взаимосвязи изобразительного искусства с музыкой, литературой.
Патриотическая тема в произведениях отечественных художников.
Расширение кругозора – знакомство с ведущими художественными музеями России.
Художественный язык изобразительного искусства
Основы изобразительного языка искусства: рисунок, цвет, композиция Элементарные основы рисунка (характер линии, штриха, соотношение черного и белого, композиция).
Живописи (основные и составные, теплые и холодные цвета, изменение характера цвета); декоративно-прикладного искусства на примерах произведений отечественных и зарубежных художников.
Расширение кругозора– восприятие, эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства на основе представлений о языке изобразительных искусств.
Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью
Практический опыт постижения художественного языка изобразительного искусства в процессе восприятия произведений искусства и в собственной художественно-творческой деятельности. Работа в различных видах изобразительной (живопись, графика), декоративно-прикладной (орнаменты, росписи) деятельности.
Первичные навыки рисования с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж). Использование в индивидуальной деятельности различных художественных техник и материалов (гуашь, акварель, графические материалы, фломастеры).
Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, орнамента. Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке.
Знакомство с произведениями народных художественных промыслов России, их связь с традиционной жизнью народа. Восприятие, эмоциональная оценка изделий народного искусства и выполнение работ по мотивам произведений художественных промыслов.
Расширение кругозора – экскурсии в музеи.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Дата | Тема | Количество часов |
Упражнения: Радуга, Пирамида | ||
Рисование овощей и фруктов | ||
Осенний листопад | ||
Рисование цветов и растений | ||
Выполнение растительного орнамента | ||
Рисование животных | ||
Бабочка | ||
Снеговик (зимний пейзаж) | ||
Елочная игрушка | ||
В гостях у мастеров каргопольской игрушки | ||
Рыбка | ||
«Весна – красна»: рисование весенней природы | ||
Дымковская игрушка: рисование узоров | ||
Красота весенней природы: рисование весенней веточки | ||
Рисование первых весенних цветов ( тюльпан, одуванчик ) | ||
Весеннее дерево | ||
Праздничный салют | ||
Ярко светит солнышко | ||
Резерв | ||
Итого |
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ
ü Авторские программы по изобразительному искусству: Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, Г. А. Поровская, А. Н. Щирова, Н. Р. Макарова, Е. В. Алексеенко. Изобразительное искусство. Рабочая программа для 1—4 классов общеобразовательной школы.
ü Учебники по изобразительному искусству: Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова. Изобразительное искусство. 1–4 классы.
ü Методические пособия: Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, Изобразительное искусство. 1–4 классы. Методическое пособие. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений (рекомендации к проведению уроков изобразительного искусства в 1–4 классе).
ü Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента.
ü Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству.
ü Информационно-коммуникативные средства:
– электронные образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения;
– произведения изобразительного искусства;
– произведения народного декоративно-прикладного искусства;
– таблицы, плакаты, детские работы.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В результате изучения изобразительного искусства (на конец второго года обучения) ученик должен по возможностизнать:
– значение слов: художник,народный мастер, краски, палитра, композиция, силуэт, иллюстрация, форма, размер, линия, штрих, пятно;
– некоторые жанры (пейзаж, натюрморт) и виды (графика, живопись, декоративно- прикладное искусство) произведений изобразительного искусства;
– отдельные центры народных художественных ремесел России;
– ведущие художественные музеи России;
– отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров;
– основные средства выразительности графики, живописи, декоративно-прикладного искусства;
– основные и смешанные цвета, элементарные правила их смешивания;
– эмоциональное значение теплых и холодных цветов;
уметь:
–организовывать свое рабочее место; пользоваться кистью, красками, палитрой;
– применять элементарные способы работы живописными и графическими материалами для выражения замысла, настроения;
– передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет предметов;
– составлять композиции с учетом замысла;
– рисовать кистью элементы народных орнаментов: геометрические (точка, круг, прямые и волнистые линии) и растительные: (листок, травка, усики, завиток);
– различать теплые и холодные цвета;
– узнавать отдельные произведения выдающихся художников;
– сравнивать отдельные виды изобразительного искусства (графика, живопись, декоративно-прикладное искусство);
– применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи;
использоватьприобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
– для самостоятельной творческой деятельности;
– обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
– проявления эмоционального отношения к произведениям искусства, к окружающему миру;
– оценки произведений искусства при посещении выставок, музеев;
– проявления нравственно-эстетического отношения к родной природе, Родине, защитникам отечества, к национальным обычаям и культурным традициям;
– проявлениям положительного отношения к процессу и результатам труда – своего и других людей.