Искусство 19 в. Творчество А.К. Саврасова.
БИЛЕТ № 17
Московский Кремль
Билет № 20.
Билет № 18
Творчество Симона Ушакова.
Билет № 14
Древнерусское искусство. Киевская Русь.
Билет № 3
Охарактеризовать вид изобразительного искусства «Живопись».
Готическое искусство.
1 Живопись— вид изобразительного искусства, связанный с передачей зрительных образов посредством нанесения красок на твёрдую или гибкую поверхность.
Существует два вида живописи: станковая и монументальная. К станковой живописи относят произведения, существующие независимо от места создания. В основном это картины, созданные на мольберте (то есть станке) художника. В станковой живописи преобладают работы выполненные масляными красками, но могут использоваться и другие красители (темпера, акриловые краски и т.д.). Картины пишутся в основном на холсте, натянутом на раму или наклеенном на картон, на картоне, в прошлом широко применялись деревянные доски, могут использоваться любые плоские материалы. Монументальная живопись выполняется непосредственно на стенах зданий и других сооружений. В прошлом преобладала живопись темперными красками по сырой штукатурке (фреска). Однако эта техника сложна, поэтому применяют и другие технологии, например масляные краски. Цветные изображения на бумаге (акварель, гуашь, пастель и др.) формально (например, по месту в коллекции) относят к графике, но эти произведения часто рассматриваются и как живописные. Все другие способы цветного изображения относятся к графике, в том числе и изображения, созданные с помощью компьютерных технологий. Наиболее распространены произведения живописи, выполненные на плоских или почти плоских поверхностях, таких как натянутый на подрамник холст, дерево, полотно, обработанные поверхности стен и т. д.
2 Готическое искусство - (ок. 1130 г.— 14 в.) Готическое искусство представляет следующую после романского ступень развития средневекового искусства. Название это условно. Оно было синонимом варварства в представлении историков Возрождения, которые впервые применили этот термин, характеризуя искусство средних веков в целом, не видя в нем его ценных сторон.
Готика — более зрелый стиль искусства средневековья, чем романский. Он поражает единством и целостностью художественных проявлений во всех видах искусства. Религиозное по форме готическое искусство более чутко, чем романское, к жизни, природе и человеку. Оно включило в свой круг всю сумму средневековых знаний, сложных и противоречивых представлений и переживаний. В мечтательности и взволнованности образов готики, в патетическом взлете духовных порывов, в неутомимых исканиях ее мастеров ощущаются новые веяния — пробуждение разума и чувств, страстные стремления к прекрасному. Повышенная одухотворенность готического искусства, нарастающий интерес к человеческим чувствам, к остроиндивидуальному, к красоте реального мира подготовили расцвет искусства Возрождения.
Готическое искусство — Готический стиль, художественный стиль, явившийся завершающим этапом в развитии средневекового искусства стран Западной, Центральной и частично Восточной Европы (между серединой 12 и 15—16 вв.). Термин "готика" введён в эпоху Возрождения как уничижительное обозначение всего средневекового искусства, считавшегося «варварским». С начала 19 в., когда для искусства 10 — 12 вв. был принят термин романский стиль, были ограничены хронологические рамки готики, в ней выделили раннюю, зрелую (высокую) и позднюю фазы. Готика развивалась в странах, где господствовала католическая церковь, и под её эгидой феодально-церковные основы сохранялись в идеологии и культуре эпохи готики.
Готическое искусство оставалось преимущественно культовым по назначению и религиозным по тематике: оно было соотнесено с вечностью, с «высшими» иррациональными силами. Для готики, характерны символико-аллегоричный тип мышления и условность художественного языка. От романского стиля готика унаследовала главенство архитектуры в системе искусств и традиционные типы зданий. Особое место в искусстве готики занимал собор — высший образец синтеза архитектуры, скульптуры и живописи (преим. витражей). Несоизмеримое с человеком пространство собора, вертикализм его башен и сводов, подчинение скульптуры динамичным архитурным ритмам, многоцветное сияние витражей оказывали сильное эмоциональное воздействие на верующих.
Развитие искусства готики отражало и кардинальные изменения в структуре средневекового общества: начало формирования централизованных государств, рост и укрепление городов, выдвижение светских сил — городских, торговых и ремесленных, а также придворно-рыцарских кругов.
Смелая и сложная каркасная конструкция готического собора, воплотившая торжество дерзновенной инженерной мысли человека, позволила преодолеть массивность романских построек, облегчить стены и своды, создать динамичное единство внутреннего пространства.
Готика зародилась в Северной Франции в середине 12 в. и достигла расцвета в 1-й половине 13 в. Каменные готические соборы получили во Франции свою классическую форму. Как правило, это 3—5-нефные базилики с поперечным нефом - трансептом и полукруговым обходом хора ("деамбулаторием"), к которому примыкают радиальные капеллы. Их высокий и просторный интерьер озарён цветным мерцанием витражей.
Впечатление неудержимого движения ввысь и к алтарю создаётся рядами стройных столбов, мощным взлётом остроконечных стрельчатых арок, убыстрённым ритмом аркад верхней галереи (трифория). Благодаря контрасту высокого главного и полутёмных боковых нефов возникает живописное богатство аспектов, ощущение беспредельности пространства. Конструктивная основа собора — каркас из столбов (в зрелой готике — пучка колонн) и опирающихся на них стрельчатых арок.
Структура здания складывается из прямоугольных ячеек (травей), ограниченных 4 столбами и 4 арками, которые вместе с арками-нервюрами образуют остов крестового свода, заполненного облегчёнными небольшими сводами — распалубками. Боковой распор свода главного нефа передаётся с помощью опорных арок (аркбутанов) на наружные столбы— контрфорсы. Освобождённые от нагрузки стены в промежутках между столбами прорезаются арочными окнами. Нейтрализация распора свода за счёт вынесения наружу основных конструктивных элементов позволила создать ощущение лёгкости и пространственной свободы интерьера. 2-башенные западные фасады французских соборов с 3-мя "перспективными" порталами и узорным круглым окном ("розой") в центре сочетают устремление ввысь с ясной уравновешенностью членений.
Архитектура. Величайшее сооружение ранней готики — собор Парижской богоматери, Шартский собор, Реймский собор, Амьенский собрр. Собор Парижской богоматери (Нотр-Дам де Пари, заложен в 1163 г.; достраивался до середины 13 в.; венец капелл — в начале 14 в., ил. 81, 82), представляет собой пятинефную базилику. Его длина - 130 метров, высота башен — 69 метров, высота шпиля — 90 м. На южную башню собора можно подняться по лестнице. Расположенный здесь Большой колокол в 15 тонн весом звонит только в очень торжественных случаях. Главный, западный фасад собора делится на три яруса. Его нижняя часть состоит из трех порталов, выполненных в виде остроконечных арок, пышно украшенных скульптурой. В центральном портале находится трехъярусная композиция "Страшный суд", над которой возвышается фигура Христа, окруженного апостолами, по шесть с каждой стороны. Левый портал посвящен Святой Деве. В правом портале высечены сцены из жизни святой Анны.
Средний ярус собора занимает Галерея Королей. Это зубчатый карниз, протянувшийся вдоль всего фасада здания, с 28 нишами, в которых помещены скульптуры легендарных библейских королей, предков Иисуса Христа. Каждый из 28 библейских владык считался своего рода прототипом одного из королей Франции - таким образом французские монархи были как бы новым земным воплощением древних святых. Над фигурами королей расположены высокие узкие окна, а между ними - огромное центральное окно-роза диаметром почти 13 метров. В центре "розы" изображена Богоматерь, вокруг нее в круглых медальонах - фигуры святых. Все статуи Галереи Королей являются копиями 19 века, оригиналы были разбиты во время Французской революции.
Колокольни составляют верхний ярус собора. В свое время они являлись и дозорными башнями Парижа. У подножия башен установлены знаменитые статуи химер, замечательно описанные в романе Виктора Гюго "Собор парижской Богоматери". Это фантастические и жутковатые фигуры с крыльями летучих мышей, козлиными рожками или змеиными головами, лебедиными шеями или орлиными когтями - аллегорические воплощения человеческих грехов. Своды центрального нефа собора поднимаются в высоту на 35 метров. После яркого солнечного света глаза долго не могут привыкнуть к полумраку, хотя раньше в соборе было еще темнее, и пришлось специально пробивать новые окна в боковых стенах для лучшего освещения центрального нефа. На многочисленных витражах собора представлены сцены из земной жизни Христа и Девы Марии, изображения патриархов, библейских царей, апостолов, святых. Но почти все они представляют собой копии, заменившие разбитые и пострадавшие за долгую историю оригиналы. В неприкосновенности до наших дней дошло только центральное окно-роза. Как и в других готических храмах, в Нотр-Дам де Пари нет настенной живописи, и только статуи - мужчин, женщин, королей, епис-копов и воинов, из мрамора, серебра и даже восковые - украшают интерьер собора. В Соборе Парижской Богоматери хранится одна из величайших святынь христианства — Терновый венец Иисуса Христа, попавший в Париж в 1239 году. До 1063 г. Терновый венец хранился на горе Сион в Иерусалиме, затем он был перевезен во дворец византийских императоров в Константинополе. В 1204 году священная реликвия была захвачена ворвавшимися в Константинополь западноевропейскими рыцарями-крестоносцами и долгое время переходила из рук в руки, пока один из владельцев не продал ее французскому королю Людовику IX, который распорядился поместить венец в специально построенную часовню. В 1809 году он был перенесен в Собор Парижской Богоматери.
.
БИЛЕТ № 17
Московский Кремль
Искусство 19 в. Творчество А.К. Саврасова.
1.Моско́вский Кре́мль — древнейшая часть Москвы, главный общественно-политический, духовно-религиозный и историко-художественный комплекс города, официальная резиденция Президента Российской Федерации. Расположен на высоком левом берегу Москвы-реки — Боровицком холме, при впадении в неё р. Неглинной. В плане Кремль — неправильный треугольник площадью 27,5 га. Южная стена обращена к Москве-реке, северо-западная — к Александровскому саду, восточная — к Красной площади. Первоначально Кремль служил укреплением посёлка кривичей, возникшего на Боровицком холме, мысе при впадении р. Неглинной в Москву-реку. В 1238 году во время монголо-татарского нашествия Кремль был разрушен. С 1264 года являлся резиденцией московских удельных князей. В 1339 году построены стены и башни из дуба. В 1367 году, при великом князе Дмитрии Донском, деревянные стены Кремля заменяются стенами и башнями из местного белого камня (по данным археологии каменными были башни и наиболее важные части стены, откуда была наибольшая опасность штурма). Во второй половине XV века Московский Кремль перестраивается под руководством итальянских зодчих, в частности, Пьетро Антонио Солари . В проведенном с огромным размахом строительстве Кремля использовались достижения как русского, так и итальянского военно-инженерного искусства. В качестве основного материала для строительства был выбран обожженный кирпич. Многие здания, включая церкви, были спроектированы и возведены итальянскими мастерами. По замыслу зодчих центром кремля стала Соборная площадь с расположенными на ней Успенским собором (1475—79), Благовещенским собором (1484—89), Грановитой палатой (1487—91), Архангельским собором (1505—08) — (усыпальницей русских князей и царей) и колокольней Иван Великий. В отличие от главных построек Кремля, Благовещенский собор и церковь Ризоположения (1484—86), построенные русскими мастерами, гораздо более связаны со старыми русскими традициями. В 1485—95 годах, при Иване III, фортификационные сооружения Кремля перестраиваются. Например, были заложены «Портомойные ворота» со стороны Москва реки. В 1508—16 годах на месте современной Красной площади был вырыт ров, вода в который поступала из реки Неглинной. Кремль становится неприступной крепостью, окружённой водой со всех сторон.К 1702—1736 годам относится строительство здания Арсенала (архитекторы Д. Иванов, Х. Конрад при участии М. И. Чоглокова). При Елизавете Петровне в 1743—1750-х годах были разобраны древние Столовая, Ответная и Золотая палаты дворца и заменены небольшим богато декорированным зданием по проекту В. В. Растрелли, построенного под наблюдением Д. В. Ухтомского. Одновременно Ухтомский построил рядом Оружейную палату и занимался перестройкой Приказов. В 1812 году Москва и Кремль были захвачены армией Наполеона. Французская армия вошла в Кремль 2 сентября 1812 года, а сам Наполеон — 3 сентября. Однако, уже на следующий день он бежал из Кремля по потайному ходу под угрозой распространившегося огня. Отступая, Наполеон приказал заминировать и взорвать кремлёвские здания. Несмотря на то, что большинство зарядов не взорвалось, урон был значительным. В 1836 году архитектор О. Монферран устновил на специальном постаменте Царь-колокол, упавший в пожар 1737 года и пролежавший всё это время в яме.
С приходом Советской власти столица была перенесена в Москву и Кремль вновь становится политическим центром. В марте 1918 года в Кремль переезжает советское правительство во главе с В. И. Лениным. Его резиденцией и местом проживания советских вождей становятся дворцы и кавалерские корпуса. Вскоре свободный доступ на территорию Кремля для обычных москвичей оказывается под запретом. Храмы закрывают и кремлёвские колокола надолго умолкают. В конце 1920-х начинается большая череда сноса древних сооружений Кремля. Помимо уничтожения памятников, некоторые постройки подверглись переделке. В ходе реставрационных работ конца 1960-х — начала 1970-х годов глиняная черепица на башнях Кремля была во многих местах заменена металлическими листами, раскрашенными «под черепицу».
2.Алексей Саврасов - художник большого дарования и трагической судьбы. В историю русской живописи он вошел как создатель русского лирического пейзажа, полного грусти и любви к России. Именно Саврасов первым показал, как прекрасен серый весенний день, грязные русские дороги и мокрые поля. В 1871 году он выставил на Передвижной выставке небольшую картину "Грачи прилетели". Теперь эта картина вошла в нашу жизнь наравне со стихами Пушкина и музыкой Чайковского. Иван Крамской писал тогда: "Грачи прилетели" есть лучший, и он действительно прекрасный, хотя тут же и Боголюбов, и барон Клодт, и Шишкин. Но всё это деревья, вода, и даже воздух, а душа есть только в "Грачах"...
«Грачи прилетели»- Сюжет картины прост и незатейлив. Первые весенние деньки, стремительно тает снег под лучами теплого солнца, на переднем плане приткнулось несколько зазябших от мороза тоненьких березок, их голые ветки, уже начинающие набухать почками, усеяны птичьими гнездами, над которыми с радостным криком носятся возвратившиеся раньше всех грачи. На дальнем плане виднеются невзрачные заборы и деревянные крыши, над которыми возвышается в сыроватом воздухе церковка с колокольней. Первое пробуждение природы от долгого зимнего оцепенения, пафос ее силы, способной творить чудо возрождения - вот главная тема саврасовской картины. А ведь именно с Саврасова, как писал его ученик и продолжатель И.Левитан, «появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родине». Подготовительная работа над будущей картиной шла в марте 1871 года, в деревне Молвитино.
«Просёлок» - Картина «Проселок» была написана А. К. Саврасовым в 1873 году. Подаренная другу и сподвижнику И. Прянишникову, она значительное время не показывалась общественности. Появившись на выставке перед широким зрителем лишь в 1893 году, картина произвела огромное впечатление свободой исполнения и «силой поэтической трактовки воздуха». Мотив, выбранный Саврасовым для картины, как обычно прост и незатейлив. Художник мастерски передает красоту и разнообразие жизни – через воздух, который кажется свежим и влажным, изменчивые облака, размытую дождем дорогу. Кажется, в любой детали природы художник находит поэзию.
Лучи солнца преобразили землю, сделали обычную дорожную грязь неузнаваемо прекрасной. Напоенные влагой, беззаботно тянутся вверх деревья, сверкает ярко-изумрудная трава возле дороги, сияют дали, согретые теплыми лучами солнца. Саврасов учит зрителя видеть удивительное и прекрасное в самом обыденном и простом. Благодаря мастерству живописца неприглядный вид, который мог бы вызвать уныние и грусть, приобретает прелесть и очарование, одухотворенность и лиризм.
Билет № 20.