Как найти необходимые материалы
Советуем вам, выполняя задания проекта, обратить внимание на творчество таких художников как В.В. Бахтин, А.М. Белашов, В.А. Ватагин, В.А. Горбатов, Д.В. Горлов, В.С. Гребенников, В.М. Гудков, Н.Н. Кондаков, Г.Е. Никольский, В.М. Смирин, Ю.М. Смирин, В.В. Трофимов, К.К. Флеров, А.Н. Формозов, Е.И. Чарушин, Н.Е. Чарушин, О.Ф. Хлудова.
Этот список – для ориентации. Вы можете выбрать и других мастеров, в том числе тех, чье творчество связано с животным миром и природой вашей малой родины, с традициями народов России (например, посвятить свою работу косторезам Чукотки) и т.п.
Одна из самых главных проблем – недостаток и малая доступность материалов по анималистике. Причем это связано не только с тем, что хорошие издания не всегда переиздаются, а многие архивы художников вообще не доступны широкому кругу. Проблема в том, что анималистика, к которой мы обращаемся, – не столько жанр, сколько образ жизни, и привержены ему нередко художники-самородки, зачастую не имеющие профессионального художественного образования, иногда известные только в небольшом кругу, хотя творчество таких мастеров драгоценно. И одна из целей нашего конкурса – сделать их известными для педагогов и школьников, стимулировать интерес к традиции российской анималистики в целом.
Можно рекомендовать посещение галерей и музеев, в которых представлено творчество художников-анималистов. Крупнейшим в России собранием анималистики может гордиться Государственный Дарвиновский музей. Хорошие коллекции анималистов есть и в других городах, например, в Тарусской картинной галерее (г. Таруса, Калужская обл.).
Достаточно много материалов можно найти при целенаправленном поиске в интернете – от полнотекстовых изданий и статей в Википедии до интервью с художниками и разделов «Живого журнала» и социальных групп.
Приводим в помощь список ресурсов по анималистике, ни в коей мере не претендующий на полноту. Найти нужные, в том числе и эксклюзивные материалы – одна из творческих задач конкурса (см. далее).
Анимация в природе: что мы под этим понимаем
Задача конкурса — научиться видеть и передавать характерные процессы в жизни животных, будь то их движения, эпизоды поведения, в т. ч. взаимодействия друг с другом, игры и т. п., сумев их представить в виде серии рисунков (раскадровки, «фильма в картинках» для детей младшего возраста), снабженной комментарием, по возможности в виде небольшого анимационного этюда.
В коллективном проекте его общую тему можно отразить достаточно полно благодаря нескольким сериям таких раскадровок и нескольким анимационным этюдам либо их сочетанию: очень интересным может быть проект, включающий, например, представление разных стадий его осуществления (фрагментов наблюдений с натуры, предварительных и завершающего вариантов раскадровки и собственно краткого анимационного этюда из нескольких эпизодов, объединенных общей темой проекта).
Надо ли обязательно включать в проект анимационный этюд? В какой технике его делать?
В настоящее время простейшие методики анимации уже знакомы и учителям, и школьникам. Но опыт и возможности у всех разные, поэтому мы предлагаем вам, работая над темой проекта 2017 года, выбрать тот вариант, который вам доступнее и лучше отразит ваши интересы и возможности. Естественно, вы вправе придумать и свой собственный, соответствующий положению конкурса.
Далеко не все коллективы владеют технологиями анимации, поэтому отсутствие анимационных этюдов не является препятствием для участия в конкурсе и победы в нем.
Если же вы хотите попробовать свои силы в анимации, то можете обратиться в разным техникам. Важно лишь при этом следить за тем, чтобы она не нивелировала, не искажала особенности движения, поведения животных, а наоборот, помогала их подчеркнуть и точно выразить.
Не гонитесь за длительностью таких эпизодов. Даже самый краткий, но выразительный этюд гораздо ценнее, чем невнятный длинный ролик.
Анимация в анималистике
Конечно, анимация и анималистика — разные жанры, но в практике художников-анималистов можно увидеть черты, сближающие то, что они делают, с работой аниматора. Это характерно для многих мастеров, но в особенности для В.М. Смирина, и это не случайно, поскольку его интересовало прежде всего поведение зверя. В творчестве В.А. Ватагина, В.В. Трофимова, В.А. Горбатова и других анималистов важную роль играют листы с набросками разных форм поведения животного — своеобразные раскадровки.
В такой «раскадровке» на листе бумаги можно увидеть разные моменты поведения и представить, что и как делало животное, как и что мог наблюдать художник. На окончательном рисунке по материалам наблюдений В.М. Смирин нередко специально представлял в нескольких рисунках, как развивается во времени та или иная характерная форма поведения зверя, например, как ведет себя джейран во время гона или как устроен полет белки-летяги, как скрывается от возможной опасности самка калана со своим детенышем.