Вознесенская церковь в Торжке.
Происхождение Вознесенской церкви г. Торжка (Илл.21) остается до сих пор загадочным. По клировой ведомости, она возведена в 1653 году «тщанием прихода», однако многие исследователи относят ее к 1717 году, считая, что она построена на месте более древней церкви XVII века. Известно, что в 1883 году церковь была «обновлена» – ее обшили теслом и расширили окна. Деревянный храм построен по весьма распространенному в деревянном зодчестве типу клетских церквей, в основе которых лежит обычный четверик-клеть. Три постепенно уменьшающихся восьмерика превращают храм в высокую ярусную башню. Последний ярус заканчивается традиционной луковичной главкой. Здесь расположена необычная живопись, в которой преобладают яркие локальные цвета, с неумело нарисованными фигурами святых[80].
Храм был закрыт для богослужения в 1929 году.
В советское время всё убранство храма было утрачено. Сохранилась только роспись стен верхних ярусов церкви (Илл. 22) и «Икона-неба» (Илл. 23) с изображением Новозаветной Троицы, ныне хранящаяся в фонде живописи и скульптуры ВИЭМ. Росписи относятся к началу XIX века.
Композицию росписей можно разделить на три горизонтальных реестра – Новозаветная Троица в куполе, изображение Христа, Иоанна Крестителя, Марии Магдалины, – во втором ярусе. В нижнем, третьем ярусе расположены фигуры святителей в разноцветных фигурных украшениях - Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, Николая Чудотворца и фигура Богоматери Знамение.
На восточной стене третьего яруса расположена икона Знамение Божией Матери. Иконы Богородицы под именем «Знамение» стали известны на Руси в XI –XII веках. Называются они так после чудесного знамения от Новгородской иконы, что произошло в 1170 году. Икона Божией Матери «Знамение» изображает Богородицу, которая сидит с молитвенно поднятыми руками. На груди ее, на фоне круглой сферы или щита - благословляющий Спас Эммануил. Такое изображение Богоматери относится к числу самых первых Ее иконописных образцов.
Икона Божией Матери «Знамение» из Вознесенской церкви представляет собой поясное изображение Богоматери с распростертыми к небу руками и с Младенцем, правой рукой благославляющим мир, а в левой держащим свиток. Изображение на иконе «Знамение» происходит от древнего константинопольского типа Марии Влахернитиссы, восходящего к римским изображениям Богоматери IV века. В Византии такое изображение называлось Оранта, или Великая Панагия. Основной смысл икон Знамение переместился с посреднической заступнической молитвы Богоматери Оранты к Боговоплощению Христа. Знамение — это образ Благовещения и предзнаменование Рождества и следующих за ним евангельских событий вплоть до Второго Пришествия[81]. В данном случае приходится говорить о каноничности изображения, хотя фигуры трактованы несколько в гротескной и грубоватой манере.
Восьмигранная икона – церковное «небо» завершала восьмерик храма и венчала его внутреннее пространство (ныне находится в ВИЭМ). Восьмиугольная форма иконы продиктована архитектурной композицией храма – три убывающих по величине восьмерика на четверике. На иконе Господь Саваоф и Иисус Христос изображены восседающими на облаках. Над их головами на фоне наложенных друг на друга ромбов парит голубь – Дух Святой, окруженный исходящими от него лучами. Бог Сын в правой руке держит Евангелие, в левой – крест и державу. В изножии мастер росписей помещает 5 красных серафимов. Изображение Троицы отличается легкостью подачи, некоей воздушностью, которая создается отсутствием престола – Саваоф и Христос восседают на парящих Небесных силах (херувимах, серафимах, престолах), белыми одеждами Бога Отца, оттененными складками и светловатым фоном Рая. Показательном в данном контексте будет сравнение с иконой-неба из деревянной церкви во имя Святителя Николая Чудотворца д. Вегорукса в Кижах XVIII века. Начиная со второй половины XVII века в заонежских храмах стали размещать иконописные композиции на потолках храмов и разрабатывать своеобразную потолочную форму, подобную куполу каменной церкви. Это была конструкция, основанная на жестких распорах – радиальных брусьях (тяблах), в которые укладывались иконы. В основу композиции были положены литургические тексты и размещение икон в реестрах всегда соответствовало небесному чину. Таким образом, в медальоне (восьмиграннике, четырехграннике) помещались фигуры Христа, Троицы, Саваофа, ниже, на гранях располагались евангелисты, праотца, архангелы, ангелы, небесные силы. В новоторжской композиции фигура Богоматери помещается мастером в одном реестре со святителями Василием Великим, Григорием Богословым, Иоанном Златоустом и Николаем Чудотворцем, что свидетельствует о свободной трактовке мастером иконографии.
Живопись центрального медальона включала изображение Спаса Вседержителя, Новозаветной Троицы и Саваофа. На угловых изображениях в Заонежье, в отличие от новоторжкой композиции, бытовала практика изображения евангелистов, их символов, трубящих ангелов[82]. Так и в иконе из церкви Николая Чудотворца Троицу окружают ангелы и евангелисты. Иконография центральной композиции в обоих случаях идентична. Но если заонежская икона тяготеет к традициям древнерусской иконы, то новоторжская принадлежит к так называемым «крестьянским письмам», веющая лубком и народной картинкой.
Примечательно, что в XIX веке, когда процветала академическая религиозная живопись, новоторжские иконописцы украсили церковь Вознесения росписью и иконами, стараясь воспроизвести в них только древние формы. Возможно, это оппозиционный ответ на внесение светских элементов в религиозную живопись, желание сохранить традицию, или же осознание автором росписей, что в архитектуру деревянной церкви вряд ли можно было бы вписать что-то подобное росписям в Райке или Борисоглебском монастыре. Особая любовь к мотиву дерева гармонично сочетается и в архитектуре и во внутреннем убранстве.
В колористическом отношении изображения Вознесенской церкви тяготеют к традиции лубка, яркой народной картинки. Рисованный лубок также как и религиозная академическая живопись переживал свой расцвет именно в XVIII– XIX веках.
Мастер росписи активно использует локальные цвета – зеленый, красный, желтый, синий, иногда золотой. В основе строя росписей лежит контраст светлого фона и ярких тонов изображения. Такое свободное владение иконописным и народно-художественным делом свидетельствует о высокой художественной традиции новоторжского народного искусства. Помимо изображений святых встречаются характерные лубочные узоры – стилизованные растительные мотивы, тонкие вьющиеся ветви с раскрытыми розетками цветов, пышные тюльпанообразные венчики. В росписях чувствуется неприятие натуралистического правдоподобия, стремление выразить внутреннее сущностное начало, наивность, идилличность способа образного мышления.
Еще одна особенность росписей – это фольклорная традиция. Святые образы переданы поэтично, душевно. Мотивы больших цветов, бутонов с заключенной в них силой роста и цветения отражают народное поэтическое мироощущение. Наслаждение красотой мира, радостное мировосприятие, оптимизм, фольклорное обобщение чувствуется во всем образном и цветовом строе росписей.
Синтез древнерусских художественных традиций и народного примитива делают росписи Вознесенской церкви близкими и понятными для восприятия. В отличие от большинства росписей этого периода, носящих торжественно-помпезный характер, данные изображения доходчивы, просты, тем самым более открыты и доступны для посетителей церкви, а их обособленное место в ряду новоторжских фресок этого периода делают их незаурядными произведениями искусства своего времени.