Северное Возрождение. Общая характеристика. Основные произведения
Под «северным Возрождением» принято подразумевать культуру XV-XVI столетий в европейских странах,лежащих севернее Италии.Термин достаточно условен. Его применяют по аналогии с итальянским Возрождением, но если в Италии он имел прямой первоначальный смысл – возрождение традиций античной культуры, то в других странах в сущности, ничего не «возрождалось»: там памятников и воспоминаний античной эпохи было немного. Искусство Нидерландов, Германии и Франции (главных очагов северного Возрождения) в XV веке развивалось как прямое продолжение готики, как ее внутренняя эволюция в сторону «мирского».
Северный Ренессанс запаздывает по отношению к итальянскому на целое столетие и начинается тогда, когда Италия вступает в высшую стадию своего развития. В искусстве северного Ренессанса больше средневекового мировоззрения, религиозного чувства, символики, оно более условно по форме, более архаично, менее знакомо с античностью. Художники С.В. опирались на сл. черты иск-ва: интерес к внутр. миру чел-а, чувство взаимосвязи чел-а и мира, внимание к реальной среде, окружающей чел-а. Конец XV и VI столетие были для стран Европы временем громадных потрясений, самой динамичной и бурной эпохой их истории. Повсеместные религиозные войны, борьба с господством католической церкви – Реформация, переросшая в Германии в грандиозную Крестьянскую войну, революция в Нидерландах, драматический накал на исходе Столетней войны Франции и Англии, кровавые распри католиков и гугенотов во Франции. Казалось бы, климат эпохи мало благоприятствовал становлению ясных и величавых форм Высокого Ренессанса в искусстве. И действительно: готическая напряженность и лихорадочность в северном Возрождении не исчезают. Но, с другой стороны, распространяется гуманистическая образованность и усиливается притягательность итальянского искусства. Сплав итальянских влияний с самобытными готическими традициями составляет своеобразие стиля северного Возрождения.
Особенности нидерландской культуры. Нидерландская живопись XV – XVI вв.
Возрождению свойственен демократический характер, в к-ром большую роль играют фольклор,фантастика,гротеск и даже сатира,что можно объяснить наличием соц.противоречий в жизни гос-ва. Новое ренессансное появилось и крепло вместе с ростом городов,развитием торговли и ремесла. Новые явления, к-рые возникли в культуре Нид-ов, неравномерно проявились в разн.видах иск-ва. Арх-ра и скульптура еще долго сохраняли готические традиции. Наиболее интенсивно развивается живопись. XVв. – «золотой век» нидерландской живописи. Художники ощущали значительность всего,что их окружало. Но они не возвышали образ чел-а,как итальянцы,а давали его в реальных условиях жизни. На их творчество оказало влияние религиозное сознание, к-рое господствовало в обществе(христианская идея равенства перед Богом, идея извечной гармонии мироздания). Представители: Губерт Ван Эйк, Ян Ван Эйк, Иероним Босх, Питер Брейгель Старший.
Гентский алтарь братьев Ван Эйк.
Творчество Иеронима Босха.
БОСХ (Bosch; собственно ван Акен, van Aeken) Иероним (Хиеронимус) (около 1450, Схертогенбос, Брабант (Нидерланды) — 9 августа 1516, там же), нидерландский художник, один из крупнейших мастеров Северного Возрождения. Стилистически его творчество принято разделять на ранний (1475-80), средний (1480-1510) и поздний (с 1510) периоды.
В раннем творчестве чаще всего пишет небольшие картинки нравоучительно-дидактического содержания («Извлечение камня глупости», Прадо, Мадрид; «Корабль дураков», Лувр, Париж); в те же годы была создана и расписная столешница с аллегориями Семи смертных грехов (Прадо). Жанрово-аллегорические сценки, полные грубоватого юмора, написаны в детализованной, «эмалевой» живописной манере старых нидерландцев. Доминирует чувство мучительной тревоги за абсурдное состояние человечества, погрязшего во всяческой скверне.
Главные шедевры Босха, обеспечившие ему посмертную славу — большие алтарные триптихи, самым ранним из которых считается «Воз сена» (Прадо, Мадрид). Многолюдное действо центральной части алтаря разыгрывается между Раем на левой и Адом на правой створках, — наглядными началом и концом земного пути беспутной человеческой массы. Сюжет главной сцены обыгрывает пословицу «мир — воз сена, каждый тащит с него, сколько может». Греховной сутолоке явно противостоят таинственные поэтические детали (например, изящная чета любовников, музицирующих на самом верху пресловутого воза) и прежде всего чувственная красота колорита, обретающего все большую легкость.В триптихе с Искушением святого Антония (Национальный музей старого искусства, Лиссабон) все видимое пространство обращается в земной ад, мерцающий зловещими сполохами, полный мерзких, фантастических, но в то же время натуралистически убедительных тварей. Живописные лессировки одновременно удивительно изысканны, а самое главное — сквозь весь морок проступает воля к самопознанию, обуздывающему разбушевавшуюся природную стихию. Тот же гуманистический мотив звучит в цикле одночастных картин о святых подвижниках («Св. Иероним в покаянии», Музей изобразительных искусств, Гент; и другие), где пейзаж, та же стихия на наших глазах «умиряется» от переднего плана к далям, словно демонстрируя плоды напряженной нравственной борьбы.
Так или иначе исход этой борьбы в целом предстает интригующе- неопределенным. В известнейшем и самом большом триптихе («Сад наслаждений», Прадо) действо, традиционно для Босха, разыгрывается между Раем слева и Адом справа — в центре же представлен поразительный «адо-рай», где прекрасное нагое человечество оказывается высшим грациозным плодом и в то же время пассивной жертвой растительно-животной природы, окружающей людей ловушками в виде гигантских ягод, насекомых, оживающих скал и прочих «сюрреалистических» деталей. Характерное для Босха обилие алхимико-астрологической символики достигает здесь апогея (исследователи не раз высказывали гипотезы о принадлежности мастера к какой-то тайной еретической секте).
Философская насыщенность образов, созданных Босхом, ставят их на один уровень с произведениями Леонардо да Винчи и А. Дюрера. Подготовив своими бытовыми и пейзажными наблюдениями реализм голландской живописи 17 века, он в то же время оказался дальним предтечей модернистско-авангардной поэтики абсурда.
Творчество Б., сложившееся в пору кризиса нидерландской живописи, сложно и противоречиво, отмечено смелым расширением круга тем и образов, их необычностью и зачастую причудливостью. Изощрённую средневековую фантастику, мрачные демонические образы Б. сочетал с фольклорными сатирическими и нравоучительными тенденциями; источником его фантазии были народные пословицы, поговорки, притчи, суеверия. Новаторские тенденции искусства Б., яркость его народных типов и бытовых мотивов, поражающие жизненной свежестью пейзажные фоны его картин подготовили почву для формирования нидерландского бытового жанра и пейзажа.
Работы: «Искушение святого Антония», Национальный музей старинного искусства, Лисабон; «Операция головы», триптихи «Воз сена», «Сад наслаждений» и «Поклонение волхвов» — в Прадо, Мадрид; «Корабль дураков», Лувр, Париж; «Блудный сын», Музей Бойманса — ван Бёнингена, Роттердам.