Византийское искусство XI – XII вв. Общая характеристика. Основные произведения.

Гл. роль начинают играть виды иск-ва, связанные с церк. и гос. нуждами,—стенные росписи, иконопись и книжная миниатюра (преим. культ, харак­тера). Проникаясь ср.-век. религ. мировоззрением, иск-во изменя­ет свою образную природу. Представление о человеческой ценности переносится в потусто-ронний мир. В связи с этим разрушается антич. пластич. ме­тод, вырабатывается ср.-век. ус­ловность иск-ва, к-рое отныне отражает реальность не путём её прямого изображения, а пре­им. с помощью духовно-эмоц. строя художеств, произведений. В церк. мозаиках 4—5 вв. ещё • сохраняется антич. ощущение реальности и красочности мира (мозаики ц. св. Георгия в Сало­никах, кон. 4 в.). Изобра­жения становятся плоскостными и лишёнными материальности; их духовный смысл раскрывает­ся с помощью эмоц. выразитель­ности созвучий чистых пятен цвета, ритмически богатых, гиб­ких линий и обобщённых силу­этов. Условные изображения наделяются устойчивым эмоц.-духовным смыслом (мозаики с изображением имп. Юстиниана и его жены Феодоры в ц. Сан-Витале в Равенне, ок. 547; моза­ики ц. Панагии Канакарии на Кипре, 6 в., а также более не­посредственные и свежие по ми­ровосприятию мозаики 7 в.— в церквах Успения в Никее, ны­не Изник, и св. Димитрия в Са­лониках). Оригинально разраба­тываются в отд. художеств, шко­лах. Много мозаик было создано и в провинции— величаво-спокойные в мон. Даф­ни ок. Афин (11 в.), драматиче­ски-экспрессивные в мон. Неа Мони на о-ве Хиос (11 в.) и др. Разнообразие течений существо­вало и в фресковой живописи (исполненные драматизма роспи­си ц. Панагии В яростных столкновениях взглядов иконопочитателей и иконоборцев (отрицавших право­мочность использования реаль­ных изобразит, форм для пере­дачи религ. содержания) разре­шались накопленные противоре­чия, формировалась эстетика развитого ср.-век. иск-ва. В пе­риод иконоборчества церкви ук­рашались гл. обр. изображени­ями христ. символов и орнамент, росписями. В 9—10 вв. росписи храмов приводятся в стройную систему. Стены и своды церквей покрыва­ются мозаиками и фресками, расположенными в строгом.

Синтез искусств в Византийском храмовом зодчестве.

В связи с распространением православия по всему миру, возможным стало огромное разнообразие храмовой архитектуры. Связанная в основе с традициями Византийского зодчества, она представляет собой синтез древних строительных и декоративных приёмов и канонов со стилевыми особенностями, характерными для архитектуры конкретного региона. Таким образом, в рамках одной христианской конфессии нашли своё воплощение самобытные и уникальные храмовые сооружения, отражающие не только суть христианского учения, но и мироощущение отдельного народа.

Влияние исихазма на икону Византии и Древней Руси.

Развитие монументального искусства Древней Руси (XI в.).

Сравнительная характеристика Софийского собора в Киеве, Новгороде, Полоцке.

Искусство Древней Руси периода феодальной раздробленности. Формирование местных школ зодчества и иконописи.

Из Византии на Русь пришли новые для нее виды монументальной живописи - мозаика и фреска, станковая живопись (иконопись). Киевская школа освобождала от языческого невежества, варварских представлений и обычаев. К началу 12го века дорогая и трудоемкая мозаика целиком вытесняется фреской. На иконах этого периода изображались легендарные войны. Светское искусство в Киеве занималось украшением княжеских дворцов и хором. Это фрески с изображением светской жизни, скульптурные рельефы. В изображениях не было строгости, они несли античные традиции. По мере развития киевского искусства светская линия ослабевала, церковная - усиливалась. Живопись периода феодальной раздробленности выделяет 2 школы: новгородскую и владимиро-суздальскую. Новгород не знал искусства мозаики, характерного для Киева. В новгородских фресках заметно стремление к упрощению художественных приемов и к экспрессии изображения. По мере своего развития новгородская живопись стала утрачивать гармоничную ясность образов. Персонажи иконописи 12-13 вв. принимают суровый драматический характер.

Искусство Полоцкого княжества XI—XII вв.

Архитектурные школы XII в. на территории Беларуси. Общая характеристика.

Композиция, символика и художественные особенности высокого иконостаса.

Наши рекомендации