Византийское искусство XI – XII вв. Общая характеристика. Основные произведения.
Гл. роль начинают играть виды иск-ва, связанные с церк. и гос. нуждами,—стенные росписи, иконопись и книжная миниатюра (преим. культ, характера). Проникаясь ср.-век. религ. мировоззрением, иск-во изменяет свою образную природу. Представление о человеческой ценности переносится в потусто-ронний мир. В связи с этим разрушается антич. пластич. метод, вырабатывается ср.-век. условность иск-ва, к-рое отныне отражает реальность не путём её прямого изображения, а преим. с помощью духовно-эмоц. строя художеств, произведений. В церк. мозаиках 4—5 вв. ещё • сохраняется антич. ощущение реальности и красочности мира (мозаики ц. св. Георгия в Салониках, кон. 4 в.). Изображения становятся плоскостными и лишёнными материальности; их духовный смысл раскрывается с помощью эмоц. выразительности созвучий чистых пятен цвета, ритмически богатых, гибких линий и обобщённых силуэтов. Условные изображения наделяются устойчивым эмоц.-духовным смыслом (мозаики с изображением имп. Юстиниана и его жены Феодоры в ц. Сан-Витале в Равенне, ок. 547; мозаики ц. Панагии Канакарии на Кипре, 6 в., а также более непосредственные и свежие по мировосприятию мозаики 7 в.— в церквах Успения в Никее, ныне Изник, и св. Димитрия в Салониках). Оригинально разрабатываются в отд. художеств, школах. Много мозаик было создано и в провинции— величаво-спокойные в мон. Дафни ок. Афин (11 в.), драматически-экспрессивные в мон. Неа Мони на о-ве Хиос (11 в.) и др. Разнообразие течений существовало и в фресковой живописи (исполненные драматизма росписи ц. Панагии В яростных столкновениях взглядов иконопочитателей и иконоборцев (отрицавших правомочность использования реальных изобразит, форм для передачи религ. содержания) разрешались накопленные противоречия, формировалась эстетика развитого ср.-век. иск-ва. В период иконоборчества церкви украшались гл. обр. изображениями христ. символов и орнамент, росписями. В 9—10 вв. росписи храмов приводятся в стройную систему. Стены и своды церквей покрываются мозаиками и фресками, расположенными в строгом.
Синтез искусств в Византийском храмовом зодчестве.
В связи с распространением православия по всему миру, возможным стало огромное разнообразие храмовой архитектуры. Связанная в основе с традициями Византийского зодчества, она представляет собой синтез древних строительных и декоративных приёмов и канонов со стилевыми особенностями, характерными для архитектуры конкретного региона. Таким образом, в рамках одной христианской конфессии нашли своё воплощение самобытные и уникальные храмовые сооружения, отражающие не только суть христианского учения, но и мироощущение отдельного народа.
Влияние исихазма на икону Византии и Древней Руси.
Развитие монументального искусства Древней Руси (XI в.).
Сравнительная характеристика Софийского собора в Киеве, Новгороде, Полоцке.
Искусство Древней Руси периода феодальной раздробленности. Формирование местных школ зодчества и иконописи.
Из Византии на Русь пришли новые для нее виды монументальной живописи - мозаика и фреска, станковая живопись (иконопись). Киевская школа освобождала от языческого невежества, варварских представлений и обычаев. К началу 12го века дорогая и трудоемкая мозаика целиком вытесняется фреской. На иконах этого периода изображались легендарные войны. Светское искусство в Киеве занималось украшением княжеских дворцов и хором. Это фрески с изображением светской жизни, скульптурные рельефы. В изображениях не было строгости, они несли античные традиции. По мере развития киевского искусства светская линия ослабевала, церковная - усиливалась. Живопись периода феодальной раздробленности выделяет 2 школы: новгородскую и владимиро-суздальскую. Новгород не знал искусства мозаики, характерного для Киева. В новгородских фресках заметно стремление к упрощению художественных приемов и к экспрессии изображения. По мере своего развития новгородская живопись стала утрачивать гармоничную ясность образов. Персонажи иконописи 12-13 вв. принимают суровый драматический характер.
Искусство Полоцкого княжества XI—XII вв.
Архитектурные школы XII в. на территории Беларуси. Общая характеристика.
Композиция, символика и художественные особенности высокого иконостаса.