Жанры изобразительного искусства.

Жанр изобразительного искусства, отражающий внешний и внутренний облик человека или группы людей, называют портретом. Парадный портрет показывает человека в полный рост (на коне, стоящим или сидящим), на архитектурном или пейзажном фоне. В камерном портрете используется поясное или погрудное изображение на нейтральном фоне.

- посвященный историческим событиям и персонажам, называется историческим жанром. Ж.Л.Давид Клятва Горациев

- посвященный героям и событиям, о которых рассказывают мифы древних народов, называется мифологическим жанром (от греч. mythos – предание).

Мифологический соприкасается с историческим и оформляется в эпоху Возрождения, когда античные легенды дали богатейшие возможности для воплощения рассказов и персонажей со сложным этическим, зачастую аллегорическим подтекстом: С.Боттичелли Рождение Венеры.

Батальным (от фр. bataille – битва) называют жанр , являющийся частью исторического, мифологического жанра и специализирующийся на изображении битв, военных подвигов, боевых действий, воспевающий воинские доблести, ярость сражения, торжество победы. Батальный может включать элементы других жанров – бытового, портретного, пейзажного, анималистического, натюрморта Э.Делакруа Резня в Хиосе.

- окружающей среды, видов сельской местности, городов, исторических памятников, называется пейзажем (фр. paysage). Различают сельский, городской пейзаж (в т.ч. ведута), архитектурный, индустриальный, изображения водной стихии – морской (марина) и речной пейзаж. Ведута (ит. veduta, букв. – увиденная) – пейзаж,

документально точно изображающий вид местности, города, один из истоков искусства панорамы.

- повседневного обихода из крестьянского и городского быта, называют бытовым.

который показывает предметы обихода, труда, творчества, цветы, плоды, битую дичь, выловленную рыбу, размещенные в реальной бытовой среде, называется натюрмортом.

-оказывающий животных, называется анималистическим.

Основные этапы развития первобытного искусства (палеолит, мезолит, неолит). Местонахождение основных памятников.

Наскальные рисунки и росписи в пещерах.

Мегалитические сооружения.

Периодизация культуры Египта. Формирование характерных черт египетского стиля.

Додинастический период - 5-4 тыс. лет до н.э. (разложение родового и становление классового общества).

Раннее царство - с 3000 лет до 2800 лет до н.э.,.

Древнее царство - 28-23 в. до н.э.,
Среднее царство - 21-18 в. до н.э.,
Новое царство - 16-11 в. до н.э.,
Поздний период - 11- 4 в. до н.э

ПОЗДНЕЕ Ц-ВО(21-32 ДИН..11-4ВВ ДО Н Э.)

Искусство древнего Египта было наиболее передовым и совершенным среди искусств различных народов Древнего Востока. Впервые была создана монументальная каменная архитектура, реалистически правдивый скульптурный портрет, прекрасные изделия художественного ремесла.

1. Изображение человека с большей степенью реалистичности, чем раньше.

2. Впервые изображается человек в сопоставлении и связи с другими людьми.

3. Интерес к индивидуальности человека.

4. С самого начала искусство стало орудием воздействия на народные массы.

5. Общая медлительность развития вызывалась общим застойным характером восточных обществ.

6. Длительное следование принятым в древности образам

7. Изображение человека с помощью схематичного изображения его частей.

8. Создание сложной и разработанной системы художественных взглядов.

Искусство Древнего Царства. Реалистические черты в портретном искусстве.

Искусство Среднего Царства.

В средние века власть церквибыла так велика, что даже короли вынуждены были подчиняться ей.

Религия требовала от человека отрешения от всего земного, он должен был думать только о боге. И люди стали возводить храмы невиданной раньше архитектуры. Высокие своды соборов, цветные витражи, сквозь которые лились лучи света, торжественные звуки органа – всё это поражало воображение людей, внушало им мысль о святости божественной власти, обращало к религии.

В нишах наружных стен, у входа и внутри соборов, стояло множество статуй, но они не были похожи на статуи античного мира. Искусство античных мастеров, светлое и радостное, воспевало физическую красоту человека. Иное дело средневековое искусство. Христианская религия учила, что сам человек и его тело

греховны. Чтобы искупить этот грех, человек должен думать о спасении своей души и умерщвлять свою плоть. Земная жизнь дана ему только для того, чтобы готовиться к загробной. Вот отсюда и возникло стремление средневековых мастеров воплотить в облике человека, прежде всего его переживания и чувства. Они увеличивали глаза,

подчёркивали скорбные складки лица, вытягивали фигуры. Они сумели создать бессмертные произведения, в которых раскрывали бесконечное богатство духовного мира человека.

В романской живописи и скульптуре центральное место занимали темы, связанные с представлением о безграничном и грозном божьем могуществе ("Христос во славе", "страшный суд" и т. д.). Во всех видах романского искусства важную роль играл орнамент, геометрический или составленный из мотивов флоры и фауны.

Большинство скульптур было интегрировано в церковную арх-ру и служило как структурным, конструктивным, так и эстетическим целям. Во французских романских соборах Прованса, Бургундии, Аквитании множество фигур размещалось на фасадах, а статуи на колоннах, подчеркивая поддерживающие эл-ты.

Романское искусство.

Художественный стиль, господствовавший в искусстве Западной Европы (а также некоторых стран Восточной Европы) в 10-12 вв. (в ряде мест и в 13 в.), один из важных этапов развития средневекового европейского искусства. Романский стиль впитал различные элементы позднеантичного искусства, Византии и мусульманских стран Ближнего Востока. Социальная основа романского стиля - система развитых феодальных отношений и идеология католической церкви.

Главными распространителями романского стиля (прежде всего в области культовой архитектуры) были монастырские ордена, а строителями, рабочими, живописцами, скульпторами, переписчиками и декораторами рукописей - монахи; в конце 11 в. появились бродячие артели каменотёсов-мирян (строителей и скульпторов). Главная роль в романском стиле отводилась суровой, крепостного характера архитектуре: монастырские комплексы. Монастырские комплексы представлены в Сент-Галле(Швейцария), в Монте-Кассино(Италия).

Церкви, замки располагались на возвышенных местах, господствуя над местностью. Церкви украшались росписями и рельефами, в условных, экспрессивных формах выражавшими могущество Бога. Вместе с тем полусказочные сюжеты, изображения животных и растений восходили к народному творчеству. В противовес восточному центрическому типу, на Западе развился тип храма, называемый базиликой. Важнейшим отличием романской архитектуры является наличие каменного свода. Ее характерными признаками также являются толстые стены, прорезанные маленькими окнами, призванные воспринимать распор от купола, если таковой имеется, преобладание горизонтальных членений над вертикальными, в основном, циркульные и полуциркульные арки.

Если в раннем романском стиле главную роль в декоре играла настенная живопись, то в конце 11-начале 12 вв., когда своды и стены обрели более сложную конфигурацию, ведущим видом храмового декора стали монументальные рельефы, украшавшие порталы, а часто и всю фасадную стену.

В эпоху романского стиля расцвела книжная миниатюра, а также декоративно-прикладное искусство: литьё, чеканка, резьба по кости, эмальерное дело, художественное ткачество, ювелирное искусство.

Франция. Готика. Интересы феодалов определяли господствующее направление в средневековом искусстве и прежде всего в архитектуре. Со второй половины XII столетия в Северной Франции появилась архитектура нового, так называемого готического стиля (XII – XIV вв.). Соборы готического стиля воздвигались главным образом в городах, т. е. На территории, ограниченной городскими стенами. Необходимость предельной экономии места в сочетании со

стремлением к грандиозности во многом определяли конструкцию и формы готических зданий. Характерной чертой готического собора являлись столбы, состоявшие из пучка высоких и стройных колонн, на которые опирались

рёбра (нервюры) стрельчатых арок, перекрещивающихся на очень большой высоте.

Всё здание, таким образом, состояло из строительных ячеек (травей) ограниченных четырьмя внутренними пучками колонн и имевших особые, выступавшие снаружи здания столбы (контрфорсы), которые через связующие

полуарки принимали на себя значительную часть тяжести свода. Поэтому готические соборы в отличие от соборов романского стиля на нуждались в тяжёлых и толстых стенах. Здания стали менее массивными. В стенах появились

огромные окна со стёклами, разукрашенными яркой живописью по стеклу (витражи). Многочисленные статуи, каменная резьба и орнаменты с растительными мотивами придавали готическим зданиям ещё большую

динамичность. Таковы были готические соборы в Париже, Шартре, Бурже, Бове, Амьене, Реймсе и в других городах.

При помощи великолепных готических храмов церковь стремилась внушить

народным массам идеи о недосягаемой высоте божества, а также католической

церкви, как его представительнице на земле, и о ничтожности самого

человека.

Наши рекомендации