Что характерно для учения протестантской веры?
Источник веры- Библия. Это единственный и абсолютный источник веры.
Абсолютный доступ к Библии. Каждый человек должен читать Библию сам , (У католиков мирянам читает Библию только священник) следовательно он должен быть грамотен ,что выгодно развитию страны.
*Печатный станок изобретен в 15 веке
К концу 16в. в Швеции все умели читать (там был издан закон об умении читать, также браки регистрировались только в церкви ,следовательно хочешь жениться, учись), в то время как в России 29 процентов грамотных по переписи к 1899 году.
Переводы Библии на национальные языки (Лютер перевел ее на немецкий язык, тем самым заложил основу нем. литературы)
У протестантов нет священников. Священник у них – организатор общины. Протестанты себе выбирают сами священника (можно женщину)(У католиков и православных священник-носитель святого духа. Принимающий таинство. Передача святого духа производится путем наложения рук. Могут быть только мужчины
У протестантов нет обета безбрачия и нет иерархии.
У протестантов говорят ,что Бог создал людей для того, чтобы они учились, размножались. Это идеология, зарождающегося капиталистического об-ва .(У католиков ходят в монастыри)
Протестанты считают, что человека надо судить по его мыслям, а это может делать только Бог, следовательно все мы равны и нет святых.(У православных и католиков много святых- равноапостольные, считают что человека можно судить по его делам)
Не может быть икон. Считают ,почему они должны молиться на картину, которую кто-то нарисовал.(Православные и католики канонизируют лики святых)
Храм очень простой. Могут совершаться любые дела, которые интересны верующим.
Таинства. Не признает. Верующим человек делает его следование 10 заповедям.
Эта идеология была выгодна политике гос-в.
Сейчас 570 млн. протестантов. Распределены по наиболее развитым странам.
* Протестантизм освободил людей от давления религии в практической жизни. Религия стала личным делом человека. Религиозное сознание сменилось светским мировоззрением. Религиозная обрядность упростилась. Но главное достижение Реформации было в той особой роли, которая придавалась личности в ее индивидуальном общении с Богом. Лишенный посредничества церкви человек теперь сам должен был отвечать за свои поступки, т. е. на него возлагалась гораздо большая ответственность. Реформация возвышала значение мирской жизни и деятельности, проповедуя возможность общения с Богом через устроенное соответствующим образом общество.
Это одно из главных, наряду с православием и католицизмом, направлений христианства. Протестантизм охватывает множество самостоятельных исповеданий и церквей,
История протестантизма по-настоящему начинается с выступления Мартина Лютера (Германия, 1483-1546 гг.) против индульгенций. Он первым порвал с католической Церковью, сформулировал и отстоял основные положения протестантской церкви, Лютер выступил против претензии католического духовенства контролировать веру и совесть на правах посредника между людьми и богом. Эти положения исходят из того, что возможна непосредственная связь человека с Богом- Выступления Лютера были услышаны И восприняты обществом чрезвычайно остро.
Суть протестантизма заключается в том, что человек может спасти свою душу только верой, которая даруется богом, без посредничества церкви. Один из осношшх догматов протестантизма заключается в том, что спасение человека происходит лишь через его личную веру в искупительную жертву Иисуса Христа. Лютеранская реформация провозгласила учение о всеобщем равенстве всех верующих перед богом. Из таинств признаются крещение и причастие. Верующие, отвергают авторитет папских декретов и посланий, не подчиняются самому ему (папе). Протестанты отвергают монахов, прелатов, крестное знамение, священные облачения, иконы, требу ют упразднения обособленного сословия священников, не признают культ Богородицы, чистилище, богослужение состоит из проповедей, совместных молитв и пения псалмов. Един ственным авторитетом в вопросах веры было признано Свя щенное писание, которое каждый верующий мог трактовать по своему разумению. Лютер перевел Библию на немецкий язык, и она стала настольной книгой приверженцев реформированного христианства.
В Библии говорится: «Праведный верою жив будет». Эта идея легла в основу сформулированных Лютером главных принципов Реформации. Он записал их в виде 95 тезисов, обнародованных 31 октября 1517 г. Тезисы начертаны на северных дверях Замковой церкви Виттенберга, а дата 31 октября стала праздничной для протестантов.
В первой половине XVI в. рефорлшциопно движение стало быстро распространяться за пределами Германии, оно сразу же было подхвачено в Швейцарии, и дало толчок к развитию новых разновидностей реформационного движения - цвинглианства и кальвинизма.
Цвинглианство более решительно порвало с: обрядами католицизма: причащение стало рассматриваться как простой обряд, совершаемый в память о смерти Иисуса Христа, где хлеб и вино являются лишь символами его тела и крови В отличие от лютеранской церкви, в организации цвинглианской был введен республиканский принцип: каждая община самостоятельна и избирает себе священника сама.
Кальвинизм получил более широкое распространение из-за выдвигаемого им нового и смелого течения. Организатором его стал Жан Кальвин, который в своем учении опирался не на Евангелие, а на Ветхий завет. Одним из главных догматов кальвинизма является учение о «предопределении»: осе люди, согласно непознаваемой божественной воле, делятся на избранных и осужденных; ни верою, ни «добрыми делами» человек не может ничего изменить в своей судьбе: избранные определены к спасению, им уготован рай, отверженные — к вечным мучениям, посему идут в ад. Учение о предопределении строится на положении, что Иисуса Христа тоже Бог определил страдать за наши грехи.
Кальвинисты отказываются от церковкой иерархии, внешних атрибутов католического культа; икон, облачения свечей и т п.; признают: старшин (пресвитеров), проповедников, песнопения, чтение и комментирование Библии. Пресвитеры и проповедники составляли консисторию, которая ведала делами общины.
Последователи протестантских церквей кальвинис ориентации (кальвинисты, или реформаторы) имели широкое влияние в Шотландии. Нидерландах, на севере Германии, Франции, в Англии.
Основополагающий принцип другого направления — конгрегационализма (от лат. — соединение) — полная вероисповедная и организационная автономия каждой конгрегации. Конгрегационализм распространен в Великобритании и ее бывших колониях. Приверженцев кальвинизма, английскую буржуазию, называли пуританами. В отличие от кальвинистов, пуритане привлекают к проведению служб и проповедничеству всех мирян. Проповедуют принцип мирского и религиозного коллективизма, поэтому получателем благодати считают всю общину, при этом каждая община должна быть совершенно свободной в выборе вероисповедания. Учение о предопределении судьбы человека и идея непогрешимости Библии для них не так важны, как для кальвинистов,
В Шотландии утвердилась выросшая из кальвинизма пресвитерианская церковь. Пресвитериане (от греч. — старейший) — умеренные пуритане. Парламент Шотландии в 1592 г. принял решение сделать это учение государстве иным. Епископство ликвидировано, во главе церковной общины - пресвитер, избираемый членами общины. Общины объединяются s союзы, местные и государственные. Обряд сводится к молитве, проповеди пресвитера, пению псалмов. Литургия отменена, не читается ни «Символ веры», ни -«Отче наш». Праздниками считаются только выходные дни. Пресвитерианская церковь исходит из признания единовластия Христа в общине верующих и равноправия всех ее членов.
Англиканская церковь — государственная церковь Англии. Реформация здесь началась не как народное движение, а по инициативе правящих верхов. В 1534 г., после разрыва местной католической церкви с Римом, английский парламент Провозгласил независимость церкви от папы и объявил ее главой короля Генриха VIII. То есть церковь была подчинена королевской власти, при условии, что король не имеет права проповедовать слово божье и совершать таинства. В середине XVI в. было введено богослужение на английском языке, отменены посты, изъяты иконы и образа, перестало быть обязательным безбрачие духовенства, Были сохранены литургия и некоторые другие обряды, хоть и с оговорками, признавался католический догмат о спасающей силе церкви, а также остался неприкосновенным епископат. Сложились учение «среднего пути», то есть среднего между римским католицизмом и континентальным протестантизмом. Основы англиканского вероучения отражены в «Книге общих молитв».
Наиболее массовым по количеству последователей является баптизм (от греч. baptizo — погружаю в воду, крещу). Учение пришло к нам в 70-е гг. XIX в. Оно выступает за крещение людей только во взрослом возрасте, когда человек может сознательно выбрать себе веру. Баптисты признают единственным источником веры Священное писание, утверждая принцип оправдания верой. Учение отвергает культ святых, иконы. Богослужение у них максимально упрощено и состоит из песнопения, молитв и проповедей. Евангельские христиане сохраняют четыре обряда: крещение (для взрослых), причащение в виде хлебопреломлсиия, брак, рукоположение (священство). Крест для евангельских христиан не является символом для почитания.
Движение адвентистов (от лат. adventus — пришествие) возникло в 30-х гг. XIX в. в США, в период жесточайшего экономического кризиса, массовой безработицы. В такой ситуации предсказание о втором пришествии Иисуса Христа для страшного суда над живыми и мертвыми воспринималось как спасение. Наиболее многочисленные среди них адвентисты седьмого дня.