Исследования по индустрии культуры
В изучении культуриндустрии и массовой коммуникации можно выделить два основных исторически сложившихся этапа.
Первый этап является фундаментальным. Начался он в первобытные времена, когда люди начали изучать различные коммуникативные знаки и символы, которые впоследствии приобрели массовый характер. По мере того, как в мире появлялись новые и усовершенствованные средства массовой коммуникaции, происходит развитие индустрии культуры, так как она, как известно, в первую очередь ориентируется на общественные массы. Именно массовое сознaние является основным способом социaльного взаимодействия и передачи информации.
Второе теоретическое направление развивают как зарубежные, так и российские исследователи. Так, например, американский социолог Ч. Р. Миллс рассматривал культуриндустрию, как способ воздействия властных элит на массы. Другой исследователь, Жан Бодрийяр поддерживает теорию Адорно и Хоркхаймера и развивает мысль о рождении новой культуры. Теоретик называет современное общество обществом потребления. Поддаваясь стадному чувству, люди потребляют то, что им навязывают по телевидению, радио и т.д. Таким образом, по Бодрийяру, современная реальность теперь – это то, что массы видят и слышат из средств массовой информации.
Творческие индустрии
Творческие индустрии – это тип социально-культурных практик, интегрирующей доминантой в которых выступает творческая, культурная компонента. В соответствии со сложившимися на сегодня концепциями и подходами, к творческим индустриям относят деятельность в области визуальных и исполнительских искусств; ремесел и дизайна; кино, телевидения и медиа. Творческие индустрии можно также определить как отрасль экономики, объединяющую предприятия и предпринимателей, продукция которых несет в себе потенциал создания добавочной стоимости и рабочих мест путем производства и эксплуатации интеллектуальной собственности. Развитие творческих индустрий выступает как один из весомых факторов социально-экономического развития территорий, городов, стран и регионов мира в условиях новой постиндустриальной экономики.
Понятие «индустрия культуры» и «творческие индустрии» часто употребляются как синонимичные, но в некоторых исследованиях культурные индустрии выделяются в отдельный сектор творческих индустрий. Последнее понятие является более широким и универсальным. В России креативные индустрии часто переводят как «творческие индустрии», стараясь, таким образом, «укоренить» это понятие в русском языке.
Каноническое определение творческих индустрий, на которое опирается сегодня в большинство исследователей и специалистов по городскому развитию, было сформулировано Департаментом культуры, медиа и спорта Правительства Великобритании в 1998 году: «Творческие индустрии - это деятельность, в основе которой лежит индивидуальное творческое начало, навык или талант и которое несет в себе потенциал создания добавленной стоимости и рабочих мест путем производства и эксплуатации интеллектуальной собственности».
Словосочетание «творческие индустрии» неслучайно употребляется во множественном числе. Это не единая отрасль. Отрасли культурных индустрий (архитектура, мода, изобразительное искусство, кинематограф, издательское дело и т. д.) имеют разные возможности зарабатывать деньги, разную экономическую логику и динамику развития.
С точки зрения форм бизнеса, творческие индустрии основаны на приоритете малых и средних предприятий, производящих творческие продукты и услуги. В то же время, это местные производства, ориентированные на поиск выхода на глобальные рынки в условиях постиндустриальной экономики.
Специалисты достигли единого мнения о структуре
творческих индустрий и включении конкретных секторов культуры в это
понятие для целей формирования культурной политики:
1. Издательская деятельность и литература
2. Исполнительские виды искусства
3. Музыка
4. Фильмы, видео, и фотография
5. Телевидение и радио
6. Изобразительные искусства и ремесла
7. Реклама
8. Дизайн, включая моду
9. Музеи, галереи, и библиотеки
10. Интерактивные СМИ (сетевые ресурсы, компьютерные игры,
мобильный контент и т.д.).
Культура и её история
Культура - человеческая деятельность в её самых разных проявлениях, включая все формы и способы человеческого самовыражения и самопознания, накопление человеком и социумом в целом навыков и умений. Культура предстает также проявлением человеческой субъективности и объективности (характера, компонентностей, навыков, умений и знаний).
В латинском языке слово имеет несколько значений:
· возделывание, обрабатывание, уход;
· земледелие, сельское хозяйство;
· воспитание, образование;
· поклонение, почитание.
Римляне употребляли слово «культура» только в словосочетаниях с каким-нибудь другим словом, что означало совершенствование, улучшение чего-либо. Самостоятельное значение это слово появилось в XVII веке и первоначально применялось к человеку, воспитанному в обществе в отличие от человека необразованного. Как научная — и в первую очередь философская — категория слово «культура» начинает применяться с конца XVIII века.