Занятие 18. Пересказ рассказа Е.Пермяка «Первая рыбка»

Цели:

коррекиионно-образовательная:

— обучать детей пересказывать рассказ близко ктексту и по плану;

коррекиионно-развивающие:

— расширять и активизировать словарь по теме;

— развивать у детей умение грамматически правильно строить свое высказывание;



* Текст сказки представлен в приложении (см. с. 115).

_j«, Jh, *,,

Занятие 18. Пересказ рассказа Е.Пермяка «Первая рыбка» - student2.ru 62 Конспекты занятий по развитию связной речи

коррекиионно-воспитательная:

— воспитывать самоконтроль за речью.

Оборудование:текст рассказа Е. Пермяка «Первая

рыбка», предметные картинки с изображением ерша, морских, речных и аквариумных рыб (подбирает логопед). Предварительная работа:чтение сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», Н. Носова «Карасик», русской народной сказки «По щучьему велению». Игры: «Чей плавник, чьи жабры?», «Сосчитай рыбок».

Ход занятия/, Организационный момент. Игра «Кто где живет?»

Логопед называет место обитания рыб, а ребенок должен выбрать и назвать из предметных картинок, которые расположены на столе, соответствующую рыбу.

— Море — ... (акула).

— Река — ... (карась).

— Аквариум — ... (гурами) и т.д.

2.Объявление темы.

Как называется суп, который варят из рыбы? (Уха.) Сегодня мы узнаем, как ловил рыбу для ухи Юра в рассказе Е. Пермяка «Первая рыбка».

3.Чтение рассказа с последующим обсуждением*.

— О ком говорится в этом рассказе?

— В какой семье жил Юра?


Конспекты занятий по развитию связной речи

- Куда отправилась Юрина семья?

- Сколько рыбы поймал Юра?

- Что сварили из рыбы?

- Почему все стали хвалить уху?

- Чему радовался Юра?

4. Физкультминутка.

Рыбка плавает в водице, Дети стоят в кругу.
Рыбке весело играть. Волнообразные движения руками.
Рыбка, рыбка, озорница, Мы хотим тебя поймать. Бегут друг за другом.
Рыбка спинку изогнула, Крошку хлебную взяла; Рыбка хвостиком махнула. Рыбка быстро уплыла. М. Клюкова Далее по тексту.

5, Повторное чтение рассказа.

После повторного чтения рассказа логопед говорит, что сейчас ребятам нужно будет его пересказать. А пересказывать нужно так: сначала рассказать о том, куда отправилась Юрина семья, затем — сколько рыбы они поймали и закончить тем, чему радовался Юра.

Затем логопед обращается к детям: «Как вы будете рассказывать?» (Один-два ребенка повторяют план пересказа.)

6.Рассказы детей.



* Текст сказки представлен в приложении (см. с. 116).

7. Итог занятия.

Занятие 18. Пересказ рассказа Е.Пермяка «Первая рыбка» - student2.ru 64 Конспекты занятий по развитию связной речи

— Как называлась рыбка, которую поймал Юра?

— Кто варил уху для Юры и его семьи?

— Чем понравилась Юре рыбалка?

Занятие 19. Составление рассказа «Собака-санитар» по серии сюжетных картин

Цели:

коррекиионно-образовательная:

— учить детей составлять рассказ по серии сюжетных картин по цепочке и в целом;

коооекиионно-развиваюшие:

— активизировать и расширять словарь по теме;

— закреплять знания детей о военных профессиях; коррекиионно-воспитательная:

— воспитание патриотических чувств.

Оборудование:серия сюжетных картин «Собака-санитар» (рис. 17—19).

Предварительная работа:чтение художественных текстов А. Твардовского «Рассказ танкиста», А. Митяева «Мешок овсянки» с обучением вести диалог по прочитанному, лепка по теме «Пограничник с собакой». Встреча с ветераном войны или поход к памятнику «Защитникам Родины».

Ход занятия

1. Организационный момент.

Сядет тот, кто назовет военные профессии:

— В артиллерии служат (кто?) — артиллеристы.

— В пехоте — ... (пехотинцы).

— В танковых войсках — ... (танкисты).

Конспекты занятий по развитию связной речи_________ 65_

— В море несут службу - ... (моряки).

— В воздухе охраняют Родину — ... (летчики).

— На границе - ... (пограничники).

— В ракетных войсках — ... (ракетчики) и т.д.

7. Объявление темы.

Сегодня мы с вами узнаем еще об одной военной профессии — профессии санитара. Но санитар у нас будет необычный. Это собака. О ней мы и будем составлять сегодня рассказ.

.?. Беседа по картинкам.

Логопед предлагает детям разложить картинки в нужной последовательности. Дети рассматривают картинки с целью дать название будущему рассказу.

Как вы думаете, когда случилась эта история? (Во время войны.)

— Что случилось с солдатом?

— Куда он был ранен?

— Кто пришел на помощь солдату?

— Что сделал солдат, когда к нему подошла собака?

— Почему собака оставила солдата?

— Кого она привела с собой?

— Что сделали санитары?

— Как вы думаете, что будет с солдатом?

— Кого он должен благодарить?

— Посмотрите еще раз на картинки и скажите, кем солдат был на войне? (Пехотинцем.)

— Как можно сказать о солдате, какой он? (Храбрый, выносливый, бесстрашный.)

— Как можно сказать по-другому: солдат ... (боец).

3-105Й4

Занятие 18. Пересказ рассказа Е.Пермяка «Первая рыбка» - student2.ru 66_______ Конспекты занятий по развитию связной речи

4.Составление рассказа.

Логопед просит 2—3 «сильных» детей сразу после беседы составить рассказ по картинкам.

5.Физкультминутка.

Возле детского двора Дети стоят в круге и держатся за руки.
Снега целая гора. Мы на той горе вчера Были с самого утра. Все вместе поднимают руки вверх.
В пограничников играли, Землю нашу охраняли. Идут друг за другом, маршируя.

6. Рассказы детей.

Примерный рассказ, составленный детьми Шла война. Солдат храбро сражался за свою Родину. Но в бою он был ранен в ногу и не мог передвигаться. И вдруг он заметил, как к нему подошел необычный санитар. Это была собака. На спине она несла сумку, в которой был бинт. Раненый перевязал себе ногу. А собака отправилась за помощью. Вернулась она с тремя санитарами. Они переложили бойца на носилки и отнесли в безопасное место. Так собака-санитар спасла жизнь защитнику Родины.

7. Итог занятия.

— Кого можно назвать защитником Отечества?

— Как нужно относиться к ветеранам войны?


Конспекты занятий по развитию связной речи

Наши рекомендации