Занятие 18. Пересказ рассказа Е.Пермяка «Первая рыбка»
Цели:
коррекиионно-образовательная:
— обучать детей пересказывать рассказ близко ктексту и по плану;
коррекиионно-развивающие:
— расширять и активизировать словарь по теме;
— развивать у детей умение грамматически правильно строить свое высказывание;
* Текст сказки представлен в приложении (см. с. 115).
_j«, Jh, *,,
62 Конспекты занятий по развитию связной речи
коррекиионно-воспитательная:
— воспитывать самоконтроль за речью.
Оборудование:текст рассказа Е. Пермяка «Первая
рыбка», предметные картинки с изображением ерша, морских, речных и аквариумных рыб (подбирает логопед). Предварительная работа:чтение сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», Н. Носова «Карасик», русской народной сказки «По щучьему велению». Игры: «Чей плавник, чьи жабры?», «Сосчитай рыбок».
Ход занятия/, Организационный момент. Игра «Кто где живет?»
Логопед называет место обитания рыб, а ребенок должен выбрать и назвать из предметных картинок, которые расположены на столе, соответствующую рыбу.
— Море — ... (акула).
— Река — ... (карась).
— Аквариум — ... (гурами) и т.д.
2.Объявление темы.
Как называется суп, который варят из рыбы? (Уха.) Сегодня мы узнаем, как ловил рыбу для ухи Юра в рассказе Е. Пермяка «Первая рыбка».
3.Чтение рассказа с последующим обсуждением*.
— О ком говорится в этом рассказе?
— В какой семье жил Юра?
Конспекты занятий по развитию связной речи
- Куда отправилась Юрина семья?
- Сколько рыбы поймал Юра?
- Что сварили из рыбы?
- Почему все стали хвалить уху?
- Чему радовался Юра?
4. Физкультминутка.
Рыбка плавает в водице, | Дети стоят в кругу. |
Рыбке весело играть. | Волнообразные движения руками. |
Рыбка, рыбка, озорница, Мы хотим тебя поймать. | Бегут друг за другом. |
Рыбка спинку изогнула, Крошку хлебную взяла; Рыбка хвостиком махнула. Рыбка быстро уплыла. М. Клюкова | Далее по тексту. |
5, Повторное чтение рассказа.
После повторного чтения рассказа логопед говорит, что сейчас ребятам нужно будет его пересказать. А пересказывать нужно так: сначала рассказать о том, куда отправилась Юрина семья, затем — сколько рыбы они поймали и закончить тем, чему радовался Юра.
Затем логопед обращается к детям: «Как вы будете рассказывать?» (Один-два ребенка повторяют план пересказа.)
6.Рассказы детей.
* Текст сказки представлен в приложении (см. с. 116).
7. Итог занятия.
64 Конспекты занятий по развитию связной речи
— Как называлась рыбка, которую поймал Юра?
— Кто варил уху для Юры и его семьи?
— Чем понравилась Юре рыбалка?
Занятие 19. Составление рассказа «Собака-санитар» по серии сюжетных картин
Цели:
коррекиионно-образовательная:
— учить детей составлять рассказ по серии сюжетных картин по цепочке и в целом;
коооекиионно-развиваюшие:
— активизировать и расширять словарь по теме;
— закреплять знания детей о военных профессиях; коррекиионно-воспитательная:
— воспитание патриотических чувств.
Оборудование:серия сюжетных картин «Собака-санитар» (рис. 17—19).
Предварительная работа:чтение художественных текстов А. Твардовского «Рассказ танкиста», А. Митяева «Мешок овсянки» с обучением вести диалог по прочитанному, лепка по теме «Пограничник с собакой». Встреча с ветераном войны или поход к памятнику «Защитникам Родины».
Ход занятия
1. Организационный момент.
Сядет тот, кто назовет военные профессии:
— В артиллерии служат (кто?) — артиллеристы.
— В пехоте — ... (пехотинцы).
— В танковых войсках — ... (танкисты).
Конспекты занятий по развитию связной речи_________ 65_
— В море несут службу - ... (моряки).
— В воздухе охраняют Родину — ... (летчики).
— На границе - ... (пограничники).
— В ракетных войсках — ... (ракетчики) и т.д.
7. Объявление темы.
Сегодня мы с вами узнаем еще об одной военной профессии — профессии санитара. Но санитар у нас будет необычный. Это собака. О ней мы и будем составлять сегодня рассказ.
.?. Беседа по картинкам.
Логопед предлагает детям разложить картинки в нужной последовательности. Дети рассматривают картинки с целью дать название будущему рассказу.
Как вы думаете, когда случилась эта история? (Во время войны.)
— Что случилось с солдатом?
— Куда он был ранен?
— Кто пришел на помощь солдату?
— Что сделал солдат, когда к нему подошла собака?
— Почему собака оставила солдата?
— Кого она привела с собой?
— Что сделали санитары?
— Как вы думаете, что будет с солдатом?
— Кого он должен благодарить?
— Посмотрите еще раз на картинки и скажите, кем солдат был на войне? (Пехотинцем.)
— Как можно сказать о солдате, какой он? (Храбрый, выносливый, бесстрашный.)
— Как можно сказать по-другому: солдат ... (боец).
3-105Й4
66_______ Конспекты занятий по развитию связной речи
4.Составление рассказа.
Логопед просит 2—3 «сильных» детей сразу после беседы составить рассказ по картинкам.
5.Физкультминутка.
Возле детского двора | Дети стоят в круге и держатся за руки. |
Снега целая гора. Мы на той горе вчера Были с самого утра. | Все вместе поднимают руки вверх. |
В пограничников играли, Землю нашу охраняли. | Идут друг за другом, маршируя. |
6. Рассказы детей.
Примерный рассказ, составленный детьми Шла война. Солдат храбро сражался за свою Родину. Но в бою он был ранен в ногу и не мог передвигаться. И вдруг он заметил, как к нему подошел необычный санитар. Это была собака. На спине она несла сумку, в которой был бинт. Раненый перевязал себе ногу. А собака отправилась за помощью. Вернулась она с тремя санитарами. Они переложили бойца на носилки и отнесли в безопасное место. Так собака-санитар спасла жизнь защитнику Родины.
7. Итог занятия.
— Кого можно назвать защитником Отечества?
— Как нужно относиться к ветеранам войны?
Конспекты занятий по развитию связной речи