Занятие 15. Пересказ рассказа Б.С. Житкова «Как слон спас хозяина от тигра»

Цели:

коррекиионно-образовательная:

— обучать детей пересказывать рассказ близко ктексту и по плану;

коррекиионно-развиваюшие:

— развивать умение строить высказывание без опорных сигналов;

— закреплять у детей знания о животных жарких стран;

коррекционно-воспитательная:

— воспитывать у детей заботливое отношение к животным, живущим рядом.

Оборудование:текст рассказа Б.С. Житкова «Как слон спас хозяина от тигра»; предметные картинки с изображениями обезьяны, бегемота, льва, зебры, верблюда, жирафа, слона (подбирает логопед).

Предварительная работа:чтение рассказов Б.С. Житкова «Про слона», Д.Р. Киплинга (рассказы из «Книги джунглей»). Игры: «Назови ласково», «Сосчитай».

Ход занятия

/. Организационный момент. Игра «Добавь словечко»

— В жарких странах живут ловкие, хвостатые ... (обезьяны).

— В жарких странах живут большие, толстоногие ... (бегемоты).

 
  Занятие 15. Пересказ рассказа Б.С. Житкова «Как слон спас хозяина от тигра» - student2.ru

Конспекты занятий по развитию связной речи

— В жарких странах живут сильные, гривастые ... (львы).

— В жарких странах живут пугливые, быстрые, полосатые ... (зебры).

— В жарких странах живут горбатые, длинноногие ... (верблюды).

— В жарких странах живут пятнистые, длинношеие ... (жирафы).

— В жарких странах живут огромные, сильные ... (слоны).

2.Объявление темы.

Логопед выставляет предметные картинки с изображениями названных животных и спрашивает у детей, какие из этих животных могут быть домашними. (Верблюды, обезьяны, слоны.) Логопед говорит детям, что сегодня они узнают историю о том, как слон спас своего хозяина. Эту историю написал Б.С. Житков.

3.Чтение рассказа с последующим обсиждением*.Объяснение слов: индус (человек, который живет в Индии), ударить оземь (с силой кинуть на землю).

— О ком говорилось в этом рассказе?

— Куда и зачем отправился хозяин со слоном?

— Почему слон перестал слушаться хозяина?

— Как поступил хозяин со слоном?

— Кто появился из-за кустов?

— Что хотел сделать тигр?

— Как слон защитил себя и своего хозяина?

Конспекты занятий по развитию связной речи_________________ 55

- Почему хозяин стал раскаиваться в своем поступке?

- Как нужно относиться к животным, которые живут рядом с нами?

4_Физкультминитка «Жираф».

По ходу стихотворения дети выполняют соответствующие движения.

Рвать цветы легко и просто

Детям маленького роста.

Но тому, кто так высок,

Нелегко сорвать цветок! (С. Маршак)

Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ.

в. Пересказ рассказа детьми.

После повторного чтения логопед предлагает детям рассказывать так: сначала расскажите, куда отправился хозяин со слоном, затем, кто напал на них, и закончите тем, как слон спас хозяина. Логопед: «Скажите, о чем вы будете рассказывать вначале, как продолжите и чем закончите свой рассказ». (При ответе на вопрос дети закрепляют план построения своего высказывания.)

7. Итог занятия.

— О чем говорилось в рассказе?

— Как вы относитесь к своим домашним питомцам?

* Текст рассказа представлен в приложении (см. с. 114-115).

Занятие 15. Пересказ рассказа Б.С. Житкова «Как слон спас хозяина от тигра» - student2.ru —_______ .________ Конспекты занятий по развитию связной речи

Занятие 16. Составление рассказа по сюжетной картине «Семья» Цели:

коррекционно-образовательные:

— обучать детей понимать содержание картины;

— учить детей связно и последовательно описывать изображенные события;

коррекиионно-развиваюшие:

— развивать у детей умение составлять рассказ коллективно;

— учить детей придумывать события, предшествующие изображенным событиям;

— активизировать словарный запас;коррекционно-воспитательная;

— воспитывать заботливое отношение к членамсвоей семьи.

Оборудование:сюжетная картина «Семья» (рис. 16).

Предварительная работа:рассматривание картины «Семья» и беседа по ней; чтение художественных текстов В, Осеевой «Просто старушка», П. Воронько «Мальчик-помогай».

Ход занятия

/. Организационный момент.

Сядет тот, кто правильно подберет признаки и действия.

— Мама (какая?) — умная, добрая, заботливая и т.д.

— Мама (что делает?) — заботится, готовит, помогает и т.д.

— Папа (какой?) — ...

— Папа (что делает?) — ...

Конспекты замятий по развитию связной речи 57

Р. Объявление темы.

У каждого человека должна быть семья, чтобы мы могли заботиться и помогать друг другу. И сегодня мы будем составлять рассказ о семье, которая изображена на картине.

Я. Беседа по сюжетной картине.

— Кто изображен на картине?

— Как можно назвать эту картину?

— Как вы думаете, какое время суток изображено на картине? Почему?

— Назовите всех членов семьи.

— Чем они занимались до того, как собрались вместе.

— Чем заняты сейчас?

— Какая это семья? (Дружная, большая, веселая и т.д.)

— Какое настроение у взрослых и детей?

4. Составление рассказа.

Логопед просит детей еще раз внимательно рассмотреть картину. Затем обращается к ним с вопросом: «Как вы начнете рассказ?» Ответы детей сравниваются, из всех отбирается наиболее подходящий. Затем логопед предлагает детям начать рассказ, но уточняет, что говорить будут по очереди: один начинает, а другие продолжат и заканчивают. Сначала расскажите о том, что происходило до того, как семья собралась, чем они заняты сейчас, и хорошо ли жить в такой семье.

Заслушивается один рассказ.

Занятие 15. Пересказ рассказа Б.С. Житкова «Как слон спас хозяина от тигра» - student2.ru Конспекты занятий по развитию связной речи

5. Физкультминутка.

Брату впору башмаки. Не малы, не велики. Дети топают ногами.
Мальчик с толком, С расстановкой, Занимается обновкой. Ноги на ширине плеч.
То погладит башмаки, Наклон к правой ноге.
То потянет за шнурки. Наклон к левой ноге.
Ну, теперь пора в дорогу, Можно сделать первый шаг! 3. Александрова Энергично шагают на месте.

6. Рассказы детей.

Дети выбирают следующих рассказчиков и продолжают составлять рассказ.

Образец рассказа, составленного совместно логопедом и детьми.

Семья Папа и мама вернулись с работы, Ваня пришел из детского сада, а Оля из школы. Дома их радостно встретили дедушка и бабушка и пригласили к столу. После ужина каждый занялся своим любимым делом: Ваня принес игрушки и стал играть, бабушка взялась за вязание, а дедушка решил почитать газету. Оле тоже хотелось поиграть, но нужно было решить трудную задачу. Папа с мамой стали ей помогать. Как замечательно жить в такой семье.

После коллективного рассказывания 1—2 детей логопед просит составить рассказ самостоятельно.

Конспекты занятий по развитию связной речи 59

7.Итог занятия.

— Назовите всех членов семьи, о которой составляли рассказ,

— Кто самый старший в этой семье? А самый младший? Какая это семья?

8.Домашнее задание.

Нарисовать картину «Я и моя семья».

Занятие 17. Пересказ сказки «Две косы»*

Цели:

коррекиионно-образовательная:

— учить детей составлять пересказ логично, последовательно и близко к тексту;

коррекиионно-развивающие:

— активизировать словарь по теме;коррекиионно-воспитательная:

— воспитывать у детей трудолюбие и чувство гордости за свой труд.

Оборудование:текст сказки «Две косы» (в обработке К. Нефедовой), предметные картинки с изображением «косы-труженицы» и «косы-бездельницы», которая пролежала в сарае (ржавой).

Предварительная работа:чтение текстов А. Шибаева «Лучше дела не найти», Б. Заходера «Слесарь», Г.А. Ладонщикова «Самокат», беседа по содержанию текстов. Игры: «Кому что нужно для работы?», «Назови инструмент». Беседа о технике безопасности при работе с разными инструментами.

* Текст представляет собой литературную обработку сказки К.Д. Ушинского «Два плуга».

Конспекты занятий по развитию связной речи




Занятие 15. Пересказ рассказа Б.С. Житкова «Как слон спас хозяина от тигра» - student2.ru 60________________ Конспекты занятий по развитию связной речи

Ход занятия/. Организаиионный момент.

Сядет тот, кто скажет, кому что нужно для работы?

— Косарю нужна — коса.

— Дворнику — метла.

— Повару — поварешка.

— Лесорубу — ...

— Почтальону — ...

— Портнихе —...

— Парикмахеру — ...и т.д.

2.Объявление темы.

Выставляются предметные картинки: две косы. Чем они отличаются? (Ответы детей.) Сегодня из сказки «Две косы» мы узнаем, почему эти две косы такие разные.

3.Чтение рассказа с последующим обсиждением*.Объяснение малопонятных слов и выражений:

сенокосная пора, сарай, навес, косовица, страдная пора.

— Что такое коса? Для чего нужна коса?

— Как выглядели косы в рассказе?

— Чем они похожи, а чем отличаются?

— Почему одну косу можно назвать труженицей?

— А почему вторую — бездельницей?

— Какую косу для работы вы бы себе выбрали?

— Можно ли так сказать о людях: человек-труженик, человек-бездельник?

— Кого больше уважают?

4. Физкцльтминцтка «Плотник».

Летят опилки белые, Летят из-под пилы. Дети парами «пилят» пилой.
Это плотник делает, Рамы и полы. Руками рисуют квадрат.
Топором, рубанком, Выстругивает планки. Изображают работу топором, затем рубанком.
Сделал подоконники Без сучка-задоринки. С. Баруздин Стряхивают «опилки» с рук и одежды.

5. Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ.

6. Пересказ рассказа детьми.

7. Итог занятия.

— Почему две косы выглядели по-разному?

— Объясните: о каком человека говорят «труженик», а о каком «бездельник»!

Наши рекомендации