Занятие 15. Пересказ рассказа Б.С. Житкова «Как слон спас хозяина от тигра»
Цели:
коррекиионно-образовательная:
— обучать детей пересказывать рассказ близко ктексту и по плану;
коррекиионно-развиваюшие:
— развивать умение строить высказывание без опорных сигналов;
— закреплять у детей знания о животных жарких стран;
коррекционно-воспитательная:
— воспитывать у детей заботливое отношение к животным, живущим рядом.
Оборудование:текст рассказа Б.С. Житкова «Как слон спас хозяина от тигра»; предметные картинки с изображениями обезьяны, бегемота, льва, зебры, верблюда, жирафа, слона (подбирает логопед).
Предварительная работа:чтение рассказов Б.С. Житкова «Про слона», Д.Р. Киплинга (рассказы из «Книги джунглей»). Игры: «Назови ласково», «Сосчитай».
Ход занятия
/. Организационный момент. Игра «Добавь словечко»
— В жарких странах живут ловкие, хвостатые ... (обезьяны).
— В жарких странах живут большие, толстоногие ... (бегемоты).
Конспекты занятий по развитию связной речи
— В жарких странах живут сильные, гривастые ... (львы).
— В жарких странах живут пугливые, быстрые, полосатые ... (зебры).
— В жарких странах живут горбатые, длинноногие ... (верблюды).
— В жарких странах живут пятнистые, длинношеие ... (жирафы).
— В жарких странах живут огромные, сильные ... (слоны).
2.Объявление темы.
Логопед выставляет предметные картинки с изображениями названных животных и спрашивает у детей, какие из этих животных могут быть домашними. (Верблюды, обезьяны, слоны.) Логопед говорит детям, что сегодня они узнают историю о том, как слон спас своего хозяина. Эту историю написал Б.С. Житков.
3.Чтение рассказа с последующим обсиждением*.Объяснение слов: индус (человек, который живет в Индии), ударить оземь (с силой кинуть на землю).
— О ком говорилось в этом рассказе?
— Куда и зачем отправился хозяин со слоном?
— Почему слон перестал слушаться хозяина?
— Как поступил хозяин со слоном?
— Кто появился из-за кустов?
— Что хотел сделать тигр?
— Как слон защитил себя и своего хозяина?
Конспекты занятий по развитию связной речи_________________ 55
- Почему хозяин стал раскаиваться в своем поступке?
- Как нужно относиться к животным, которые живут рядом с нами?
4_Физкультминитка «Жираф».
По ходу стихотворения дети выполняют соответствующие движения.
Рвать цветы легко и просто
Детям маленького роста.
Но тому, кто так высок,
Нелегко сорвать цветок! (С. Маршак)
Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ.
в. Пересказ рассказа детьми.
После повторного чтения логопед предлагает детям рассказывать так: сначала расскажите, куда отправился хозяин со слоном, затем, кто напал на них, и закончите тем, как слон спас хозяина. Логопед: «Скажите, о чем вы будете рассказывать вначале, как продолжите и чем закончите свой рассказ». (При ответе на вопрос дети закрепляют план построения своего высказывания.)
7. Итог занятия.
— О чем говорилось в рассказе?
— Как вы относитесь к своим домашним питомцам?
* Текст рассказа представлен в приложении (см. с. 114-115).
—_______ .________ Конспекты занятий по развитию связной речи
Занятие 16. Составление рассказа по сюжетной картине «Семья» Цели:
коррекционно-образовательные:
— обучать детей понимать содержание картины;
— учить детей связно и последовательно описывать изображенные события;
коррекиионно-развиваюшие:
— развивать у детей умение составлять рассказ коллективно;
— учить детей придумывать события, предшествующие изображенным событиям;
— активизировать словарный запас;коррекционно-воспитательная;
— воспитывать заботливое отношение к членамсвоей семьи.
Оборудование:сюжетная картина «Семья» (рис. 16).
Предварительная работа:рассматривание картины «Семья» и беседа по ней; чтение художественных текстов В, Осеевой «Просто старушка», П. Воронько «Мальчик-помогай».
Ход занятия
/. Организационный момент.
Сядет тот, кто правильно подберет признаки и действия.
— Мама (какая?) — умная, добрая, заботливая и т.д.
— Мама (что делает?) — заботится, готовит, помогает и т.д.
— Папа (какой?) — ...
— Папа (что делает?) — ...
Конспекты замятий по развитию связной речи 57
Р. Объявление темы.
У каждого человека должна быть семья, чтобы мы могли заботиться и помогать друг другу. И сегодня мы будем составлять рассказ о семье, которая изображена на картине.
Я. Беседа по сюжетной картине.
— Кто изображен на картине?
— Как можно назвать эту картину?
— Как вы думаете, какое время суток изображено на картине? Почему?
— Назовите всех членов семьи.
— Чем они занимались до того, как собрались вместе.
— Чем заняты сейчас?
— Какая это семья? (Дружная, большая, веселая и т.д.)
— Какое настроение у взрослых и детей?
4. Составление рассказа.
Логопед просит детей еще раз внимательно рассмотреть картину. Затем обращается к ним с вопросом: «Как вы начнете рассказ?» Ответы детей сравниваются, из всех отбирается наиболее подходящий. Затем логопед предлагает детям начать рассказ, но уточняет, что говорить будут по очереди: один начинает, а другие продолжат и заканчивают. Сначала расскажите о том, что происходило до того, как семья собралась, чем они заняты сейчас, и хорошо ли жить в такой семье.
Заслушивается один рассказ.
Конспекты занятий по развитию связной речи
5. Физкультминутка.
Брату впору башмаки. Не малы, не велики. | Дети топают ногами. |
Мальчик с толком, С расстановкой, Занимается обновкой. | Ноги на ширине плеч. |
То погладит башмаки, | Наклон к правой ноге. |
То потянет за шнурки. | Наклон к левой ноге. |
Ну, теперь пора в дорогу, Можно сделать первый шаг! 3. Александрова | Энергично шагают на месте. |
6. Рассказы детей.
Дети выбирают следующих рассказчиков и продолжают составлять рассказ.
Образец рассказа, составленного совместно логопедом и детьми.
Семья Папа и мама вернулись с работы, Ваня пришел из детского сада, а Оля из школы. Дома их радостно встретили дедушка и бабушка и пригласили к столу. После ужина каждый занялся своим любимым делом: Ваня принес игрушки и стал играть, бабушка взялась за вязание, а дедушка решил почитать газету. Оле тоже хотелось поиграть, но нужно было решить трудную задачу. Папа с мамой стали ей помогать. Как замечательно жить в такой семье.
После коллективного рассказывания 1—2 детей логопед просит составить рассказ самостоятельно.
Конспекты занятий по развитию связной речи 59
7.Итог занятия.
— Назовите всех членов семьи, о которой составляли рассказ,
— Кто самый старший в этой семье? А самый младший? Какая это семья?
8.Домашнее задание.
Нарисовать картину «Я и моя семья».
Занятие 17. Пересказ сказки «Две косы»*
Цели:
коррекиионно-образовательная:
— учить детей составлять пересказ логично, последовательно и близко к тексту;
коррекиионно-развивающие:
— активизировать словарь по теме;коррекиионно-воспитательная:
— воспитывать у детей трудолюбие и чувство гордости за свой труд.
Оборудование:текст сказки «Две косы» (в обработке К. Нефедовой), предметные картинки с изображением «косы-труженицы» и «косы-бездельницы», которая пролежала в сарае (ржавой).
Предварительная работа:чтение текстов А. Шибаева «Лучше дела не найти», Б. Заходера «Слесарь», Г.А. Ладонщикова «Самокат», беседа по содержанию текстов. Игры: «Кому что нужно для работы?», «Назови инструмент». Беседа о технике безопасности при работе с разными инструментами.
* Текст представляет собой литературную обработку сказки К.Д. Ушинского «Два плуга».
Конспекты занятий по развитию связной речи
60________________ Конспекты занятий по развитию связной речи
Ход занятия/. Организаиионный момент.
Сядет тот, кто скажет, кому что нужно для работы?
— Косарю нужна — коса.
— Дворнику — метла.
— Повару — поварешка.
— Лесорубу — ...
— Почтальону — ...
— Портнихе —...
— Парикмахеру — ...и т.д.
2.Объявление темы.
Выставляются предметные картинки: две косы. Чем они отличаются? (Ответы детей.) Сегодня из сказки «Две косы» мы узнаем, почему эти две косы такие разные.
3.Чтение рассказа с последующим обсиждением*.Объяснение малопонятных слов и выражений:
сенокосная пора, сарай, навес, косовица, страдная пора.
— Что такое коса? Для чего нужна коса?
— Как выглядели косы в рассказе?
— Чем они похожи, а чем отличаются?
— Почему одну косу можно назвать труженицей?
— А почему вторую — бездельницей?
— Какую косу для работы вы бы себе выбрали?
— Можно ли так сказать о людях: человек-труженик, человек-бездельник?
— Кого больше уважают?
4. Физкцльтминцтка «Плотник».
Летят опилки белые, Летят из-под пилы. | Дети парами «пилят» пилой. |
Это плотник делает, Рамы и полы. | Руками рисуют квадрат. |
Топором, рубанком, Выстругивает планки. | Изображают работу топором, затем рубанком. |
Сделал подоконники Без сучка-задоринки. С. Баруздин | Стряхивают «опилки» с рук и одежды. |
5. Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ.
6. Пересказ рассказа детьми.
7. Итог занятия.
— Почему две косы выглядели по-разному?
— Объясните: о каком человека говорят «труженик», а о каком «бездельник»!