Стратегия работы с ребенком, имеющим тактильно – защитное поведение или способы помощи ребенку с симптомами тактильной гиперчувствительности.
· Прикасаться к ребенку уверенно, избегая легких, «щекочущих « прикосновений. Касаться ребенка всей ладонью , а не кончиками пальцев.
· Когда детей строят в шеренгу ,такому ребенку ,возможно, будет комфортнее стоять в самом начале или в самом конце ряда. При групповых играх, где надо вставать в круг , ему легче располагаться позади ребят, а не между ними.
· Длительное ощутимое давление обычно «перекрывает» раздражающие тактильные ощущения. Вот почему мы спонтанно трем ушибленное место. Крепкий массаж, прием «сэндвич» ( когда ребенка осторожно кладут между подушек )- это примеры действий, усмиряющих чрезмерную чувствительность к прикосновениям.
· Необходимо обращать внимание на виды тканей ,одежды, игрушек и на повседневные ситуации( например, проход сквозь толпу в большом магазине), которые могут спровоцировать у ребенка отрицательные реакции .Пока проблема стоит остро необходимо избегать подобных раздражающих факторов (например , позволяйте ребенку носить одежду из ткани ,которая ему нравится, не ходите в многолюдные места).
· Постепенно вводить новые тактильные ощущения- во время игр ,мытья, еды и т.д., и позволять ребенку самостоятельно определять ,как долго он может вытерпеть каждое упражнение. Ребенку будет легче освоить новый опыт ,если он сам станет инициатором игры, а не вынужденно окажется перед лицом потенциально опасных или незнакомых обстоятельств, подчиняясь давлению взрослого. Необходимо показывать все на себе ,превращая свои действия в игру, стимулировать его воображение, не форсировать события: не принуждать его к участию.
· Необходимо поддерживать у ребенка желание приобрести новый тактильный опыт.
· «Тяжелая работа»,когда ребенок помогает нести сумки с покупками ,надевает в меру тяжелый рюкзак, играет в игры ,где надо толкать или тянуть что- либо или прыгать, обеспечивает нервную систему определенными ощущениями, которые , как правило , успокаивают или организуют тактильную гиперчувствительную систему.
· Не заставлять доводить до конца задание, которое вызывает у него отвращение . В случае проявления защитного поведения (уклонение , гримасы, замыкание в себе ,недовольные возгласы )немедленно прекратить занятие. Возобновлять работу постепенно.
· Выполнять работу в комфортном для него темпе .
· Желательно , чтобы ребенок прикасался ко взрослому ,а не наоборот ,если это возможно.
· Слишком возбужденному ребенку поможет медленное раскачивание в кресле – качалке.
· Некоторым детям необходимо четкое определение границ личного пространства.
Д. Айрес говорит ,что для улучшения конечного результата мы должны работать на стадиях ,предшествующих желаемому уровню развития .Начинать работу надо не там, где ребенок нуждается в помощи, а там где он чувствует себя уверенно и уравновешенно. В терапии это означает: не работать с кожей ,если нервная система оказывает сопротивление .Следует начинать с тех сенсорных каналов, которые достаточно развиты для работы с новыми стимулами.
Меры помощи ребенку с нарушением сенсорной интеграции при засыпании.
Ребенок снарушением сенсорной интеграции может нуждаться в необычно длительном дневном сне или он может иногда не спать , даже если изнурен. Причиной такого сбоя у гиперчувствительного ребенка может быть чувство дискомфорта, вызванное ,например , простынью, которая для него кажется слишком царапающей.Ребенок с гипочувствительностью плохо спит , если недостаточно двигался в течение дня.
Проблемам сна может сопутствовать высокая потребность в движениях . Если ребенок в течение дня мало двигался, то его уровень возбуждения может быть неустойчив ,и он будет ночью перевозбужден.
Меры помощи.
В течение дня необходимо совершать достаточное количество движений: качание на качелях , бег трусцой, «тяжелая работа»-перенесение соответсвующих тяжестей; диетические добавки , успокаивающие мозг, такие как магний , полиненасыщенные жирные кислоты, гамма- аминомаслянная кислота; никакой пищи с добавками, включая аспартам (подслащивающее вещество), глютомат (искусственные вкусовые добавки )и искусственные красители, которые возбуждают мозг.
Перед тем как лечь спать- теплая ванна. За 2 часа до сна никакого телевизора.
В постеле один длинный рассказ; массаж спины и глубокое и плотное пожимание плеч, рук и ног; плотно подоткнуть утяжеленное одеяло и сказать: «Просто притворись, что ты спишь».После того ,как одеяло подоткнуто ,включить ночник, если ребенок боится темноты, и включить успокаивающие мелодии, например , адажио Моцарта или Баха, или звуки природы.