Тактильная гиперчувствительность –это тенденция отрицательно и эмоционально реагировать на ощущения прикосновения.

Отрицательные реакции у детей с нарушением сенсорной интеграции часто связаны с прикосновениями, или тактильными ощущениями, однако сходные реакции наблюдаются и в отношении запахов, вкусов, звуков, света или иных зрительных ощущений, а также движений и изменений положения тела.

Тактильная система- система кожной чувствительности выполняет2 функции:

· Различения (предполагает получение данных о размере,форме и фактуре предмета).

· Защитная (связана с получением информации о типе прикосновения: легкое , сильное ).

Защитные процессы являются простыми автоматическими реакциями, дискриминационные (различительные ) же включают сложную настройку в полушариях мозга.Мы автоматически включаем тот режим ,в котором нуждаемся в данную минуту. Когда мы трогаем горячую плиту или когда нас кусает насекомое, мгновенно включается защитный режим. Если же мы хотим на ощупь отличить однокопеечную монету от пятикопеечной или шерсть от хлопка, запускается различительный режим.

Тип прикосновения, которое мы ощущаем кожей, помогает определить, какой из режимов будет управлять нашей реакцией- защитный или различительный. Болевые ощущения активизируют защитную систему.

Человек с гиперчувствительностью даже простое прикосновение к руке ощущает порой как базовую ( жизненную ) угрозу- примерно также отреагировало бы дикое животное . Базовая угроза порождает базовую реакцию – агрессию, ответный удар или желание убежать.

Иногда ребенок может описать свои ощущения, сравнив,например, касание карандаша с уколом иглы, электрическим разрядом, укусом насекомого. Как правило, дети с повышенной чувствительностью к тактильным стимулам не вполне осознают свои ощущения, за исключением раздражения или дискомфорта, вызванных чужими действиями.

Тактильная гиперчувствительность в глаза не бросается,но является серьезным неврологическим нарушением. Ее часто можно встретить у детей с проблемами в обучении, задержкой развития, а также при более серьезных заболеваниях.

Подавление (торможение) – это нервный процесс,при котором одна область нервной системы не позволяет другой области избыточно реагировать на сенсорный импульс. У ребенка с повышенной чувствительностью к тактильным стимулам они подавляются слабо, поэтому тактильные ( и многие другие) ощущения для него дискомфортны и порождают чрезмерную активность.

Если мозг не может «утихомирить» сенсорные импульсы хотя бы одной из систем, эти импульсы будут мешать ребенку и станут причиной отрицательного поведении.

В основном мы резко отрицательно реагируем на очевидно неприятные стимулы, например, на жука, ползущего по коже, или на внезапное прикосновение. У детей с гиперчувствительностью таких стимулов гораздо больше.

Избыточное реагирование на прикосновения мешает, ко всему прочему, и социальным отношениям. Родственники и друзья иногда обижаются, если ребенок избегает объятий и поцелуев: им кажется ,что он их не любит. На самом же деле такое неприятие не носит личного характера. Приветливый родственник,погладив ребенка по голове, может тем самым перевозбудить его тактильную систему, или вызвать чувство дискомфорта простым объятием за плечи.

Совместные игры со сверстниками чреваты проблемами. Внезапное касание или прикосновение сзади порождают особенно сильную тревогу ,поэтому заставлять такого ребенка встать в шеренгу вместе с другими детьми значит просто- напросто провоцировать инцидент.

Гиперчувствительный ребенок может вести себя агрессивно при общении с окружающими,так как внешние стимулы могут его напрягать, раздражать.

Симптомы гиперчувствительности:

В области тактильных ощущений-

· Избегает чужих прикосновений или отворачивает лицо от всего, что находится слишком близко к нему.

· Не любит мыть лицо, голову.

· Боится осмотра у стоматолога больше, чем другие дети.

· Терпеть не может , когда ему стригут волосы или ногти на руках или ногах.

· Не любит ,когда его касаются ,даже по-дружески или из чувства симпатии, уворачивается от объятий, даже если его всего лишь похлопывают по плечу, склонен избегать любого физического контакта с друзьями. Хотя с удовольствием болтает и общается с ними.

· Может быть через чур обидчивым или упрямым

· Каждый раз реагирует на прикосновения по-разному и странным образом.

· Слишком чувствительный по отношению к физической боли, «создающей проблему из-за незначительной царапины или занозы. Об этом он может говорить или вспоминать долгое время.

· Не любит одеваться и раздеваться (трение кожи).Ярлыки ,пришитые на одежде с изнанки приходится срезать- они царапают. Предпочитает носить одежду с длинными рукавами и штанинами, может настаивать на том ,чтобы носить шапку или перчатки даже летом, чтобы закрыть кожу.

· Тревожится сильнее обычного, если к нему подходят сзади или если он не видит происходящего.

· Сильно беспокоится , когда люди находятся близко к нему (например, в очереди или толпе).

· Испытывает необычную потребность в прикосновениях или , наоборот, избегании прикосновений к определенным поверхностям или предметам с конкретной текстурой, такими ,как одеяла, ковры или мягкие игрушки.

· Избегает контакта с грязью, песком ;не любит макать пальцы в специальные краски, касаться клея .

· Может отказываться от купания в ванной или настаивать на том , что вода слишком горячая или слишком холодная.

· Не может ходить босиком по траве и даже по некоторым коврам, отказываться заниматься поделками.

· Грубо обращается с домашними животными или избегает их.

Движение и баланс:

· Избегает движений или предпочитает меньше двигаться, не любит, когда его неожиданно передвигают.

· Неуверен и боится упасть или потерять равновесие.Неотрывает ног от земли. В машине его укачивает.

Положение тела и контроль мускулатуры, мышечный контроль:

· Может быть зажатым и нескоординированным.

· Избегает на игровой площадке занятий, создающих сильное мышечное напряжение.

Зрение:

· Становится перевозбужденным при долгом рассматривании(картинок, игрушек или людей)

· Закрывает глаза, имеет короткий зрительный контакт, невнимателен к работе за письменным столом ,гиперреакция на яркий свет.

· Всегда встревожен и бдителен.

Запахи,вкусы:

· Еда, косметика ,средства по уходу за мебелью и другие химикаты могут пахнуть слишком сильно для такого ребенка.

· Жестко отвергает определенные текстуры и температуру пищи. Во время еды может часто давиться .

Звуки.

· Закрывает уши, чтобы приглушить звуки или голоса. Жалуется на шум пылесоса, который никого не беспокоит.

· Рев пожарной машины , музыка , болтовня сверстников могут казаться слишком громкими для него.

Наши рекомендации