Содержательная линия «Значимые темы искусства. О чём говорит искусство?»
Выпускник научится:
l осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественно-творческой деятельности;
l выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия;
l передавать характер и намерения объекта (природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т.д.) в живописи, графике и скульптуре, выражая своё отношение к качествам данного объекта.
Выпускник получит возможность научиться:
Ø видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;
Ø понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира, проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям:
Ø изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая к ним своё отношение;
Ø изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы.
Учащиеся 2 класса должны знать/понимать:
l основные жанры и виды произведений изобразительного искусства начальные сведения о средствах выразительности и эмоционального воздействия рисунка (линия, композиция, контраст света и тени, размер, характер, сочетание оттенков цвета, колорит и т.п.);
l основные средства композиции (высота горизонта, точка зрения, контрасты тени и света, цветовые отношения, выделение главного центра);
l простейшие сведения о наглядной перспективе, линии горизонта, точке схода и т.д.;
l начальные сведения о светотени (свет, тень, полутень, блик, рефлекс, собственная и падающая тени), о зависимости освещения предмета от силы и удаленности источника освещения;
l о делении цветового круга на группу «холодных» и «теплых» цветов, промежуточный зеленый, на хроматические и ахроматические цвета;
l начальные сведения о видах современного декоративно-прикладного искусства и их роли в жизни человека;
l начальные сведения о художественной народной резьбе по дереву, украшении домов, предметов быта, керамике, вышивке, дизайне;
l роль фантазии и преобразования форм и образов в творчестве художника;
l о деятельности художника (что и с помощью каких материалов может изображать художник);
l особенности работы акварельными и гуашевыми красками, а также назначение палитры.
Учащиеся 2 класса должны уметь:
l высказывать простейшие суждения о картинах и предметах декоративно-прикладного искусства;
l стремиться верно и выразительно передавать в рисунке простейшую форму, основные пропорции, общее строение и цвет предметов;
l использовать формат листа (горизонтальный, вертикальный) в соответствии с задачей и сюжетом;
l передавать пространственное отношение (изображать на листе бумаги основание более близких предметов ниже, дальних — выше, ближние предметы крупнее равных им, но удаленных и т.п.);
l применять приемы рисования кистью, пользоваться палитрой, использовать художественную выразительность материалов, уметь ровно и аккуратно закрасить поверхность в пределах намеченного контура;
l менять направление штриха, линии, мазка согласно форме;
l составлять узоры в полосе, квадрате, круге из декоративно обобщенных и переработанных форм растительного мира, из геометрических фигур;
l лепить несложные объекты (фрукты, животных, фигуры человека, игрушки);
l составлять аппликационные композиции из разных материалов (аппликация, коллаж)
Учащиеся 2 класса должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
l для самостоятельной творческой деятельности;
l обогащение опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
l оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставки.
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета, курса
Выпускник получит возможность научиться:
· воспринимать произведения изобразительного искусства;
· видеть проявления художественной культуры вокруг (музеи искусства и т.д.);
· высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях;
· пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы, участвовать в коллективных работах на эти темы;
· моделировать новые формы, различные ситуации путём трансформации известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства; понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира, проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям гравюры;
· построения растительного орнамента с использованием раз- личных видов его композиции;
· различных приёмов работы акварельными красками;
· работы гуашевыми красками
· углублять понятие о некоторых видах изобразительного искусства:
· живопись (натюрморт, пейзаж, бытовая живопись);
· графика (иллюстрация);
· народные промыслы (городецкая роспись)
· Изучать произведения признанных мастеров изобразительного искусства
· и уметь рассказывать об их особенностях (Третьяковская галерея).
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема урока | Дата план | Виды деятельности (элементы содержания, контроль) | Дата факт | Планируемые результаты | ||
Предметные | Личностные | Метапредметные (УУД) | |||||
Чем и как работают художники — 8 ч. | |||||||
1. | «Цветочная поляна» | Что такое живопись? Первичные основы цветоведения. Знакомство с основными и составными цветами, с цветовым кругом. Многообразие цветовой гаммы осенней природы (в частности, осенних цветов). Задание: изображение цветов (без предварительного рисунка; заполнение крупными изображениями всего листа). Материалы: гуашь, крупные кисти, большие листы белой бумаги. | Знакомство с выразительными возможностями художественных материалов. Открытие их своеобразия, красоты и характера материала. | Воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, различать сюжет и содержание в знакомых произведениях; видеть проявления художественной культуры вокруг (музеи искусства, архитектура, скульптура, дизайн, декоративные искусства в доме, на улице, в театре), высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях. | Наблюдать цветовые сочетания в природе. Смешивать краски сразу на листе бумаги, посредством приема «живая краска». Овладеватьпервичными живописными навыками. Изображать на основе смешивания трех основных цветов разнообразные цветы по памяти и впечатлению. | ||
2. | «Радуга на грозовом небе». | Восприятие и изображение красоты природы. Настроение в природе. Темное и светлое (смешение цветных красок с черной и белой).Знакомство с различным эмоциональным звучанием цвета. Расширение знаний о различных живописных материалах: акварельные краски, темпера, масляные и акриловые краски. Задание: изображение природных стихий (гроза, буря, извержение вулкана, дождь, туман и т.д.) (без предварительного рисунка). Материалы: гуашь (пять красок),крупная кисть, большие листы любой бумаги. | Создавать, изображать на плоскости графическими средствами заданный образ. | Учиться различать и сравнивать темные и светлые оттенки цвета и тона. Смешивать цветные краски с белой и черной для получения богатого колорита. Развивать навыки работы гуашью. Создавать живописными материалами различные по настроению пейзажи, посвященные изображению природных стихий. | |||
3. | «Осенний лес» | Мягкость, бархатистость пастели, яркость восковых и масляных мелков, текучесть и прозрачность акварели. Выразительные возможности этих материалов, особенности работы ими. Передача различного эмоционального состояния природы. Задание: изображение осеннего леса (по памяти и впечатлению). Материалы: пастель или мелки, акварель; белая, суровая (оберточная) бумага. | Развитие способности целостного обобщенного видения. Пятно как способ изображения на плоскости. | Расширять знания о художественных материалах. Понимать красоту и выразительность пастели, мелков, акварели. Развивать навыки работы пастелью, мелками, акварелью. Овладевать первичными знаниями перспективы (загораживание, ближе - дальше). Изображать осенний лес, используя выразительные возможности материалов. | |||
4. | «Осенний листопад» | Особенности создания аппликации (материал можно резать или обрывать).Восприятие и изображение красоты осенней природы. Наблюдение за ритмом листьев в природе. Представление о ритме пятен. Задание: создание коврика на тему осенней земли с опавшими листьями (работа в группе — 1-3 панно; работа по памяти и впечатлению). Материалы: цветная бумага, куски ткани, нитки, ножницы, клей. | Организация рабочего места. Овладевать первичными навыками работы с бумагой. | Овладевать техникой и способами аппликации. Понимать и использовать особенности изображения на плоскости с помощью пятна. Создавать коврик на тему осенней земли, опавших листьев. | |||
5. | «Графика зимнего леса» | Что такое графика? Образный язык графики. Разнообразие графических материалов. Красота и выразительность линии. Выразительные возможности линии. Тонкие и толстые, подвижные и тягучие линии. Задание: изображение зимнего леса(по впечатлению и памяти). Материалы: тушь или черная гуашь, чернила, перо, палочка, тонкая кисть или уголь; белая бумага. | Овладевать первичными навыками изображения на плоскости с помощью линии. | Понимать выразительные возможности линии, точки, темного и белого пятен (язык графики) для создания художественного образа. Осваивать приемы работы графическими материалами (тушь, палочка, кисть). Наблюдать за пластикой деревьев, веток, сухой травы на фоне снега. Изображать, используя графические материалы, зимний лес. | |||
6-7. | «Звери в лесу» | Что такое скульптура? Образный язык скульптуры. Знакомство с материалами, которыми работает скульптор. Выразительные возможности глины, дерева, камня и других материалов. Изображение животных. Пересдача характерных особенностей животных. Задание: изображение животных родного края (по впечатлению и памяти). Материалы: пластилин, стеки. | Организация рабочего места. Овладевать первичными навыками работы с пластилином. Соотносить восприятие цвета со своими чувствами и эмоциями. | Сравнивать,сопоставлятьвыразительные возможности различных художественных материалов, которые при- меняются в скульптуре (дерево, камень, металл и др.). Развивать навыки работы с целым куском пластилина. Овладевать приёмами работы с пластилином (выдавливание, заминание, вытягивание, защипление). Создавать объёмное изображение живого с передачей характера. | |||
8. | «Игровая площадка» | Что такое архитектура? Чем занимается архитектор? Особенности архитектурных форм. Что такое макет? Материалы, с помощью которых архитектор создает макет (бумага, картон).Работа с бумагой (сгибание, скручивание, надрезание, склеивание). Перевод простых объемных форм в объемные формы. Склеивание простых объемных форм (конус, цилиндр, лесенка, гармошка). Задание: сооружение игровой площадки для вылепленных зверей (индивидуально, группами, коллективно; работа по воображению). Материалы: бумага, ножницы, клей. | Организация рабочего места. Овладевать первичными навыками работы с бумагой. | Развивать навыки создания геометрических форм (конуса, цилиндра, прямоугольника) из бумаги, навыки перевода плоского листа в разнообразные объемные формы. Овладевать приемами работы с бумагой, навыками перевода плоского листа в разнообразные объемные формы. Конструировать из бумаги объекты игровой площадки. | |||
Реальность и фантазия — 9 ч. | |||||||
9. | «Наши друзья: птицы» | . | Мастер изображений учит видеть мир вокруг нас. Учимся всматриваться в реальный мир, учимся не только смотреть, но и видеть. Рассматриваем внимательно животных, замечаем их красоту, обсуждаем особенности различных животных. Задание: изображение любимого животного. Материалы: гуашь (одна или две краски) или тушь, кисть, бумага. | Создавать роспись птиц. Рисование по памяти и представлению. | Воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, различать сюжет и содержание в знакомых произведениях; видеть проявления художественной культуры вокруг (музеи искусства, архитектура, скульптура, дизайн, декоративные искусства в доме, на улице, в театре), высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях. | Рассматривать, изучать, анализировать строение реальных животных. Изображатьживотных ,выделяя пропорции частей тела. Передавать в изображении характер выбранного животного. Закреплять навыки работы от общего к частному. | |
10. | «Сказочная птица» | . | Мастер Изображения учит фантазировать. Роль фантазии в жизни людей. Сказочные существа. Фантастические образы. Соединение элементов разных животных, растений при создании фантастического образа. Творческие умения и навыки работы гуашью. Задание: изображение фантастического животного путем соединения элементов разных животных, птиц и даже растений. Материалы: гуашь, кисти, большой лист бумаги (цветной или тонированной). | Изображать (декоративно) птиц, Осваивать простые приемы работы с гуашью | Размышлять о возможностях изображения как реального, так и фантастического мира. Рассматривать слайды и изображения реальных и фантастических животных (русская деревянная и каменная резьба и т.д.). Придумыватьвыразительные фантастические образы животных. Изображать сказочные существа путем соединения воедино элементов разных животных и даже растений. Развиватьнавыки работы гуашью. | ||
11. | «Узоры паутины» | Мастер Украшения учится у природы. Природа умеет себя украшать. Умение видеть красоту природы, разнообразие ее форм, цвета (иней, морозные узоры, паутинки, наряды птиц, рыб и т.п.).Развитие наблюдательности. Задание: изображение паутинок с росой, веточками деревьев или снежинок при помощи линий (индивидуально по памяти). Материалы: уголь, мел, тушь и тонкая кисть или гуашь, бумага | Изображать фантастических животных. Работа с гуашью. | Наблюдать и учиться видеть украшения в природе. Эмоциональнооткликаться на красоту природы. Создавать с помощью графических материалов, линий изображения различных украшений в природе (паутинки, снежинки и т.д.). Развивать навыки работы тушью, пером, углем, мелом. | |||
12. | «Узоры паутины» | . | |||||
13. | «Обитатели подводного мира» | Мастер Постройки учится у природы. Красота и смысл природных конструкций (соты пчел, ракушки, коробочки хлопка, орехи и т. д.), их функциональность, пропорции. Развитие наблюдательности. Разнообразие форм подводного мира, их неповторимые особенности. Задание: конструирование из бумаги подводного мира (индивидуально-коллективная работа). Материалы: бумага, ножницы, клей. | Изображать (декоративно) рыб. Осваивать простые приемы работы с гуашью. | Рассматривать природные конструкции, анализировать их формы, пропорции. Эмоционально откликаться на красоту различных построек в природе. Осваиватьнавыки работы с бумагой (закручивание, надрезание, складывание, склеивание). Конструировать из бумаги формы подводного мира. Участвовать в создании коллективной работы. | |||
14. | «Кружевные узоры» | Мастер Украшения учится у природы, изучает ее. Преобразование природных форм, для создания различных узоров, орнаментов, украшающих предметы быта. Создание тканей, кружев, украшений для человека. Перенесение красоты природы Мастером Украшения в жизнь человека и преобразование ее с помощью фантазии. Задание: изображение кружева, украшение узором воротничка для платья или кокошника, закладки для книги. Материалы: любой графический материал (один-два цвета) | Придумывать свой орнамент: образно, свободно написать красками и кистью декоративный эскиз на листе бумаги. | Сравнивать, сопоставлять природные формы с декоративными мотивами в кружках, тканях, украшениях, на посуде. Осваивать: приёмы создания орнамента: повторение модуля, ритмическое чередование элемента. Создаватьукрашения (воротничок для платья, подзор, закладка для книг и т.д.), используя узоры. Работатьграфическими материалами (роллеры , тушь, фломастеры ) с помощью линий различной толщины. | |||
15. | «Кружевные узоры» | ||||||
16. | «Подводный мир» | Мастер Постройки учится у природы. Красота и смысл природных конструкций (соты пчел, ракушки, коробочки хлопка, орехи и т. д.), их функциональность, пропорции. Развитие наблюдательности. Разнообразие форм подводного мира, их неповторимые особенности. Задание: конструирование из бумаги подводного мира (индивидуально-коллективная работа). Материалы: бумага, ножницы, клей. | Организация рабочего места. Овладевать первичными навыками работы с бумагой. | Рассматривать природные конструкции, анализировать их формы, пропорции. Эмоционально откликаться на красоту различных построек в природе. Осваиватьнавыки работы с бумагой (закручивание, надрезание, складывание, склеивание). Конструировать из бумаги формы подводного мира. Участвовать в создании коллективной работы. | |||
17. | Конструирование елочных игрушек. | Взаимодействие трех видов деятельности — изображения, украшения и постройки. Обобщение материала всей темы. Задание: конструирование (моделирование) и украшение елочных игрушек, изображающих людей, зверей, растения. Создание коллективного панно. Материалы: гуашь, маленькие кисти, бумага, ножницы, клей. Выставка творческих работ. Отбор работ, совместное обсуждение. | Придумать, как можно украсить свой класс к празднику Нового года. | Повторять и закреплять полученные на предыдущих уроках знания. Пониматьроль, взаимодействие в работе трёх Братьев-Мастеров, их триединство). Конструировать (моделировать)иукрашать елочные украшения (изображающие людей, зверей, растения) для новогодней елки. Обсуждать творческие работы на итоговой выставке, оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих одноклассников. | |||
О чем говорит искусство — 10ч | |||||||
18. | «Четвероногий герой» | Выражение и изображение характера и пластики животного, его состояния, настроения. Знакомство с анималистическими изображениями, созданными художниками в графике, живописи и скульптуре. Рисунки и скульптурные произведения В. Ватагина. Задание: изображение животных весёлых, стремительных и угрожающих. Материалы: гуашь (два-три цвета или один цвет), кисти. | Изображать характер домашних животных. | Видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов; понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира, проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям: изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая к ним своё отношение; изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы. | Наблюдать природу в различных состояниях. Изображать живописными материалами контрастные состояния природы. Развивать колористические навыки работы гуашью. | ||
19. | Сказочный мужской образ. | Изображая, художник выражает своё отношение к нему, что он изображает. Эмоциональная и нравственная оценка образа в его изображении. Мужские качества характера: отважность, смелость, решительность, честность, доброта и т.д. Возможности использования цвета, тона, ритма для передачи характера персонажа. Задание: изображение доброго и злого героев из знакомых сказок. Материалы: гуашь (ограниченная палитра), кисти или пастель, мелки, обои, цветная бумага. | Передавать характер клоунов. | Характеризовать доброго и злого сказочных героев. Сравнивать и анализировать возможности использования изобразительных средств для создания доброго и злого образов. Учиться изображатьэмоциональное состояние человека. Создаватьживописными материалами выразительные контрастные образы доброго и злого героя (сказочные и былинные персонажи). | |||
20. | Женский образ русских сказок | . | Изображая человека, художник выражает своё отношение к нему, своё понимание этого человека. Женские качества характер: верность, нежность, достоинство, доброта и т.д. Внешнее и внутреннее содержание человека, выражение его средствами искусства. Задание: изображение противоположных по характеру сказочных женских образов. Класс делится на две части: одни изображают добрых, другие – злых. Материалы: гуашь или пастель, мелки, цветная бумага. | Изображение русских сказочных красавиц. | Создаватьпротивоположные по характеру сказочные женские образы (Золушка и злая мачеха, баба Бабариха и Царевна-Лебедь, добрая и злая волшебницы), используя живописные и графические средства. | ||
21. | Образ сказочного героя. | Возможности создания разнохарактерных героев в объеме. Скульптурные произведения, созданные мастерами прошлого и настоящего. Изображения, созданные в объеме, - скульптурные образы - выражают отношение скульптора к миру, его чувства и переживания. Задание: создание в объеме сказочных образов с ярко выраженным характером (Царевна-Лебедь, Баба яга и т. д.).Материалы: пластилин, стеки, дощечки. | Изображать (или лепить) сказочных героев в объеме. | Сравнивать сопоставлять выразительные возможности различных художественных материалов, которые применяются в скульптуре (дерево, камень, металл и др.). Развивать навыки создания образов из целого куска пластилина. Овладеватьприемами работы с пластилином (вдавливание, заминание, вытягивание, защипление). Создавать в объеме сказочные образы с ярко выраженным характером | |||
22. | «С чего начинается Родина?» | . | Украшая себя, человек рассказывает о себе: кто он такой (например, смелый воин-защитник или агрессор). Украшения имеют свой характер, образ. Украшения для женщин подчёркивают их красоту, нежность, для мужчин – силу, мужество. Задание: украшение вырезанных из бумаги богатырских доспехов, кокошников, воротников. Материал: Гуашь, кисти (крупная и тонкая). | Пейзаж в разные времена года. | Понимать роль украшения в жизни человека. Сравнивать и анализировать украшения, имеющие разный характер. Создавать декоративные композиции заданной формы (вырезать из бумаги богатырские доспехи, кокошники, воротники). Украшать кокошники, оружие для добрых и злых сказочных героев и т.д. | ||
23. | «Человек и его украшения» | Через украшение мы не только рассказываем о том, кто мы , но и выражаем свои цели, намерения: например, для праздника мы украшаем себя, в будний день одеваемся по-другому. Задание: украшение двух противоположных по намерениям сказочных флотов (доброго, праздничного и злого, пиратского). Работа коллективно-индивидуальная в технике аппликации. Материалы: гуашь, крупная и тонкая кисти, клей, склеенные листы (или обои). | Формирование первичных умений украшать предметы. | Понимать роль украшения в жизни человека. Сравнивать и анализировать украшения, имеющие разный характер. Создавать декоративные композиции заданной формы (вырезать из бумаги богатырские доспехи, кокошники, воротники). Украшать кокошники, оружие для добрых и злых сказочных героев и т.д. | |||
24. | «Сказочные персонажи, противоположные по характеру» | Здания выражают характер тех, кто в них живет. Персонажи сказок имеют очень разные дома. Образы зданий в окружающей жизни. Задание: создание образа сказочных построек (дворцы доброй феи и Снежной королевы и т.д.).Материалы: гуашь, кисти, бумага. | Лепка Золушки и мачехи; Царевны-Лебедь, Бабарихи и т.д. | Сравнивать сопоставлять выразительные возможности различных художественных материалов, которые применяются в скульптуре (дерево, камень, металл и др.). Развивать навыки создания образов из целого куска пластилина. Овладеватьприемами работы с пластилином (вдавливание, заминание, вытягивание, защипление). Создавать в объеме сказочные образы с ярко выраженным характером | |||
25. | «Украшение двух, противоположных по намерению флотов» | Через украшение мы не только рассказываем о том, кто мы , но и выражаем свои цели, намерения: например, для праздника мы украшаем себя, в будний день одеваемся по-другому. Задание: украшение двух противоположных по намерениям сказочных флотов (доброго, праздничного и злого, пиратского). Работа коллективно-индивидуальная в технике аппликации. Материалы: гуашь, крупная и тонкая кисти, клей, склеенные листы (или обои). | Выражение характера. | Сопереживать, принимать участие в создании коллективного панно. Пониматьхарактер линии, цвета, формы, способных раскрыть намерения человека. Украшать паруса двух противоположных по намерениям сказочных флотов. | |||
26. | Здание для сказочного героя | Выставка творческих работ, выполненных в разных материалах и техниках. Обсуждение выставки. | Создание образа и характера замка Снежной Королевы. | Учиться видеть художественный образ в архитектуре. Приобретатьнавыки восприятия архитектурного образа в окружающей жизни и сказочных построек. Приобретать опыт творческой работы. | |||
27. | Урок-обобщение | Выставка творческих работ, выполненных в разных материалах и техниках. Обсуждение выставки. | Повторять и закреплятьполученные на предыдущих уроках знания. Обсуждать творческие работы на итоговой выставке, оценивать собственную художественную деятельность и деятельность одноклассников. | ||||
Как говорит искусство — 7ч | |||||||
28. | «Огонь в ночи» | Цвет и его эмоциональное восприятие человеком. Деление цветов на тёплые и холодные. Природа богато украшена сочетанием тёплых и холодных оттенков. Умение видеть цвет. Борьба разных цветов, смешение красок на бумаге. Задание: изображение горящего костра и холодной синей ночи вокруг (борьба тепла и холода) (работа по памяти и впечатлению) или изображение пера Жар-птицы (краски смешиваются прямо на листе, черная и белая краски не применяются). Материалы: гуашь без черной и белой красок, крупные кисти, большие листы бумаги. | Рисование сказочного пера, использование палитры цветов. | Пользоваться средствами выразительности языка,живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы; моделировать новые формы, различные ситуации путём трансформации известного, создавать новые образы | Расширятьзнания о средствах художественной выразительности. Уметь составлять тёплые и холодные цвета. Понимать эмоциональную выразительность тёплых и холодных цветов. Уметь видеть в природе борьбу и взаимовлияние цвета. Осваивать различные приемы работы кистью (мазок «кирпичик», «волна», «пятнышко»). Развивать колористические навыки работы гуашью. Изображать простые сюжеты с колористическим контрастом (угасающий костер вечером, сказочная, жар-птица и т.п.). | ||
29. | «Мозаика». («Весенняя земля») | Смешение различных цветов с черной, серой, белой красками - получение мрачных, тяжелых и нежных, легких оттенков цвета. Передача состояния, настроения в природе с помощью тихих (глухих) и звонких цветов. Наблюдение цвета в природе, на картинах художников. Задание: изображение весенней земли (по памяти впечатлению). Дополнительные уроки можно посвятить созданию «теплого царства» (Солнечный город), «холодного царства» (царство Снежной королевы Материалы : гуашь, крупные кисти, большие листы бумаги. | Создавать коллективное панно-коллаж с изображением весенней земли. | Расширять знания о средствах художественной выразительности. Уметь видетьлинии в окружающей действительности. Получать представление об эмоциональной выразительности линии. Фантазировать, изображать весенние ручьи, извивающиеся змейками, задумчивые, тихие и стремительные (в качестве подмалевка - изображение весенней земли). Развивать навыки работы пастелью, восковыми мелками. | |||
30. | Графические упражнения. | Ритмическая организация листа с помощью линий. Изменение ритма линий в связи с изменением содержания работы. Линии как средство образной характеристики изображаемого. Разное эмоциональное звучание линии. Задание: изображение весенних ручьев. Материалы: пастель или цветные мелки. В качестве подмалевка используется изображение весенней земли (на нём земля видна сверху, значит и ручьи побегут по всей плоскости листа). Можно также работать гуашью на чистом листе. | Изображение весенних ручьев на фоне земли. | Расширять знания о средствах художественной выразительности. Уметь видетьлинии в окружающей действительности. Получать представление об эмоциональной выразительности линии. Фантазировать, изображать весенние ручьи, извивающиеся змейками, задумчивые, тихие и стремительные (в качестве подмалевка - изображение весенней земли). Развивать навыки работы пастелью, восковыми мелками. | |||
31. | «Дерево» | Выразительные возможности линий. Многообразие линий: толстые и тонкие, корявые и изящные, спокойные и порывистые. Умение видеть линии в окружающей действительности, рассматривание весенних веток (веселый трепет тонких, нежных веток берез и корявая, суровая мощь старых дубовых сучьев). Задание: изображение нежных или могучих веток, передача их характера и настроения (индивидуально или по два человека; по впечатлению и памяти). Материалы: гуашь, кисть, или тушь, уголь, сангина; большие листы бумаги. | Уметь повторить и затем варьировать систему несложных действий с художественными материалами, выражая собственный замысел. | Уметь видеть линии в окружающей действительности. Наблюдать, рассматривать, любоваться весенними ветками различных деревьев. Осознавать, как определенным материалом можно создать художественный образ. Использоватьв работе сочетание различных инструментов и материалов. Изображатьветки деревьев с определенным характером и настроением. | |||
32. | «Птицы» | Ритм пятен передает движение. От изменения положения пятен на листе изменяется восприятие листа, его композиция. Материал рассматривается на примере летящих птиц — быстрый или медленный полет; птицы летят тяжело или легко. Задание: ритмическое расположение летящих птиц на плоскости листа (индивидуально или коллективно) Материалы: белая и темная бумага, ножницы, клей. | Создание изображения ритмично летящих птиц. | Расширять знания о средствах художественной выразительности. Понимать, что такое ритм. Уметь передавать расположение (ритм) летящих птиц на плоскости листа. Развивать навыки творческой работы в техники обрывной аппликации. | |||
33. | «Поле цветов» | Ритм линий, пятен, цвет, пропорции составляют основы образного языка, на котором говорят Братья-мастера — Мастер Изображения, Мастер Украшения, Мастер Постройки, создавая про- изведения в области живописи, графики, скульптуры, архитектуры. Задание: создание коллективного панно на тему «Весна. Шум птиц». Материалы: большие листы для панно, гуашь, кисти, бумага, ножницы , клей. | Изображать цветочное поле с помощью пятен, с использованием оригами. | Повторять и закреплять полученные знания и умения. Понимать роль различных средств художественной выразительности для создания того или иного образа. Создавать коллективную творческую работу (панно) «Весна. Шум птиц». Сотрудничатьс товарищами в процессе совместной творческой работы, уметь договариваться, объяснять замысел, уметь выполнять работу в границах заданной роли. | |||
34. | Обобщающий урок года. | Выставка детских работ, репродукций работ художников — радостный праздник, событий школьной жизни. Игра-беседа, в которой вспоминают все основные темы года. Братья-Мастера — Мастер Изображения, Мастер Украшения, Мастер Постройки — главные помощники художника, работающего в области изобразительного, декоративного и конструктивного искусств. | Создавать коллективное панно-коллаж с изображением парка аттракционов. | Анализироватьдетские работы на выставке, рассказыватьо своих впечатлениях от работ товарищей и произведений художников. Понимать и уметь называтьзадачи, которые решались в каждой четверти. Фантазировать и рассказывать о своих творческих планах на лето. |
Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности
Учебник
1. Неменская, Л. А. Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 2 класс : учеб.дляобщеобразоват. учреждений / Л. А. Неменская ; под ред. Б. М. Неменского. – М. : Просвещение, 2011.
2. Рабочая тетрадь 2 класс Неменская Л.А. Изобразительное искусство «Твоя мастерская» Просвещение, Москва 2016 г.
3. Неменский, Б. М. Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству : 1–4 классы : пособие для учителя / Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Е. И. Коротеева ; под ред. Б. М. Неменского. – М. : Просвещение, 2010.
Технические средства обучение:
- Классная доска, магнитная доска, смарт доска
- Персональный компьютер, принтер, ксерокс
Аннотация