III. Рассказ учителя о натюрморте.
1. Анализрепродукции Ивана Трофимовича Хруцкого «Цветы и плоды».
Учитель. Сегодня я вас познакомлю с одним из жанров живописи и графики, который называется натюрмортом.
Вначале вспомните, что такое «картина». (Ответы детей.)
Картина – произведение живописи (портрет, пейзаж, натюрморт), выполненное в красках, на бумаге, доске, ткани.
Слово образовалось от итальянского карта – «бумага». Первоначальное значение слова картина – «тонкая, красивая, изукрашенная бумага».
Книжку с картинками мама купила.
Радости столько у Леночки было!
Ах, до чего же красивы картинки!
В. Калинкин
Чтобы получилась красивая картина, вы должны научиться выполнять творческую композицию: выбирать определенного формата лист бумаги, использовать всю его плоскость при рисовании, выражать смысловую связь между объектами, передавать сюжет.
В основе изобразительной грамоты лежит композиция, в задачи которой входят способы изображения пространства, передача его глубины, цветоведение, то есть композиция охватывает любую изобразительную задачу.
Обратимся теперь к понятию натюрморта. Этот жанр замечателен тем, что через мир предметов: домашнюю утварь, атрибуты какой-либо деятельности, плоды или цветы, – отражаются различные стороны жизни. Происходит это благодаря ассоциативной природе искусства, его иносказательному смыслу. Даже в самом простом натюрморте ощущается присутствие человека.
Натюрморт – это картина, на которой обычно изображены различные предметы обихода, а также овощи, фрукты, цветы и дичь и т. д. Само слово натюрморт в переводе с французского буквально означает «мертвая натура».
Большой вклад в развитие натюрморта внес Иван Трофимович Хруцкий. Картины И. Т. Хруцкого нарядны и эффектны. Художник пишет пышные букеты цветов, красивые фрукты – крупные краснощекие яблоки, синие сливы, лимоны, гроздья винограда, смородины. С большим мастерством написан художником натюрморт «Цветы и плоды». Цветистая красочная гамма, тщательная выписанность поверхности предметов, ощущение их объемности, округлости достигнуто художником с помощью светотени.
Этот натюрморт написан с подлинным мастерством и постоянно привлекает зрителей.
В центре картины И. Т. Хруцкий расположил вазу с цветами. В богатом по краскам подборе явно преобладают цветы светлой окраски, особенно желтые. Желтый цвет господствует и в окраске плодов, лежащих по обе стороны от вазы: в корзине с персиками и в груде плодов, среди которых выделяется большая тыква. С огромной тыквы красиво свисает кисть винограда. В глубине справа поблескивает стеклянный графин, слева видна корзина, полная ягод. И. Т. Хруцкий мастерски сумел передать нежность цветочных лепестков и шероховатость листьев, пушистую поверхность персиков. Художник великолепно нарисовал грубоватую кожуру тыквы и чуть пористую лимона, матовую поверхность груши и блестящую яблока, изобразил виноград как бы налитый прозрачным соком. Не менее блистательно написаны вазы и стакан, наполненный чистой прозрачной водой, в которой плавает аппетитная долька лимона.
Понравился ли вам натюрморт «Цветы и плоды»? (Ответы учащихся.) Что вам больше всего понравилось в картине Ивана Трофимовича Хруцкого? (Ответы учащихся.)
На прошлом уроке вы рисовали фрукты. Как можно назвать ваш рисунок? (Ответы учащихся.)
IV. Работа по теме урока.
1. Беседа «Что будем рисовать?».
Учитель. Сегодня мы нарисуем натюрморт, на котором будут изображены овощи. Отгадайте, какие овощи будут служить нам натурой:
Красная девица
Росла в темнице,
Люди в руки брали,
Косы срывали.
(Морковь.)
Промеж гор,
Промеж дол
Ленится Егор –
В зеленом халате.
(Огурец.)
Ягода красна, ягода вкусна –
Режь да соли?! Ешь да хвали!
(Помидор.)
Правильно, мы сегодня будем рисовать морковь, огурец и помидор.
2. Определениеформы овощей.
Учитель. Рассмотрим форму каждого из овощей, которые будут служить нам натурой.
Какую форму имеет морковь? (Морковь имеет форму треугольника.)
Какую форму имеет огурец? (Огурец имеет форму прямоугольника, у которого закруглили углы.)
А какую форму имеет помидор? (Помидор тоже имеет форму прямоугольника, только снизу и сверху он приплюснут.)
3. Определениецвета овощей.
Учитель. Как вы уже знаете, прежде чем приступить к рисованию, необходимо внимательно изучить цвет предметов, которые нужно изображать.
Рассмотрим цвет наших овощей.
Что вы можете сказать о цвете моркови? (Морковь оранжевая.)
А какого цвета помидор? (Помидор красный.)
Какой цвет имеет огурец? (Огурец зеленый. )
Скажите, если у вас в коробочке с красками нет оранжевой, какие краски вы смешаете, чтобы получить нужный оттенок. (Ответы учащихся.)
Для получения оранжевой краски на палитру кладется желтая и красная краски и смешиваются между собой до получения нужного цвета.
Физкультминутка
Игра «Мячики летают, ладошки помогают!».
Звучит в записи мелодия русской народной песни «Во саду ли, в огороде».
Учитель перебрасывает мяч детям, каждый учащийся ловит мяч, подбрасывает его слегка и возвращает учителю.
Мяч бросаем мы друг другу.
Ну, лови его скорей!
Позабавим наших деток,
Чтобы было веселей!
К тебе летит зеленый мячик.
Ну, лови его скорей!
Позабавим наших деток,
Чтобы было веселей!
А теперь ладошкой хлопну.
Ну, подскакивай скорей!
Позабавим наших деток,
Чтобы было веселей!
Дети выставляют ладошки вперед, кого учитель хлопает по ладошкам, тот должен высоко подпрыгнуть на возглас учителя: «Оп!».