Исследование механических характеристик двигателя постоянного тока последовательного возбуждения при питании от сети
Программа работы.
1.1. Подготовка к работе.
Пользуясь электромеханической характеристикой испытуемой машины, рассчитать и построить следующие характеристики двигателя:
1.1.1. Переходную характеристику.
1.1.2. Естественную механическую характеристику.
1.1.3. Искусственную механическую характеристику при заданном добавочном сопротивлении в цепи якоря RП.
1.1.4. Механическую характеристику динамического торможения с самовозбуждением с добавочным сопротивлением в цепи якоря RТ.
1.1.5. Искусственную механическую характеристику для сложной схемы включения при шунтировании якоря ИМ сопротивлением RШ = RТ и последовательном сопротивлении RП, имеющих те же значения, что и в п.п. 1.1.3 и 1.1.4.
1.2. Экспериментальные исследования.
1.2.1. Осуществить пуск двигателя.
1.2.2. Снять механические характеристики, перечисленные в п. 1.1.2 ¸ 1.1.5.
1.3. Составление отчёта.
Отчёт должен включать:
1.3.1. Принципиальную электрическую схему установки.
1.3.2. Паспортные данные машин.
1.3.3. Расчёты теоретических характеристик и таблицы с результатами экспериментальных исследований.
1.3.4. Графики теоретических и экспериментальных характеристик.
1.3.5. Анализ полученных результатов и выводы, которые должны включать оценку свойств двигателя по следующим показателям:
- вид механической характеристики в зависимости от схемы включения двигателя и ее параметров;
- жёсткости естественной и искусственных механических характеристик;
- обоснование причин расхождения теоретических и экспериментальных характеристик.
Расчет характеристик.
В электрических машинах с последовательным соединением обмоток якоря и возбуждения ток якоря IЯ является одновременно и током возбуждения IВ. Так как магнитный поток Ф нелинейно зависит от IВ, то уравнение механической характеристики (1.1) представляет собой сложную нелинейную зависимость w от M.
Механические характеристики рассчитывают при помощи кривой намагничивания, которая для двигателей последовательного возбуждения называется переходной характеристикой и определяется выражением:
CМФ = f (IB). (2.1)
Для двигателей последовательного возбуждения в паспортных данных приводится номинальная электромеханическая характеристика w = f (I), устанавливающая связь между скоростью и током. Используя ее, можно выполнить расчет переходной характеристики (рис. 2.1) по формуле:
, (2.2)
где Uн – номинальное напряжение питания двигателя, RД = RЯ + RПОВ. Расчёт следует вести, задаваясь рядом значений тока IВ=I в пределах, заданных электромеханической характеристикой. Результаты расчёта представляются в табличной форме (см. табл. 2.1).
C помощью переходной характеристики находят все механические характеристики двигателя (рис. 2.2), используя выражение для скорости и момента соответственно
w = E / СМФ , (2.3)
М = СМФ IЯ , (2.4)
где Е = UЯ - IЯRЯ – ЭДС вращения двигателя, UЯ – напряжение на якоре двигателя. Напряжение UЯ в общем случае не равно напряжению питания двигателя U и зависит от его схемы включения. Основанием для поиска UЯ является уравнение равновесия электрических напряжений в цепи двигателя (первый закон Кирхгофа).
Как следует из (2.3) и (2.4), механическая характеристика двигателя оказывается заданной в параметрической форме – и скорость, и момент в каждой точке вычисляются исходя из значения тока возбуждения IВ. При этом для расчета момента требуется еще и ток якоря IЯ. При отсутствии шунтирующих сопротивлений эти токи равны друг другу, но в сложных схемах включения двигателя это не так.
Результаты расчетов представить в виде таблиц 2.3 и 2.4.
Ниже приводятся паспортные данные двигателей.
Двигатель постоянного тока независимого возбуждения – ДП100LУХЛ4
Номинальная механическая мощность, кВт – 0.55
Номинальная скорость вращения, об/мин – 1000
Номинальное напряжение питания, В – 220
Номинальный ток, А – 3.7
Сопротивление якоря при 75 град. С, Ом – 12
Сопротивление последовательной обмотки возбуждения при 75 град. С, Ом – 4.8
Вентильный двигатель с возбуждением от постоянных магнитов – CFM71S
Номинальный момент, Нм - 5
Номинальный фазный ток, А - 2.2
Номинальное напряжение питания при соединении обмоток звездой, В - 380
Номинальная скорость вращения, об/мин – 2000
Расчёт естественной механической характеристики (кривая 1 на рис.2.2) сводится к определению момента М по (2.4) для принятых исходных значений IЯ и w, которые берутся из электромеханической характеристики.
Расчёт искусственной механической характеристики с добавочным сопротивлением в цепи якоря RП (кривая 2 на рис.2.2) связан с определением (см. табл. 2.1)
ЭДС вращения Е = UН - IЯR, где R = RД + RПОВ, для ряда значений IЯ и нахождением скоростей двигателя по формуле (2.3). Расчет момента двигателя по (2.4) в данном случае дает совпадающий с естественной характеристикой результат и повторно не производится. Это – следствие параметрического задания механической характеристики.
Расчёт механической характеристики динамического торможения с самовозбуждением (кривая 4 на рис.2.2) ведут путем вычисления скорости w согласно (2.3), учитывая, что U = 0, т.е. Е = - IЯR, где R = RД + RТ - полное сопротивление замкнутой цепи якоря двигателя. Токам задают те же значения, что и в предыдущих расчётах. Как и в предыдущем случае, расчет момента двигателя по (2.4) дает совпадающий с естественной характеристикой результат и повторно не производится.
Расчёт характеристик двигателя последовательного возбуждения в схеме с шунтированием якоря сопротивлением RШ и последовательным сопротивлением RП связан с вычислением ЭДС вращения Е. Процедура расчёта представлена в табл. 2.2. Задаваясь значениями тока возбуждения IВ, определяются падения напряжений в последовательном и параллельном контурах, рассчитывются токи в указанных контурах и в цепи якоря, а затем рассчитывают Е. Далее по (2.3) и (2.4) определяют соответственно w и М и строят механическую характеристику (кривая 3 на рис. 2.2). Отметим, что в этой схеме IВ ¹ IЯ. Ток возбуждения равен сумме токов якоря и шунтирующей цепи. Благодаря этому, ток возбуждения всегда больше нуля, даже при IЯ = 0. Следовательно, могут быть получены не только скорость идеального холостого хода, но и режим рекуперативного торможения (IЯ < 0). В двигателях последовательного возбуждения это возможно только для данной схемы включения.
Таблица 2.1. Расчёт механических характеристик двигателя последовательного возбуждения
Исходные данные | Переходная характеристика | Момент | Искусственная характеристика с RП | Динамическое торможение с RТ | ||||||
IВ = IЯ = I | w | IВRД | Е = UН - IВRД | СМФ | М = IЯ СМФ | IЯ R | Е = UН - IЯR | w = Е / СМФ | Е = - IЯR | w = Е / СМФ |
А | рад/с | В | В | В×с | Нм | В | В | рад/с | В | рад/с |
Таблица 2.2. Расчет механических характеристик двигателя последовательного возбуждения для схемы шунтирования якоря.
Исходные данные | Расчетные величины | |||||||||
IВ | СМФ | М | IВ (RПОВ + RП) | UШ = UН - IВ (RПОВ + RП) | IШ = UШ / RШ | IЯ = IВ - IШ | IЯRД | Е = UШ - IЯRД | w = Е / СМФ | М = СМФ IЯ |
А | В×с | Нм | В | В | А | А | В | В | рад/с | Нм |