Исторические детерминанты развития телевидения в России
Телевидение - это феномен ХХ века, объединивший в себе передовые достижения журналистики, науки, искусства, научно-технической мысли, экономики, это одно из самых сложных культурных явлений нашего времени, обладая наиболее мощным механизмом воздействия на общественное мнение среди других СМИ, оно формирует взгляды, стереотипы массовой аудитории. Телевидение способно охватить самые широкие слои населения. Эта способность телевидения объясняется особенностями его физической природы, определяющими специфику телевидения как средства создания и передачи сообщения: способность электромагнитных колебаний, несущих телевизионный сигнал, принимаемый телевизором, проникать в любую точку пространства (в зоне действия передатчика). Эту способность называют вездесущностью телевидения.
По словам Эзенштейна, « в неповторимый момент самого свершения его». Это качество телевидения обнаруживается только в процессе прямой «живой» передачи, когда изображение идет в эфир непосредственно с телевизионных камер, без предварительной фиксации, т.е. в настоящем времени. Вся телепрограмма разворачивается одновременно и параллельно с текущей жизнью телезрителя».
Социокультурная゚ роль телевидения゚ в゚ полной мере゚ обнаружила゚ себя゚ в゚ тот период, когда゚ телевизионная゚ аудитория゚ из точечной или экспериментальной превратилась достаточно быстро в゚ массовую, а゚ затем -
всеобщую. И как следствие゚ этого - падение゚ уровня゚ телевидения, потому что
телевизионные゚ компании все゚ чаще゚ вынуждены заполнять эфир сенсациями, лишь бы привлечь публику и рекламодателя. Иногда последнее является главным стимулом в погоне за «жареным». Тут хорошо бы вспомнить и профессиональную этику рекламиста и не бросаться на любые телепредложения, лишь бы подешевле и почаще в эфире. Ведь сенсационные゚ передачи редко бывают глубокими.*
Еще до того, как было изобретено радио и кино, в разных странах, в том числе и России, предпринимались попытки передать изображение на расстояние по проводам. Попытки эти не привели к реальным результатам, но идея была высказана. В 1880 г. П.И.Бахметьев предложил схему, для передачи на расстояние изображения. Профессор А.Г.Столетов в 1888-1889гг., изучив так называемый «внешний фотоэффект» - способность некоторых металлов под воздействием света испускать электроны, создал фотоэлемент. Достижение Столетова открыло принципиальную возможность непосредственного преобразования световой энергии в электрическую. А зарождение электронного телевидения произошло 1923г., В.К.Зворыгин изобретает иконоскоп.
30 апреля 1931 г. - начало эксперементального телевидения в СССР. После первых успешных опытов было принято решение начать регулярное вещание. Вскоре передачи изображения со звуком принимались радиолюбителями в Томске, Одессе, Ленинграде, Киеве. Журнал «Говорит
Москва» с гордостью сообщал, что в столице работают более трех десятков телевизоров - самодельных, собранных радиолюбителями. Москва вела передачи 12 раз в месяц по 60 минут.
В Ленинграде регулярное телевизионное вещание началось летом 1938 г.
Московский центр на Шаболовке 25 марта 1938 г. провел первую электронную передачу, показав кинофильм, а 4 апреля 1938 г. в эфир вышла первая студийная программа. Первые послевоенные годы (1945 - 1948) не принесли в телевизионное вещание ничего нового. Но жизнь настоятельно требовала новых форм и жанров вещания. Так в 1952-1953гг. были сделаны первые попытки ведения публицистического телерепортажа: передачи из
*Редакционная коллегия: Г. В. Кузнецов, В. Л.Цвик, А.Я. Юровский, учебник Телевизионная журналистика -М.:Высшая школа, 2002.
Центрального Дома работников искусства, с промышленных выставок. 22 марта 1951 г. Постановлением Совета Министров СССР была создана Центральная студия телевидения, впоследствии превратившаяся в Центральное телевидение СССР. Следует отметить, что в начале 1957 г. именно в предвидении VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов, правительство приняло решение о выведении радио и телевидения из системы Министерства культуры. Был создан Комитет по радиовещанию и телевидению при Совете Министров СССР (впервые слово «телевидение» оказалось в названии правительственного ведомства).
В дни фестиваля вещание велось по двум программам по 20 часов в сутки, из десятков точек. В конце 50-х годов телевидение стало все шире пользоваться репортажем, позволяющим наиболее полно использовать специфические качества языка телеэкрана, языка движущихся изображений, сочетаемых со звуком.
Местные студии, следуя примеру Центральной, также начали с конца 50-х годов развивать у себя службу информации.
В середине 60-годов ТВ действительно становится одним из основных источников информации населения о важных событиях политической, культурной и экономической жизни страны. Появились персональные программы. Автор-исполнитель выступает перед аудиторией как центр и основа программы.
«Телевизионные игры, представляющие собой одну из диалогизированных форм персонифицированного сообщения: «КВН», « А ну-ка девушки!», «Алло, мы ищем таланты» вызывали интерес более острый, чем спортивный репортаж и приключенческие фильмы. Возможность раскрытия на телеэкране личности, импровизационные действия можно было наблюдать в еженедельной субботней, популярной телепередаче «Голубой огонек».*
*Редакционная коллегия: Г. В. Кузнецов, В. Л.Цвик, А.Я. Юровский, учебник Телевизионная журналистика -М.:Высшая школа, 2002.
70-е годы привалирует господство видеозаписи, видеомонтажа, что позволяют осуществлять жесткую цензуру фильма, программ. Программы с приглашением в студию собеседников были опасны для руководства телевидения, возможность прорыва на экран незапланированной правды, «крамольных» мыслей. «Например, директор Ленинградского телевидения Б.М.Фирсов был снят с работы за то, что в прямой передаче, идущей на всю страну, писатель В.А.Солоухин выразил недовольство переименованиями старых волжских городов Самары и Нижнего Новгорода в Куйбышев и Горький. Чтобы уменьшить риск, уже в конце 60-х годов передача «Голубой
огонек», «КВН», «Пресс центр» и другие стали выходить в эфир в видеозаписи после тщательного монтажа, в процессе которого убирались даже намеки на какое-либо оригинальное суждение. С приходом нового председателя радиотелевизионного ведомства С.Г. Лапина, происходят серьезные изменения. С его именем связано, во-первых, укрепление престижа телевидения в государстве, во-вторых, небывалое ужесточение внутрителевизионных порядков.»*
И только в 1980 г., в преддверии олимпиады, вспомнили о возможностях прямого эфира. К олимпиаде телевидение получило много новой техники, было построено специальное здание олимпийского телецентра, сюда было переведено информационное вещание.
Появились компьютерная графика, новые виды связи. Основным содержанием неизменно оставалась пропаганда успехов социализма.
Гласность, закон о печати, отмена цензуры, раскрепостили журналистов, телевизионщиков, авторов информационных и развлекательных программ. В противовес сухой официозной программе «Время» появились ночные выпуски ТСН, в которой работали талантливые репортеры и прежде всего, здесь надо вспомнить Влада Листьева, которому принадлежит ряд креативных идей по изменению самой сущности ТВ. Резко
*Редакционная коллегия: Г. В. Кузнецов, В. Л.Цвик, А.Я. Юровский, учебник Телевизионная журналистика -М.:Высшая школа, 2002.
выросло количество прямых передач, не проходившие через редакторские
ножницы. «Лидерами оказались молодежные программы «12-й этаж» и «Взгляд».
В ленинградской программе «Общественное мнение» и столичной «Добрый вечер, Москва!» непременным компонентом стали камеры и микрофоны, установленные прямо на улицах и позволяющие любому прохожему высказаться. Но, к сожалению, вскоре закрывается ряд интересных программ - «12-й этаж», «Взгляд». Лидерство в журналистском и телевизионном поиске переходит от Москвы к Ленинграду, где появляются каналы «Пятое колесо» и неофициальные новости « 600 секунд».
«Все откровеннее становились противостояния между новыми демократическими тенденциями и телевизионным руководством. Членов Политбюро ЦК КПСС раздражал сам факт, что кому-то позволено подводить итоги их работы по руководству страной. Была закрыта еженедельная аналитическая программа «7 дней», просуществовавшая менее полугода. За
самостоятельные суждения был отлучен от эфира ведущий «Международной панорамы» Александр Бовин. На первомайской демонстрации 1990г., где впервые были разрешены не утвержденные начальством тексты транспарантов, среди прочих был и такой текст: «Прямой эфир прогрессивным журналистам Тихомирову, Сагалаеву, Кузнецову!»
(Последний был отстранен от эфира в программе « Добрый вечер, Москва!». Народ больше не безмолвствовал, телезрители требовали учитывать их мнение при формировании программ».*
В начале 1991 г. был окончательно запрещен «Взгляд». Но весной того же переломного 1991г. появилось серьезное альтернативное телевидение.
Профессиональное мастерство создателей телепередач, приобретает теперь решающее значение в борьбе за внимание зрителя.
*Редакционная коллегия: Г. В. Кузнецов, В. Л.Цвик, А.Я. Юровский, учебникТелевизионная журналистика -М.:Высшая школа, 2002.
С апреля 1992 г социологический центр «Останкино» начал еженедельно предоставлять общественности замеры реальной зрительской аудитории (пока только в Москве). Сколько семей смотрело передачи того или иного канала в каждый час, в каждый день недели? От этой цифры, от зрительского рейтинга стали зависеть формирование сетки вещания и сумма стоимости рекламного времени.