История развития латинских шрифтов
Латинский алфавит - итог длительного развития греческого письма, приведший к появлению письма римского. Латины (жители Рима и его окрестностей, отсюда и название - латинский) заимствовали этрусский алфавит, сложившийся на основе греческого, о чем говорят названия некоторых букв и их графика. Сформировался латинский алфавит в I в. до н.э., затем в течение многих веков происходила эволюция его графического решения (основа формы оставалась, менялись способы начертания). Объяснялось это поиском более простых и рациональных форм букв для легкости и быстроты их начертания и чтения. Приведем основные вехи такого письма:
• капитальное квадратное письмо (I в.): пропорции большинства букв таковы, что они вместе с засечками (serif - поперечные элементы на концах штрихов буквы) вписываются в квадрат (рис. 4); буквы размещаются свободно, разрывов между словами нет, строки располагаются на расстоянии одного корпуса;
• капитальное рустическое письмо: буквы вытянуты в пропорции 5:3; вертикальные линии очень тонкие, горизонтальные штрихи жирные; письмо сплошное, слова в некоторых случаях разделяются точками (рис. 5);
Рис. 4. Римское капитальное квадратное письмо |
Рис.5. Римское капитальное рустическое письмо письмо Рис. 4.5. Римское капитальное рустическое |
•
• унциальное письмо: в колонке по ширине писалось, как правило, 12 букв (строка); буква составляла 1/12 часть - унцию (uncia) строки.
Унциальное письмо отличается округлостью форм и заметными выносными линиями; пропорции букв близки к квадрату; письмо сплошное (рис. 6);
• письмо раннего средневековья:
- каролингский минускул (VIII в.) - самое рациональное и совершенное из всех типов латинского средневекового письма (рис. 7);
Рис. 8. Примеры готического письмо |
Рис. 9. Гуманистическое письмо (антиква) |
Рис.6. Римский унциал |
Рис. 7. Каролингский минускул |
- готическое письмо (XII-XV вв.): его появление совпало с развитием готического стиля. Изменились форма некоторых знаков, пропорции букв, контраст штрихов; сократилось расстояние между строками, отчего картина письма стала очень темной, чтение и написание затруднилось (рис. 8);
- гуманистическое письмо (антиква): гуманисты полностью возродили каролингский минускул, применив эстетические мерки Ренессанса. Ошибочно полагая, что это письмо античных времен, они назвали его антиквой (рис. 9). Старинная антиква (ренессанс-антиква) возникла в эпоху Возрождения; переходная антиква совпадает по времени со стилем барокко; новая, пли классицистическая, антиква получила распространение в эпоху классицизма;
• египетский, или брусковый шрифт (рис. 10): появился в Англии в начале XIX в., создан в рекламных целях. Отличительной особенностью является наличие засечек прямоугольной формы, совпадающих по толщине с вертикальными элементами букв;
• рубленый шрифт (рис. 11): структура букв такая же, как у антиквы, но совершенно отсутствуют засечки. Среди них выделяются гротески -неконтрастные гарнитуры.
Рис.10. Египетские шрифты |
Рис. 11. Пример рубленого шрифта |