История рекламы, её связь с графическим дизайном
Реклама существовала при любом строе, в любом обществе, государстве и будет существовать всегда. В Советском союзе, например, рекламные плакаты "РОДИНА-МАТЬ ЗОВЕТ!" и "Ты записался добровольцем?" призывали на защиту отечества. Примеров рекламы можно привести великое множество. В некоторых случаях реклама играла запугивающую роль (инквизиция, массовые казни и проч.).
Исторически все великие дизайнеры занимались рекламой; термины «графический дизайн» и «реклама» были синонимами. Многие дизайнеры работали в рекламных агентствах, и найти различия в этих дисциплинах было практически невозможно.
Разграничение этих дисциплин, по крайней мере, в названиях, наметилось около 30-40 лет назад. Возможно, помогла «великая идея», начало интеллектуального подхода к готовой продукции. «Великая идея», охватившая и рекламу, и дизайн журналов, появилась в 1950-х гг. и обрела максимальную популярность в 1960-е годы. Активная и напористая рекламная кампания строилась на каламбурах и шутках, что было поистине революционным шагом для того времени. Идея включения текстовой информации принадлежит рекламе, а не графическому дизайну. Конечно, графический дизайн входит в него как способ конструирования рекламы.
У российской рекламы довольно интересная история. Наши бизнес-дедушки рекламных «академиев» не кончали, а руководствовались в рекламе своим крепким купеческим здравым смыслом. Иногда получалось неплохо.
Советские времена с их призывами «Храните деньги в сберегательных кассах» (а где ж ещё!) и «Летайте самолетами Аэрофлота» (а какими ж ещё!) историю российской рекламы не обогатили. Как не обогатила её и дилетантская контора «Внешторгреклама», где автор сих строк в 1966 году начал осваивать азы англоязычного копирайтинга. Обогащать эту историю придётся уже нам.
В начале XX века плакаты распространяются по всей стране, проникают в самые отдаленные места. Развеска в людных местах обеспечивает массового зрителя, а визуальный характер информации и художественная форма неизменно привлекают внимание.
Торгово-промышленная реклама опиралась на опыт своих предшественников и современных родственных видов рекламы и графики. Она училась у текстовой вывески приемами броского выделения текста и прежде всего, — названия фирмы; у живописной вывески — яркости и завлекательности в изображении предметов; у витрин — умению компоновки товаров, мастерству их демонстрации; у торговых каталогов и прейскурантов — вниманию к деталям. ные издания — открытки, вкладные карточки, этикетки, упаковки — плакат нередко воспроизводил, увеличивал, выносил на всеобщее обозрение, популяризировал в городской среде.
Торговые знаки, марки и даже персонажи, повторяясь в разных формах и вариантах, повсюду подстерегали зрителя, возможного покупателя, запоминаясь, укрепляясь в сознании как обязательный элемент современной жизни, современного быта.
Торгово-промышленный плакат не был навязчивым и назойливым. В общении плаката со зрителем преобладали спокойные интонации.
У графического дизайна много функций. Благодаря знакам, логотипам и т.д., мы легко запоминаем и различаем одну компанию, организацию и даже целую отрасль от другой. Нельзя забывать и об информативной функции, - многие дизайнерские решения призваны донести потребителю ответы на самые различные вопросы. Также эмоциональное воздействие. Дизайн вызывает у нас определенные ассоциации, чувства, формируя определенное мнение.
Графический дизайн - и по своим целям, и по сферам применения - вовсе не легкомысленное излишество, призвано сделать красивее окружающие нас предметы. Это неотъемлемая часть нашего современного мира. Графический дизайн включает в себя большой диапазон понятий в которые входят такие виды деятельности человечества как реклама, вся рекламная продукция как то: буклеты, постеры, рекламные проспекты, вывески, оформление книг, 3д графика, компьютерная графика все это входит в понятие графический дизайн.
Реклама и дизайн практически не отделимы одно от другого. Хорошая реклама не может существовать без дизайна и наоборот. Хороший дизайн - это можно считать рекламой в чистом виде.
Что именно отличает графический дизайн от рекламы? «Единственное различие, пожалуй, заключается в том, что дизайнеры и консультанты обращаются, как правило, к деловой публике, а рекламные агенты - к покупателю. Дизайнеры говорят тихо, а рекламные агенты обычно кричат» - говорил известный английский дизайнер Дэвид Стюарт.
Писатель Стивен Хеллер указывает на то, что дизайн и реклама тесно переплетены и взаимосвязаны - и не только потому, что рекламные продукты создают преимущественно графические дизайнеры. Известные швейцарские дизайнеры 1950-х гг. использовали слова «графический дизайн» и «реклама» в одних и тех же контекстах практически как синонимы. Эти дизайнеры успешно создавали рекламу, используя многие свои новаторские техники.
Ричард Холлис считает же, что дизайн следует соотносить с формой, а рекламу - с содержанием, трактуя ее как своего рода специализированную отрасль дизайна: «Если реклама - это идея (информация), то дизайн - форма».
Грубо говоря, реклама - это продвижение продукта или марки на потребительском рынке и только. Тогда как дизайн - это организация (конструирование) и оформление самих продуктов и марок.
Безусловно, реклама и дизайн являются дисциплинами одного порядка, хотя каждая дисциплина, безусловно, имеет свою собственную индивидуальность, свои характерные особенности и свои функции.