История развития рекламы, 19 век.

В 19 веке реклама стала компонентом городской среды в крупных населенных пунктах. Причины: дешевизна плакатов, появление зеркального стекла, появление витрин.

Первый универмаг — США, универмаг Вулварта.

Последняя треть 19 века — расцвет культуры упаковки, который связан с ростом продаж фасованных товаров.

Начало формирования культуры брендов — фирменных марок, с охраняемой законом символикой. Зарегестрированы названия «целлофан», «линолеум», «аспирин».

Возникновения слогана — яркой запоминающейся фразы, служащей рекламным девизом. Первый — 80-е гг., Англия.

Появление каталога, 1872 г.

Возникновение новой социальной технологии — маркетинг. Тогда же родился многоуровневый маркетинг. Торговлей по каталогам занимался Сирс.

1895 г. - братья Люмьер создали первый киноаппарат и показали первый в мире фильм «Прибытие поезда». 1898 г. - первый рекламный ролик, мыло «Санлайт».

80-ее гг. 19 в. начало практики не отдельных рекламных акций, а долговременных, долгосрочных рекламных кампаний. Первой считается английская рекламная кампания грушевого мыла. На рубеже веков — реклама Кока-Кола.

Появление социальной рекламы. Первые связаны с гражданской войной в США. 1906 г. - настоящая кампания социальной рекламы в защиту Ниагарского водопада.

Началось саморегулирование рекламного сообщества. В США возникло сразу 4 общественные организации рекламистов: повышение этических, профессиональных стандартов, нарушителей этой конвенции исключали из рекламного сообщества. В Англии 1890 г. - ассоциация плакатистов, комитет по борьбе с непристойностью в рекламе.

Начинают впервые выходить учебники, книги и научные исследовани по рекламе. 1846 г., Англия — книга «В помощь рекламисту», 1874 г. - первая фундаментальная история рекламы. США, 80-е гг. - книга Ч. Бейтса «Хорошая реклама», 1888 г. - начинает выходить первый периодический журнал для рекламистов «Типографская краска». Россия, 1898 г. книга «Реклама, ее история и значение».

19 век — реклама становится значимым общественным феноменом, неотъемлемым компонентом культуры и жизни развитых стран.

XX век

Релама 20 века.

В 20 веке реклама становится социальным институтом.

Социальный институт — устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, механизмов, структур, упорядочивающих очень важную для социума сторону жизни.

Институт рекламы упорядочивает процесс формирования у человека и общества идеальной модели потребления материальных и нематериальных благ. Реклама формирует потребительский идеал.

Превращение рекламы из социального явления в социальный институт связано с процессом массовизации общества (период Первой мировой войны). Возникновение парадокса — люди живут рядом, но не вместе; человек атомизировался.

Масса — это сообщество социально распыленное. Но социальная система не может быть долго дезинтегрирована, поэтому появились массовые коммуникации, склеивающие общество в единую систему. Они транслируют на распределенных людей одни и те же представления, нормы, артефакты, мнения, установки. Одним из важнйших потоков МК стала реклама, с помощью которой доводится информация о предпочтительных моделях потребительского поведения. Реклама стандартизирует потребление, повышает однородность общества и склеивает людей социальным клеем.

Причины:

Стереотипизация сознания.

Социализация — усвоение норм и правил, общественно одобряемых способов, моделей поведения.

В 20 в., особенно после Второй мировой войны, потребеление стало системообразующей деятельностью людей, сформировалось общество потребления. Потребление стало для человека главным источником удовольствия.

Этапы:

Конец 19-начало 20 вв. - национальные кампании. Мыло Ivory, печенье Uneeda, реклама блинной муки Aunt Jemima (образ создан в 1898 г., затем осовременен). Реклама становится важным явлением коммерции и культуры.

До 40-х годов 20 в. - эпоха копирайтинга.

40-50-е гг. - эпоха манипулятивной рекламы; мотив: престиж, успех, комфорт. Манипуляция — это такое обращение к аудитории, когда она не рефлексирует истинную цель субъекта коммуникации. Основная покупательница — женщина среднего класса, «г-жа Миддл Маджорити». На эти годы приходится расцвет психоанализа в рекламе.

50-60-е гг. - образная реклама - установление связи товара с художественно-сконструированным образом (кот Моррис, тигр Тони, ковбой Мальборо)

60-80-е гг. - позиционирование товара. Ниша в сознании, ассоциируемая с товаром.

СОВЕТСКАЯ РЕКЛАМА

История советской рекламы. 1917-1991 г.г.

Вспомним, как определяли рекламу в одном из основных источников знания и справки в то время – в Большой Советской энциклопедии.

«Реклама — это средство одурачивания покупателей и навязывания им часто бесполезных товаров сомнительного качества».

Иначе определяет рекламу ведущий политический деятель СССР, Анастас Микоян:

«Задача советской рекламы в том, чтобы дать людям точную информацию о товарах, находящихся в продаже, помочь им сформулировать новые требования, привить новые вкусы и запросы, стимулировать продажи новых видов товаров и объяснить способы их использования потребителю».

1917 г.

Издан декрет «О введении государственной монополии на объявления».

Декрет вводит монополию на «печатание за плату объявлений в периодических изданиях печати, а также сдача объявлений в киоски, конторы и т.п. учреждения». Имущество всех рекламных агентств в соответствии с данным распоряжением конфисковывалось.

1918 г.

Принимается еще один декрет — «Об организации управления почтово-телеграфным делом Советской республики».

В нем предусматривалась организация во всех почтово-телеграфных конторах страны приема объявлений от всех лиц и учреждений для помещения в советских печатных изданиях. Однако начавшаяся гражданская война и политика военного коммунизма так и оставили решения этого декрета на бумаге.

1918-1922 г.г.

Рекламы как таковой в СССР не существует. Исключение составляет политическая реклама.

Основной предпосылкой ее бурного развития стал появившийся выбор у бывших подданных Российской империи. Различные политические силы предлагали согражданам совершенно противоположные сценарии будущего страны. Естественно, что целью политической рекламы в комплексе с агитацией и пропагандой было привлечение населения на свою сторону. Именно к этому периоду относится знаменитый плакат «Ты записался добровольцем?» Моор (Орлов) Д. С. 1920, «Даешь» Дейнека А. А. 1929.

Реанимация рекламы в прессе

В ноябре 1921 года в центральной газете «Известия» публикуется сообщение о начале приема объявлений. А уже в 1923 году поступления рекламы в газету составили более двух третей доходов от ее издания.

Создание рекламных контор

В 1922 году при газете «Экономическая жизнь» была создана государственная контора объявлений «Двигатель». Это агентство призвано было координировать всю рекламу промышленных товаров для сельских жителей.

Появляются другие рекламные конторы:

«Рекламтранс» (при Наркоме путей сообщения),

коммерческое агентство «Связь» (при Наркоме почт и телеграфов, почтовая реклама);

«Викреклама» (изготовление и размещение рекламных плакатов в регионах);

«Промреклама» (при ВСНХ, размещение рекламы промпредприятий);

«Мосторгреклама» (при Бюро по торговой рекламе, реклама на индивидуальных потребителей).

И по тем временам советские рекламные агентства имели немалый размах. Например, «Мосторгреклама» изготавливала различные рекламоносители и использовала для их размещения 1 000 трамвайных вагонов, 30 000 столбов, арендовала вестибюли и фойе 6 театров и 40 гостиниц. «Мосторгреклама» оказывала также консультационные услуги государственным и кооперативным предприятиям.

- в большинстве случаев рекламируются категории товаров;

- слоганы не отличаются разнообразием;

- часто используются императивы: покупайте, пейте, пользуйтесь, курите, летайте и др.;

- часто употребляют слово «лучший»;

- на общем фоне выделяются работы В.В. Маяковского (слоганы) и А.М.Родченко (графика и фото): "Лучших сосок не было и нет", "Книги по всем отраслям знания" ЛЕНГИЗ (только Родченко), «Самый деловой, аккуратный самый (Реклама ГУМа)», «Трехгорное пиво выгонит вон ханжу и самогон».

«Где достать?» или «что достать?»

Стоит также отметить, что советская реклама зачастую развивалась в условиях, когда актуальнее было бы сообщать с плакатов «где достать?», а не «что достать?».

Реклама проста и незамысловата. Она скорее напоминает агитационный призыв, используя в слоганах императивы: «Покупайте лотереи ОСОАВИАХИМА», «Пейте «Советское шампанское»!», «Летайте самолетами «Аэрофлота»!», «Храните деньги в сберегательных кассах и т.п.

«15 миллионов человек покупают мыло Букет моей бабушки» 1926

Помните "Необыкновенный концерт" с куклами, где был номер "Букет моей бабушки"?

«Лучшее туалетное мыло Рекорд» Главпарфюмер. Фейгуш Н., 1938

1935 г.

Наркомат внутренней торговли СССР издает постановление «Об использовании методов рекламы для расширения товарооборотов».

В соответствии с этим решением создана контора «Торгреклама». Ее целями стали рекламное обслуживание производства рекламного инвентаря и его сбыт. Возникает несколько филиалов этой всесоюзной конторы.

«Весь Союз ССР пишет перьями Союз»1929

«А. Гаммер. Diamond. Карандаши. Перья» Неизвестный художник, 1927

Отношение к рекламе

Отношение к рекламе того периода характеризуется серьезным скепсисом. Рекламу игнорировали и хозяйственные руководители и население. Обязательным в специальной литературе того времени было противопоставление рекламы социалистической и капиталистической с обязательной критикой последней.

Личный переводчик Сталина В. М. Бережков вспоминает рекламу того периода в своих мемуарах:

«Уже стемнело, площадь освещали яркие фонари, горела пестрая реклама на крыше Политехнического музея: «Всем попробовать пора бы, как вкусны и нежны крабы», «А я ем повидло и джем», «Нужен вам гостинец в дом? Покупай донской залом». Это все идея Микояна, курировавшего также и внутреннюю торговлю. Он приглашал знаменитых поэтов придумывать броскую рекламу, наподобие Маяковского: «Нигде кроме как в Моссельпроме» .

1960-е – экономический подъем в СССР. Возросло индивидуальное потребление населения, увеличился спрос на качественные товары.

Возникают специализированные организации: Внешторгреклама (1964), Союзторгреклама (1965), Главкоопторгреклама (при Центросоюзе), рекламные организации «Аэрофлота», Министерства культуры и др.

«Пельмени сибирские, мясные» Гущин В. Н., 1952

«Сосиски» Мичурин А., 1952

Для координации рекламной деятельности в масштабах страны учреждается Межведомственный совет по рекламе при Минторге СССР. Скорее всего, именно это агентство упоминает Дэвид Огилви, говоря о советской рекламе:

«…помимо кампаний, направленных на благие цели, например на борьбу с алкоголизмом, в Советском Союзе практически не существовало рекламы, хотя иностранным компаниям было разрешено рекламировать свои промышленные товары. Существовало даже государственное агентство, сотрудники которого отличались вежливостью, всегда были готовы помочь».

«Ребятам обязательно чистить зубы тщательно» Яновский Д. В., 1953

Реклама на хранение денег в сберегательной кассе.

Реклама отдыха на курортах.

Была реклама папирос и алкоголических напитков

Была реклама товаров на экспорт и интуризма в СССР.

И реклама советских автомобилей на экспорт.

Первый рекламный ролик

Одним из первых рекламных роликов считается «Поющая кукуруза» или «Кукурузная оперетта». Для продвижения хрущевской любимицы создали такой текст:

«Если хочешь быть здоровым, Жить до сотни лет, Обращайся с добрым словом, к ресторанам и столовым, получай обед. Подождите, посидите, не спешите..

- Вы откуда?

- Мы с Кубани, Мы росли в Азейбарджане, в южной теплой стороне. На казахской целине.

- Ясно, что же вы хотите?

- Мы хотим попасть в меню!

- Нет уж, братцы, извините, я вас вовсе не гоню! Но меню не изменю! И салаты, и супы из маисовой крупы, а из сахарного сорта каши пудинги и торты, и закуска, и гарнир, словом, пир на весь мир! Что за блюда – просто чудо! Каждый день готовить буду. И скажу вам без утайки, эти блюда без труда у любой домохозяйки получаются всегда – хоть куда!»

1970-е — начинается издание журналов о рекламе.

Первым в 1971 г. выходит журнал «Реклама», позже — «Коммерческий вестник», «Панорама», «Новые товары» и др.

В 70-х-начале 80-х годов в СССР выпускается свыше 70 специализированных рекламных изданий. В основном, это приложения к областным и вечерним городским газетам.

Рекламировались новые товары.

«Витамин С» Андреади А. П., 1950

«Свежи, как летом, плоды и ягоды»1938

«Электрополотер» Иенсен О., Трухачев В. В., 1954

«Электропылесос» Иенсен О., Трухачев В. В., 1954

«Маргарин» Миниович Э., 1952

По телевизору показывали рекламные ролики

Реклама помады.

Виктор Ильичев в рекламе.

Евгений Тиличеев в рекламе плавленного сыра. Интересно, что рекламируется не только сыр ( при дефиците твердого сыра), но и показаны кулинарные шедевры с с ним.

М. Боярский в рекламе мебельного магазина.

-Если оставить только первые 50 секунд от рекламы с участием Боярского и запустить их задом наперед - то получится реклама Ипотеки: счастливые люди сидят в хорошо обставленной квартире, но по мере выплаты кредита продают мебель и в итоге остаются в пустой квартире, отдав все ,что у них только было нажито...

Nedis1984.

- Помню, родители рассказывали- как они ждали эти рекламные ролики. Они ведь шли в определенное время. Какие славные времена.

1985 г. – Перестройка.

1988 г. - Закон «О кооперации». Легализация частнопредпринимательской деятельности.

В новых условиях свои коммерческие коммуникации вынуждены были формировать уже не только кооператоры, но и государственные предприятия. Главными средствами рекламы стали телевидение и пресса (газеты общеполитической направленности, журналы; возникшие многочисленные коммерческие издания).

На телевидении выходят рекламные ролики. В советской рекламе появляются копирайтеры, дизайнеры, клипмейкеры и фотомодели. Активизируется выставочная деятельность, PR-кампании, внедряется спонсорство.

Назревает необходимость идентификации торговых марок, формирования фирменного стиля.

7 марта 1991 г. Верховным Советом страны принят Закон СССР «О товарных знаках».

8 декабря 1991 г. – советская реклама прекращает свое существование.

Да, реклама, была подконтрольна государственным институтам. Да, она в большинстве своем была примитивна (кстати, далеко ли сейчас наша реклама ушла от этой оценки?) Да, она была развита гораздо слабее, чем на западе. И основная причина такого положения – отсутствие конкуренции и частной собственности.

Наши рекомендации