Семантика в промышленной графике
Слово "семантика" в переводе с греческого — обозначающий. В основе семантики лежит психологическое воздействие геометрической формы предмета на человека, когда форма представляет собой единое целое и когда единая форм предмета образована путем сочетания, соединения двух и более элементов.
Сочетания бывают трех видов:
- пассивные соединения, когда связь осуществляется посредством до
полнительного элемента. Например, в гантели два шара соединяются путем третьего элемента - ручки;
- активные соединений, когда два сочетаемых элемента связаны друг с другом непосредственно и один элемент своей формой продолжает другой. Например, коробка и ее крышка;
- агрессивные соединения Агрессивное видимое проникновение одного элемента в форму другого, когда один элемент как бы врезается в другой. Например, как топор в полено.
Кроме сочетаний различают:
- семантику переносной формы. Например, такую форму имеет штемпель или шахматная фигура;
- семантику тянущейся формы, когда, например, предмет данной фор
мы хочется перетянуть из одного места стола в другое - он имеет форму салазок;
- семантику вращающейся формы, например, цилиндр или винт самолета;
- семантику динамической формы;
- семантику обтекаемой формы, например, форма падающей капли или шара. Причем форма капли является динамичной а форма шара — статичной, однако малоустойчивой.
Противоположностью обтекаемой формы предмета является угловатая форма, которая в зависимости от остроты углов может быть пассивной или агрессивной.
Все эти соединения и формы оказывают свое определенное воздействие на человека, которое дизайнер доджей учитывать в работе.
Динамические формы — наружный вид внешнее очертание предметов или изображений выражающий видоизменение, развитие, движение, рост. На рисунке приведены примеры из живой природы; в наружных формах отчетливо видна динамичность:
а) различное расположение листьев на стеблях - листья растут на стебле по спиральной линии;
б) диск подсолнечника — ячейки для семян образуют две группы пересекающихся кривых — спиралей логарифмических;
в) раковины, формы которых иллюстрируют ритмичное возрастание.
На рисунке 109 приведены примеры схем рисунков, выполненных циркулем из центров, расположенных в разных местах. При работе с циркулем следует обратить внимание на то, что при расположении центров на одной прямой иногда целесообразно располагать их один от другого на расстояниях, увеличивающихся в геометрической прогрессии, выбирая для конкретного случая подходящий знаменатель прогрессии.
Вопросы для самоконтроля
1. Что такое графический дизайн и его место в современном мире
2. Категории в промышленной графике и рекламе
3. Как развивалась промышленная графика и реклама?
4. В чем основные отличия графического дизайна и рекламы?
5. Что такое семантика?
Рекомендуемая литература.
1. Девид Дебнер. Школа графического дизайна. М.: РИПОЛ классик, 2009.
2. Квентин Ньюарк. Что такое графический дизайн. М.:Астрель,
3. Романычева Э.Т., Яцюк О.Г. Дизайн и реклама. Справочное и практическое руководство. Серия для «дизайнеров». М.: ДМК, 2010.
4. Устин В.Б. Композиция в дизайне. Методические основы в творчестве: уч. пособие. – 2-е изд., уточн. и доп. /В.Б.Устин. – М.: АСТ: Астрель, 2009.