Участие в лицензировании видов деятельности в области промышленной безопасности и декларировании промышленной безопасности

Деятельность, связанная с проектированием потенциально опасных объектов промышленности и транспорта, их строительством (реконструкцией), вводом и выводом из эксплуатации, эксплуатацией на данной территории, осуществляется только на основе лицензии, выданной федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным в области промышленной безопасности, или его территориальным органом в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на осуществление определенного вида (видов) деятельности на данной территории в течение установленного срока при соблюдении им заранее оговоренных требовании условий

Порядок лицензирования видов деятельности в области промышленной безопасности, а также перечень органов, уполномоченных на ведение лицензионной деятельности, устанавливаются Федеральным законом Российской Федерации «О лицензировании отдельных видов деятельности», специальным нормативным актом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

При выполнении своих функций территориальные органы, уполномоченные на ведение лицензионной деятельности, взаимодействуют с территориальными органами, осуществляющими надзор и контроль в обтаете защиты населения и территорий.

При выдаче территориальными органами, уполномоченными на ведение лицензионной деятельности, лицензии на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности необходимо наличие у заявителя помимо документов, определяемых законами и другими правовыми актами Российской Федерации, следующих документов: заключения экспертизы промышленной безопасности;

Договоре страхования риска ответственности;

Декларация промышленной безопасности объекта;

Декларация промышленной безопасности объекта должна содержать всестороннюю оценку риска аварии на нем и связанной с ней угорозы для производственного персонала, населения и территорий, анализ достаточности принятых мер по предупреждению аварий, по обеспечению готовности объекта функционировать в соответствии с требованиями безопасности, а также готовности к локализации, ликвидации и смягчению последствий аварий, в случае ее возникновения.

Перечень сведений, содержащихся в декларации безопасности промышленного объекта, и порядок ее разработки определены совместным приказом МЧС России и Гостехнадзора России от 4 апреля 1996 г. № 222/59 "О порядке разработки декларации безопасности промышленного объекта Российской Федерации".

Постоянно действующие территориальные органы управления Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в соответствии со статьей 14 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» разрабатывают с учетом специфики территории собственные дополнительные требования к форме и содержанию декларации безопасности, утверждают их специальным нормативным правовым актом органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Планирование и осуществление комплекса превентивных мероприятий по снижению риска и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций

Планирование превентивных мероприятий осуществляется в рамках «Планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций», разрабатываемых территориальными органами управления Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций соответствующего уровня.

Целью планирования превентивных мероприятий по снижению риска и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций является разработка и обеспечение выполнения в заданные сроки комплекса взаимосвязанных организационных, экономических, санитарно-гигиенических, санитарно-эпидемиологических и специальных мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций, которые дадут наибольший эффект при выделении на их реализацию заданного объема ресурсов.

Под эффектом, достигаемым в результате реализации планируемых мероприятий, понимается:

снижение вероятности возникновения источников чрезвычайных си­туаций;

уменьшение величины экономического, экологического и социального ущербов в случае возникновения источников чрезвычайных ситуаций.

Территориальные органы исполнительной власти организуют разработку и реализацию комплексов превентивных мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций в составе перспективных и годовых планов социально-экономического развития или в рамках территориальных целевых программ по предупреждению чрезвычайных ситуаций с отражением в них мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и территориях, подверженные воздействию опасных при­родных явлений.

Важным направлением деятельности территориальных органов исполнительной власти является участие в реализации федеральных целевых научно-технических программ.

Обоснование мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций для включения в планы должно осуществляться на основе результатов исследований, работы государственных надзорных, контрольных и экспертных органов.

Требуемый объем мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуации определяется уровнем приемлемого риска чрезвычайные ситуаций на территории субъекта Российской Федерации.

При этом рекомендуется определять индивидуальный и социальный риск.

Под индивидуальным риском понимается вероятность или частота возникновения в определенный период времени поражающих воздействий определенного вида (смертельный исход, нетрудоспособность, серьезные травмы без потери трудоспособности, травмы средней тяжести и незначительные повреждения) для индивидуума в определенной точке пространства (где может находиться индивидуум), возникающих при реализации определенных опасностей.

Под социальным риском понимается вероятность нежелательных событий или частота их возникновения, определяемая поражением определенного числа людей, подвергшихся поражающим воздействием при реализации определенных опасностей.

Приемлемые значения индивидуального и социального рисков для каждого субъекта Российской Федерации определяется двумя факторами, состоянием безопасности населения и территории субъекта Российской Федерации, т.е. величинами индивидуального и социально рисков на рассматриваемый момент времени, и экономическими возможностями субъекта Российской Федерации по их снижению до приемлемого уровня.

Информационной базой выбора и обоснование мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций является результат оценки состояния безопасности населения и территорий (Паспорт безопасности административно-территориальных единиц, ГОСТ Р 22.2.03-97).

Основными этапами планирования мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций являются:

а) выявление учреждений и организаций, которые могут быть задействованы при планировании и организации работ по предупреждению чрезвычайных ситуаций. К ним, как правило, относятся органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, объектовые комиссии по чрезвычайным ситуациям потенциально опасных объектов;

б) оценка состояния безопасности населения к территорий и заполнение Паспорта безопасности административно-территориальных единиц;

в) оценка риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

г) выявление наиболее опасных источников чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

д) выбор и технико-экономическое обоснование организационных и инженерно-технических мероприятий по предотвращению (снижению риска) возникновения источников техногенных чрезвычайных ситуаций. К мероприятиям этой группы, как правило, относятся мероприятия по совершенствованию основных фондов и производственных процессов в интересах обеспечения безаварийности производства и локализации зон воздействия поражающих факторов;

е) выбор и технико-экономическое обоснование мероприятий по смягчению последствий воздействия источников чрезвычайных ситуаций на население, объекты экономики и окружающую природную среду. К таким мероприятиям, в первую очередь, относятся мероприятия по:

защите населения и его первоочередному жизнеобеспечению;

рациональному размещению производительных сил и населенных пунктов на территории;

инженерной защите территории и населенных мест от поражающего воздействия возможных источников чрезвычайных ситуаций;

локализации зон воздействия поражающих факторов источников чрезвычайных ситуаций на территории;

подготовке объектов экономики и систем жизнеобеспечения населения к работе в условиях чрезвычайных ситуаций; подготовке к проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ;

созданию фонда страховой документации;

подготовке системы управления, сил и средств территориальных и функциональных подсистем Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций к ликвидации последствии аварий, катастроф и стихийных бедствий;

информированию населения о возможных чрезвычайных ситуациях и подготовке его к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций;

ж) разработка целевых программ. При этом может осуществляться долгосрочное целевое программное планирование комплексов мероприятий, текущее (среднесрочное) планирование и реализация мероприятий по отдельным этапам целевых комплексных программ; оперативное (краткосрочное) планирование и реализация мероприятий при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций.

Разработанные проекты планов согласовываются с заинтересованными органами и организациями и утверждаются соответствующими руководителями органов исполнительной власти, руководителями объектов.

В целях реализации утвержденные планы направляются исполнителям.

Ответственность за реализацию мероприятий плана возлагается на исполнителей Контроль за реализацией плана осуществляется органами исполнительной власти территории через территориальные органы управления Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Типовой порядок организации планирования мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций приведен в приложении 4 к настоящим Методическим рекомендациям, перечень документов, используемых при организации планирования - в приложении 6, пункт 3 к настоящим Методическим рекомендациям

Наши рекомендации