ТЕМА 1. 1. Место графического дизайна и реклама в современном мире.
1. Место графического дизайна и реклама в современном мире.
2. История графического дизайна и рекламы.
3. Семантика в промышленной графике
Издавна одним из приемов передачи людьми своих мыслей, суждений была графика. К тому же, из всей информации об окружаемом мире получаемой человеком с помощью органов восприятия, 80% он получает через органы зрения. А графика, столь актуальная на сей момент, окружает нас постоянно, она несет в себе немалое количество информации, легко читаема и запоминаема. Графика рассматривается как язык визуальной культуры и грамотности человека, как язык проектирования (дизайна), как язык техники и технологии, как самое простое и естественное для человека средство осмысления и познания окружающего его мира и как язык профессионального (технического и художественно-технического) и непрофессионального общения между людьми.
Графический дизайн - самый универсальный вид искусства. С произведением графики - объясняющим, украшающими, представляющим -мы сталкиваемся всю свою жизнь.
Графика присутствует буквально везде - дома, СМИ, на улицах, в книгах. Мы встречаем его повсеместно, это дорожные знаки, рекламные объявления, иллюстрации в журналах, упаковки, логотипы фирм. Улицы пестрят указателями, вывесками, лозунгами и объявлениями.
У графического дизайна много функций. Благодаря знакам, логотипам и т.д., мы легко запоминаем и различаем одну компанию, организацию и даже целую отрасль от другой. Нельзя забывать и об информативной функции, - многие дизайнерские решения призваны донести потребителю ответы на самые различные вопросы. Также эмоциональное воздействие. Дизайн вызывает у нас определенные ассоциации, чувства, формируя определенное мнение.
Графический дизайн - и по своим целям, и по сферам применения - вовсе не легкомысленное излишество, призвано сделать красивее окружающие нас предметы. Это неотъемлемая часть нашего современного мира. Графический дизайн включает в себя большой диапазон понятий в которые входят такие виды деятельности человечества как реклама, вся рекламная продукция как то: буклеты, постеры, рекламные проспекты, вывески, оформление книг, 3д графика, компьютерная графика все это входит в понятие графический дизайн.
Реклама и дизайн практически не отделимы одно от другого. Хорошая реклама не может существовать без дизайна и наоборот. Хороший дизайн - это можно считать рекламой в чистом виде.
Что именно отличает графический дизайн от рекламы? «Единственное различие, пожалуй, заключается в том, что дизайнеры и консультанты обращаются, как правило, к деловой публике, а рекламные агенты - к покупателю. Дизайнеры говорят тихо, а рекламные агенты обычно кричат» - говорил известный английский дизайнер Дэвид Стюарт.
Писатель Стивен Хеллер указывает на то, что дизайн и реклама тесно переплетены и взаимосвязаны - и не только потому, что рекламные продукты создают преимущественно графические дизайнеры. Известные швейцарские дизайнеры 1950-х гг. использовали слова «графический дизайн» и «реклама» в одних и тех же контекстах практически как синонимы. Эти дизайнеры успешно создавали рекламу, используя многие свои новаторские техники.
Ричард Холлис считает же, что дизайн следует соотносить с формой, а рекламу - с содержанием, трактуя ее как своего рода специализированную отрасль дизайна: «Если реклама - это идея (информация), то дизайн - форма».
Грубо говоря, реклама - это продвижение продукта или марки на потребительском рынке и только. Тогда как дизайн - это организация (конструирование) и оформление самих продуктов и марок.
Безусловно, реклама и дизайн являются дисциплинами одного порядка, хотя каждая дисциплина, безусловно, имеет свою собственную индивидуальность, свои характерные особенности и свои функции.
«Графический дизайн- это процесс создания или выбора знаков и их расположение на поверхности с целью передачи некой идеи». Ричард Холлинс.
Графический дизайн несет в себе две основы: раскрытие смысла, создание оригинального продукта.
Основные продукты графического дизайна:
• корпоративный стиль компании и его основной элемент — логотип;
• буклеты, брошюры, календари и другая рекламная полиграфическая продукция;
• упаковки, этикетки, обложки;
• сувенирная продукция;
• интернет-сайты;
• книжные макеты и иллюстрации.
Общепринятое использование графического дизайна включает в себя журналы, реклама, упаковка и веб-дизайн. Например, упаковка товара может включать в себя логотип или другое изображение, организованный текст и чистые элементы дизайна, такие как формы и цвет, способствующие единому восприятию картинки. Композиция - одно из важнейших свойств графического дизайна, в особенности при использовании предварительных материалов или иных элементов.
Графический дизайн можно классифицировать по категориям решаемых задач.
• Типографика, каллиграфия, шрифты, в том числе дизайн газет, журналов и книг;
• Фирменный стиль, в том числе фирменные знаки, логотипы, брендбуки;
• Визуальные коммуникации, в том числе системы ориентации;
• Плакатная продукция;
• Визуальные решения для упаковок продукции;
• Задачи веб-дизайна;
• Визуальный стиль телевизионных передач и других продуктов СМИ.
Рекламная продукция обычно представляет собой плакаты, кино- и телевизионные ролики, газетные и журнальные объявления. Дизайнерские работы создаются в форме небольших постеров, кино- и телевизионных вводных заставок, редакторского оформления книг, газет и журналов, разъяснительных инструкций к товарам на продажу. Некоторые продукты не попадают в перечисленные категории, но они составляют лишь малую долю от всей продукции рекламы и дизайна.
Рекламную продукцию в чистом виде никто не покупает и не хранит. Дизайн в общих словах можно охарактеризовать как «язык» материала - покупаемого, осязаемого и востребованного. Дизайн - это готовая продукция. Реклама в газетах и журналах включается в структуру графического дизайна. Она заимствует бумагу и печатные техники, используемые в дизайне. Основополагающими же факторами собственно дизайна являются выбор и обработка материала.
Любая реклама должна быстро воздействовать на зрителя. Доля секунды, одна-две секунды, максимум - полминуты. Разрывая зрительный ряд, рекламная вставка должна быть максимально лаконичной, но предельно информативной. Дизайн иначе соотносится со временем. Такие дизайнерские продукты, как логотипы, тоже должны воздействовать на сознание. Но они рассчитаны на многократное, до нескольких тысяч раз, восприятие зрителем. Их используют не в рамках одной акции, а десятилетиями. На усвоение и запоминание большинства других видов дизайнерской продукции - книг, инструкций, упаковок -требуется время. Через какое-то время их необходимо обновлять, чтобы они не «приедались».
Реклама предназначена для получения прибыли. Дизайн - для информации. Лишь некоторые области дизайна ориентированы на извлечение выгоды от упаковок, плакатов и т. п. Большая часть дизайнерских разработок связана с разнообразной информацией, что обусловлено многообразием объектов, которые им приходится оформлять.