Тезисы к VIII съезду психологов России. Голос - логос жизни.
Голос - это видовой информационно-поведенческий орган развития живой природы, включая и человека, это - логос (чертеж, план, путь, стратегия) саморазвития человека. Природа, связав важнейшую функцию жизнедеятельности, - дыхание с голосом, по сути, демонстрирует значении голоса. В самом деле, голос является не только и не столько индивидуальной, но видовой функцией. Голос выступает, прежде всего, в виде сигнальной функции вида. По природной сущности голос является информационным звуковоспроизводящим, полифункциональным органом, регулирующим все системы организма. По механизму воздействия голос является волновым вибрационным процессом. При рождении каждый человек является обладателем уникального голоса. В дальнейшем, безграничные возможности своего голоса нами используются в самой ничтожной степени. Одной из главных причин неэффективного использования голоса как важнейшего регуляторного органа, является механистическое понимание природы голоса человека и вследствие этого не эффективные методы развития голоса.
История проблемы. Исторически сложилось так, что с середины 19 века и по настоящее время теория и практика проблемы голоса является прерогативой вокалистов и обслуживающих их физиологов и фониатров. До сих пор в ходу утверждение самого известного в мире вокального педагога Мануэль Гарсия-сына, автора миоэластической теории фонации о том, что источником звука являются голосовые связки, которые издают звук под воздействием воздушной волны. Вторым важнейшим постулатом школы Гарсия его последователей является требование глубокого диафрагмального дыхания. Эти два незыблемых положения являются, на наш взгляд, главной причиной упадка певческого искусства, а также тормозом в понимании истинной природы голоса. В вопросе о певческом дыхании, надо думать, великий вокальный педагог сознательно ввел в заблуждение вокалистов всего мира.
В первом издании своей книги «Полная школа пения» в 1847 году он пишет о малом дыхании являющимся самым главным секретом «бельканто», но в 1856 году во втором и последующих изданиях видимо решил «исправить ошибку» и пропагандирует необходимость глубокого диафрагмального дыхания». Анализ певческих достижений учеников школы Гарсиа не оставляет сомнения в том, что все они использовали малое дыхание. В частности Ф.И.Шаляпин унаследовал этот тип дыхания от своего единственного вокального учителя Д.Усатова, являвшегося учеником знаменитого итальянского певца и педагога Эверарди, который в свою очередь был учеником М.Гарсиа-младшего. Сам же М.Гарсиа-младший унаследовал вокальную методику от своего отца -самого выдающегося тенора своего времени. Считают, что изменение взглядов Гарсиа на глубину дыхания произошло под впечатлением успехов французского тенора Ж.Дюпре, впервые опробовавшего глубокое диафрагмальное дыхание. Однако, известно, что Дюпре скоро потерял голос и из 90 лет последние 47 лет своей жизни не пел. Наиболее известные последователи Дюпре - Таманью и Карузо прожили соответственно 40 и 46 лет. Приверженцы малого дыхания долго поют и долго живут (Марк Рейзен, Иван Козловский, Елена Образцова и др.). Сам Гарсиа прожил 103 года. В 50-80 годы 20 столетия В.П.Бутейко и его последователи экспериментально и практикой лечения многих заболеваний обосновали системообразующее значение малого дыхания для здоровья человека. Порочность глубокого дыхания для пения экспериментально обоснована в 1932 году отечественным физиологом Л.Д.Работновым.
Эти заблуждения вызваны, прежде всего, рассмотрением голоса, как механической звуковоспроизводящей системы, а также игнорированием важнейших законов различия в функционировании гладкой (непроизвольной) и поперечно-полосатой (произвольной) мышечных систем. В первом случае забывается, что голос, как любая исполнительная система имеет свое центральное, мозговое представительство. Упор теоретиков и практиков делается на периферических звеньях функционирования голоса. В основе этого заблуждения неверное понимание информационно-энергетических соотношений в функционировании голоса.
В результате перекоса в сторону энергетики произошло усеченное понимание значения голоса, в следствии чего не произошло понимание роли голоса, как важнейшего системообразующего органа. Второе заблуждение связано с непониманием эволюционно-физиологических закономерностей различий гладкой и поперечнополосатой мышечных систем. Дыхание управляется мозговым центром, исполнителем являются тончайшие структуры гладких мышц входящие в бронхиальную систему.
Именно там и зарождается звук. Впервые на это обратил внимание русский ученый Илья Грузинов в своих уникальных опытах над только что погибшими воинами на Бородино в 1812 году. Он доказал, что человеческий голос порождается колебанием мембранозной части трахеи, а не голосовыми связками. Этот фундаментальный факт игнорируется во многом потому, что он полностью меняет представление о природе голоса. Подтверждением того, что произвольная мышечная система не имеет отношения к генерации звука, является мощный голос (до 110 дБ) новорожденного человека. В момент рождения произвольная система по определению не функционирует. Сюда же можно отнести необычайной силы звук у людей с обычным голосом в моменты сильнейших стрессов: в эти моменты произвольная система не успевает среагировать. Убийственными фактами для связочной теории голосообразования является наличие голоса у прооперированных больных при отсутствии не только голосовых связок, но и гортани в целом, также потеря голоса при трахеите и бронхитах.
Исходя их вышесказанного, в 1994 г. нами была выдвинута нейробронхиальная гипотеза образования голоса: человеческий голос порождается воздухом находящимся в бронхиальной системе с помощью мембранозной части трахеи, которая приводится в колебательное состояние гладкой мышечной тканью, регулируемой вегетативной нервной системой, в свою очередь, управляемой центральной нервной системой. Возникший в бронхиальной системе звук в голосовой щели модулируется (преображается) с помощью голосовых связок. Отсутствие внешних воздействий на воздушную волну со стороны произвольной мышечной системы позволяет голосу проявить свою истинную природу (голос новорожденного, взрослого человека в моменты сильнейшего стресса, голоса самых выдающихся певцов).
Главным выводом гипотезы является новое представление о голосе, как важнейшей регуляторной системы всех функций жизнеобеспечения человека. Это свойство голоса обеспечивается путем смены физической модели громкости звука, возникающей в раннем детстве и резко ухудшающей голос, на психическую, интонационную модель (иначе - наполнение звука смыслом). Гипотеза объясняет многие ранее непонятные факты и феномены, среди которых и ответ на вопрос о природе феномена Шаляпина.
Практические результаты. На основе новой, выдвинутой в 1994 году гипотезы развития голоса была создана общедоступная, не имеющая аналогов эффективная методика настройки голоса (восстановление природной постановки голоса), сутью которой является увеличение информационной, сигнальной составляющей голоса и отказ от механических способов воздействия на голос, прежде всего отказ от традиционного, искусственного глубокого диафрагмального дыхания. Для практического внедрения методики был создан в рамках ООО «Багеон» международный психоакустический Шаляпинский центр «Багратид». Обучение проводилось индивидуальное, в группах от 3 до 12 человек за 2-10 занятий (максимум 155 занятий за 1,5 года с любителем пения) длительностью от 1 до 3 часов в Положительные изменения в голосе, наблюдались и в коротких интенсивных выездных тренингах по 2-5 дней с объемом 10-20 часов (Москва, Киев). В целом обучилось более 400 человек в возрасте от 5 до 68 лет. Это дошкольники, школьники, студенты, политические и общественные деятели, пенсионеры, преподаватели, научные сотрудники, менеджеры, спортсмены, специалисты-логопеды.
Сравнительные магнитофонные записи, компьютерные обработки голоса, отзывы прошедших обучение показывают, что в результате обучения в короткие сроки происходит воссоздание его природного звучания, улучшаются все параметры голоса (тембр, выносливость, громкость, диапазон, интонационная пластичность, дикция), а также открываются безграничные возможности регулирования голосом самых разнообразных функций жизнедеятельности организма. Улучшаются способности к саморегуляции, нормализуется сон, выявлен высокий антидепрессивный эффект, увеличивается устойчивость к инфекционным заболеваниям; ускоряются процессы регенерации тканей; открываются новые способности (хореографические, декламационные, певческие); улучшается слух в целом, а также речевой, музыкальный и интонационный слух; резко улучшаются коммуникативные способности, самочувствие; появляется стремление к саморазвитию. С августа 2001 года началось заочное обучение через интернет и к настоящему времени обучается более 2700 человек. О результатах докладывалось на различных научных форумах, включая международные. В августе 2002 года вышла книга автора методики «Азбука владения голосом для болельщика». О результатах деятельности центра сообщалось в средствах массовой коммуникации (газеты, в передачах на радио и телевидении ОРТ, РТР, ТНТ, СПБ, СТС). На схожих позициях стоит вокальный педагог и физик по первому образованию из Донецка П.В.Тютюник. Юные ученики его вокальной школы «Бельканто» имеют явное превосходство в сравнении со своими сверстниками, что подтверждено результатами многих международных вокальных конкурсов.
Выводы. Проблема голоса, междисциплинарная по своей сути, психологическая проблема, должна стать самостоятельной научной дисциплиной. Только психологические междисциплинарные исследования позволят по настоящему выявить безграничные возможности нашего голоса и использовать их в повседневной жизни каждому человеку; иначе реализовать функцию голоса, как логоса жизни.