Третий секрет настройки голоса: (интонация управляет голосом)
Итак, мы знаем первые два секрета голоса, этого своеобразного духового инструмента: эта труба, которую надо подкачивать малыми порциями воздуха. Теперь надо научится играть на этой трубе, т.е. ею управлять. Сколько пришлось слышать певцов и певиц с громоподобными от природы голосами, но слушать их невозможно: одни ревут, как быки, другие визжат, будто их режут и при этом ни одного слова не разберешь. Ясно, что эти горе-певцы и певицы не знают, что такое управлять своим голосом. Это то же самое, что ездить на автомобиле. У кого-то прекрасный мерседес, но правил управления им он не знает и поэтому ездить на нем не умеет. У Вас старенький, допотопный «Запорожец», но Вы знаете, как им управлять и он вам служит верой и правдой. А теперь понятно к чему я клоню. Что Вы скажете о голосе Леонида Утесова, Марка Бернеса, Булата Окуджавы и многих других эстрадных артистах и бардах. Они сами про себя говорили, что голоса у них нет, и поют они душой. Душа голоса -это интонация, информационный, регуляторный фактор психики. Наши глаза, уши, вкус, обоняние и другие органы чувств являются источниками информации, а руки, ноги, т.е. органы движения являются регуляторами входящей информации. Голос тоже относится к регуляторным органом, но иным по природе. Он непосредственно связан с психикой, минуя мышечных посредников. Это ярко выражено в животном мире, особенно у птиц, а также у новорожденных детей, у которых этот механизм начинает разрушаться с трехлетнего возраста, о чем мы сейчас поговорим. Дело в том, что уже в раннем детстве в нашей психике формируется физическая модель громкости звука. Когда ребенок рождается, то произвольная поперечно-полосатая мускулатура еще не действует, и поэтому звук новорожденного, не испытывающий препятствий, такой громкий. Подрастая, ребенок начинает постигать окружающий мир и в том числе усваивает прямую связь между соприкосновением физических тел и громкостью, ими порождаемой. Сильнее ударил в ладошки-звук громче, тоже самое, если ударить по мячу и т.п. Эта проекция с физических явлений переносится в мир психики, в данном случае идет перенос на артикуляционные системы во время усиления звука при речи (крике) и пении. Иначе, природная модель (мы будем ее называть - психоакустической моделью) формирования голоса заменяется на физическую (для лучшего понимания сути явления будем называть ее -простой акустической моделью). Природа звучания живых организмов, включая и человека, является совсем иной. Как мы доказываем и теоретически, и практикой по новой системе довольно большого числа наших последователей, произвольная мускулатура, активно включаемая в процесс звукообразования (глубокое дыхание, работа диафрагмы и реберных мышц, активная артикуляция) ухудшает все параметры нашего голоса. И, наоборот, снятие напряжения с этих систем позволяет нашему голосу обрести такие свойства, о которых мы никогда не подозревали.
Вспоминаю Григория Абрамович Бялого, профессора филологического факультета не обладавшего сильным голосом. Я ходил, как и сотни других студентов и далеко не студентов вольнослушателем на его лекции по русской литературе, начиная с 1975 года. Эти лекции, более походили на театр одного актера, когда одной интонацией, жестом рисуется характер литературного героя. Эти лекции для меня были прямым воплощением принципов системы Шаляпина. Но ярче всего на сцене роль интонации, как едущего, управляющего фактора голоса продемонстрировал Шаляпин.
В своей книге «Маска и душа» Шаляпин на собственном практическом примере по сути дела раскрывает природу интонации. Шаляпин акцентирует внимание читателя на самом главном механизме творческого процесса. С научно-психологических позиций речь идет о соотношении центральных и периферических механизмах деятельности. Традиционная методика развития голоса делает акцент на периферических механизмах (звук как таковой), что выражается в исполнении разнообразных вокальных упражнений (гаммы, арпеджио, вокализы). Шаляпин же, напротив, свою систему (именно систему, а не по наитию, как многие до сих пор считают) строит на центральных механизмах (не звук, а смысл звука). Применительно к развитию голоса и музыки в целом - это и есть интонация (об интонации в музыке много сказано в трудах академика Б.В.Асафьева).