Взаимодействие и интеграция искусств в полихудожественном развитии школьников.
Межпредметные связи на уроках ИЗО осуществляются с следующими предметами: история, литература, география, иностранный язык. Подобные уроки по форме бывают интегрированные и комбинированные.
Интеграция содержания (в обучении) – процесс установления связей между структурными компонентами содержания в рамках определенной системы образования с целью формирования целостного представления о мире, ориентированной на развитие и саморазвитие личности ребенка.
Различают три уровня интеграции содержания учебного материала (см. таблицу):
· внутрипредметная – интеграция понятий, знаний, умений и т.п. внутри отдельных дисциплин;
· межпредметная – синтез фактов, понятий, принципов и т.д. двух и более дисциплин;
· транспредметная– синтез компонентов основного и дополнительного содержания образования.
Степень интеграции | Технология интеграции содержания и особенности построения учебного процесса | |
Внутрипредметная интеграция | Средняя Высокая | Вертикальное интегрирование: спиральная структура на основе принципа концентричности, содержание постепенно обогащается новыми сведениями, связями и зависимостями. Особенности: исходная проблема не теряется из поля зрения учащихся, расширяется и углубляется круг связанных с ней знаний; соотношения элементов все больше усложняются, познания углубляются. Горизонтальное интегрирование: содержание построено путем укрупнения темы, объединяющей группу родственных понятий (УДЕ). Особенность: постигается информация перехода от одного элемента к другому, доступная лишь в пределах крупной единицы усвоения. |
Межпредметная интеграция | Слабая Средняя Высокая | Межпредметные связи Горизонтальное интегрирование: линейная структура; за содержательную единицу обучения берется тема, которая может быть связана с темами других учебных дисциплин. Особенности: материал других предметов включается эпизодически; сохраняются самостоятельность каждого предмета, цели, задачи, программа; в целом сохраняется программа урока; тема может быть рассмотрена и только на программном учебном материале, и с введением дополнительного материала. Вертикальное интегрирование: объединение нескольких школьных предметов с целью организации диалога на заданную тему, конкретное содержание, образ, эмоциональное состояние, нравственный и эстетический смысл – она как ключевая фраза, лейтмотив проходит через несколько уроков в течение недели. Особенности: выделяется различное количество времени (от пяти минут и более); на уроке может осуществляться иной подход к разбору произведения, новое образное сравнение, ассоциации и т.п. Интегрированный урок и интегрированный блок Горизонтальное интегрирование Особенности: предметом анализа выступают многоплановые объекты, информация о сущности которых содержится в различных учебных дисциплинах; сохраняется самостоятельность каждого предмета (цели, задачи, программа); в процесс познания включаются все анализаторы (зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, тактильно-двигательные), что обеспечивает прочность образования условных связей. Интегрированный курс Горизонтальное интегрирование: объединение нескольких учебных предметов вокруг определенной стержневой темы или главных понятий. Особенности: предметом анализа опять выступают многоплановые объекты, информация о сущности которых содержится в различных учебных дисциплинах, но самостоятельность каждого предмета разрушается, создается одна программа, направленная на целостность педагогической системы; исходная проблема не теряется из поля зрения учащихся, круг связанных с ней знаний расширяется и углубляется; происходит все большее усложнение соотношений элементов, углубление познания; сближение блоков во времени может привести к иной форме организации учебного процесса: учебный день, учебная неделя. |
Транспредметная интеграция | Высокая | Горизонтальное интегрирование: объединение в единое целое содержания образовательных областей начального обучения, организованное по второму уровню интеграции, с содержанием дополнительного образования. Особенности: предметом анализа выступают многоплановые объекты, информация о сущности которых содержится в различных учебных основных и дополнительных дисциплинах; в процесс познания включаются все анализаторы (зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, тактильно-двигательные), что обеспечивает прочность образования условных связей в познании ребенком окружающей действительности. |
Примером первого уровня является систематизирование знаний внутри определенной дисциплины. Интеграция этого уровня – внутрипредметная–направлена на «спресование» материала в крупные блоки. Познание ценности при такой организации может осуществляться или от частного (детали) к общему, или от общего к частному. Особенность данной формы: ученики расширяют и углубляют круг знаний. Внутрипредметная интеграция может быть представлена вертикальным и горизонтальным интегрированием.
Синтез второго уровня – межпредметная интеграция – проявляется в использовании законов, теорий, методов одной учебной дисциплины при изучении другой. Познавательный результат: формирование целостной картины мира в сознании учащихся. Межпредметная интеграция существенно обогащает внутрипредметную. В начальной школе межпредметные связи могут устанавливаться по составу научных знаний (фактические, понятийные конкретные).
Например, на уроке окружающего мира дети знакомятся с понятием «лиственные», «хвойные» деревья. На уроках изобразительного искусства это понятие закрепляется в рисовании веток лиственного и хвойного деревьев, на уроках труда – в лепке, при этом понятие не просто дублируется, а ассоциативно закрепляется. Такое использование межпредметных связей можно назвать горизонтальным тематизмом.
Вертикальная тема на уроке занимает от пяти минут и более, ее реализация различна: иной подход к разбору произведения, новое образное сравнение и ассоциации, новые упражнения или творческие задания, краткая беседа по содержанию вертикальной темы, небольшое замечание, акцент по ходу объяснения, проблемный диалог, объяснение. Последовательность тем определяется календарем, временами года, праздниками (народными, православными, гражданскими). В результате ученики получают некую целостную картину мира в аспекте содержания вертикальной темы.