Дифференциация, взаимодействие и интеграция современных наук и их методов

Развитие современной науки характеризуется также диалектическим взаимодействием двух противоположных процессов - дифференциацией[264] (выделением новых научных дисциплин) и интеграцией[265] (синтезом знания, объединением ряда наук - чаще всего в дисциплины, находящиеся на их «стыке»). На одних этапах развития науки преобладает дифференциация (особенно в период возникновения науки в целом и отдельных наук), на других - их интеграция, что особенно характерно для современной науки.

Термин «дифференциация» получил широкое распространение впервые в науке благодаря Спенсеру, который рассматривал эти понятия как основные моменты всеобщей эволюции материи от простого к сложному на биологических, психологических и социальных уровнях.

При этом Спенсер считал, что дифференциация проявляется, особенно в обществе, как разделение труда. Дюркгейм рассматривал дифференциацию в результате так же разделения труда как закон природы и связывал ее функции с ростом плотности населения интенсивности межличностных и межгрупповых контактов. В отличие от Спенсера и Дюркгейм, М. Вебер видел в процессе дифференциации следствие рационализации ценностей, норм и отношений между людьми.

Своеобразие в этом вопросе и точка зрения Парсонса, считающего дифференциацию как наличное состояние социальной структуры и как процесс, ведущий к возникновению в человеческом сообществе различных видов деятельности, ролей и групп, специализирующихся в выполнении отдельных функций, необходимых для самосохранения социальной системы. Данные мыслители меньше всего говорили о классовой дифференциации в социальных отношениях.

А что касается процесса дифференциации, отпочкования наук, превращения отдельных «зачатков» научных знаний в самостоятельные (частные) науки и внутринаучное «разветвление» последних в научные дисциплины начался уже на рубеже XVI и XVII вв. В этот период единое ранее знание (философия) раздваивается на два главных «ствола» - собственно философиюи науку как целостную систему знания, духовное образование и социальный институт. В свою очередь философия начинает расчленяться на ряд философских наук (онтологию, гносеологию, этику, диалектику и т.п.), наука как целое разделяется на отдельные частные науки (а внутри них - на научные дисциплины), среди которых лидером становится классическая (ньютоновская) механика, тесно связанная с математикой с момента своего возникновения.

Рассматривая объективный процесс дифференциации наук на ниве человеческого познания важно иметь в виду, что современная философия в разряде наук и их дифференциации сохраняет за собой место теоретико-методологического основания всего знания:

1) философия как теория, высшая форма научного познания, как сложившееся и доказанное учение в отличие от гипотезы;

2) философия как методология, система всеобщих методов и принципов познания, научного исследования.

Для аспирантов, начинающих путь в научном исследовании, очень важно понимание того, что философия выступает в единстве теории и методологии своих базовых и дочерних наук: философия история, философия естествознания, социальная философия, философская антропология, с одной стороны, логика, этика, эстетика, аксиология, с другой стороны, философия науки, техники, культуры, политическая философия, философия медицины, образования и т. д., с третьей.

Поэтому активность и результативность в научной деятельности в последующем будет зависеть во многом как от интеллектуального потенциала в своей отрасли, так и от устойчивости философско-идеологических взглядов, нравственных качеств, эстетического вкуса, активности личности.

В последующий период, особенно в XX в., процесс дифференциации наук продолжал усиливаться. Он вызывался как потребностями общественного производства, так и внутренними потребностями развития научного знания. Следствием этого процесса явилось возникновение и бурное развитие пограничных, «стыковых» наук.

Как только биологи, например, углубились в изучение живого настолько, что поняли огромное значение химических процессов и превращений в клетках, тканях, организмах, началось усиленное изучение этих процессов, накопление результатов, что привело к возникновению новой науки - биохимии. Точно так же необходимость изучения физических процессов в живом организме привела к взаимодействию биологии и физики и возникновению пограничной науки - биофизики. Аналогичным путем возникли физическая химия, химическая физика, геохимия и т.д. Возникают и такие научные дисциплины, которые находятся на стыке трех наук, как, например, биогеохимия. Основоположник биогеохимии В. И. Вернадский считал ее сложной научной дисциплиной, поскольку она тесно и целиком связана с одной определенной земной оболочкой - биосферой и с ее биологическими процессами в их химическом (атомном) выявлении. «Область ведения» биогеохимии определяется как геологическими проявлениями жизни, так и биохимическими процессами внутри организмов, живого населения планеты.

Таким образом, дифференциация наук является закономерным следствием быстрого увеличения и усложнения знаний. Она неизбежно ведет к специализации и разделению научного труда. Последние имеют как позитивные стороны (возможность углубленного изучения явлений, повышение производительности труда ученых), так и отрицательные (особенно «потеря связи целого», сужение кругозора - иногда до «профессионального кретинизма»). Касаясь этой стороны проблемы, А. Эйнштейн отмечал, что в ходе развития науки «деятельность отдельных исследователей неизбежно стягивается ко все более ограниченному участку всеобщего знания. Эта специализация приводит к тому, что единое общее понимание всей науки, без чего истинная глубина исследовательского духа уменьшается, все с большим трудом поспевает за развитием науки...; она угрожает отнять у исследователя широкую перспективу, принижая его до уровня ремесленника»[266].

Одновременно с процессом дифференциации происходит и процесс интеграции - объединения, взаимопроникновения, синтеза наук и научных дисциплин, объединение их (и их методов) в единое целое, стирание граней между ними. Это особенно характерно для современной науки, когда бурно развиваются такие синтетические, общенаучные области научного знания как кибернетика, синергетика, строятся такие интегративные картины мира, как естественнонаучная, общенаучная, философская(философия тоже выполняет интегративную функцию в научном познании).

Тенденцию «смыкания наук», ставшей закономерностью современного этапа их развития и проявлением парадигмы целостности, четко уловил в свое время В. И. Вернадский. Новым явлением научной мысли XX в. он считал, что «впервые сливаются в единое целое до сих пор шедшие в малой зависимости друг от друга, а иногда вполне независимо, течения духовного творчества человека. Перелом научного понимания Космоса совпадает, таким образом, с одновременно идущим глубочайшим изменением наук о человеке. С одной стороны, эти науки смыкаются с науками о природе, с другой - их объект совершенно меняется»[267]. Интеграция наук убедительно доказывает единство и целостность природы, которая объективно существует.

Следовательно, развитие современной науки в наступившем XX веке представляет диалектический процесс, в котором дифференциация сопровождается интеграцией, когда невиданными масштабами происходит взаимопроникновение и объединение в единое целое самых различных направлений научного познания мира, взаимодействие разнообразных методов и идей, концепций, а может быть и точек зрений в последующем.

В современной науке получает все большее распространение объединение наук для разрешения крупных, глобальных задач и проблем мирового развития, выдвигаемых практическими потребностями глобализирующегося человечества[268]. В особенности сложная проблема исследования Космоса, потребовавшая объединения мировых усилий ученых самых различных специальностей; решение актуальной экологической проблемы; борьба с международным терроризмом, как с Востока, так и с Запада; стихийные бедствия и все возрастающие огромные жертвы и материальные потери и разрушения требуют со всей объективной необходимостью интеграции международных сил в рамках ООН, а все это, в свою очередь, со всей необходимостью убеждает человечество, что невозможно без тесного взаимодействия естественных, технических и гуманитарных наук, без синтеза вырабатываемых ими идей и методов успешно продвигаться вперед, к новым высотам познания единого и целостного мира.

Дифференциация и интеграция наук, рассмотренные выше подводят современного исследователя к другому важному выводу, что в процессе развития науки происходит тесное взаимодействие естественных, социально-гуманитарных и технических наук, усиливается «онаучивание» практики и возрастание активной роли науки во всех сферах жизнедеятельности людей, повышение ее социального значения, сближение научных и вненаучных форм знания, упрочение аксиологической (ценностной) суверенизации науки.

Как уже подчеркивали, разделение науки на отдельные области обусловлено различием природы вещей, закономерностей. Различные науки и научные дисциплины развиваются не независимо, а в связи друг с другом, взаимодействуя по разным направлениям. «Ход мыслей, развитый в одной ветви науки, часто может быть применен к описанию явлений, с виду совершенно отличных. В этом процессе первоначальные понятия часто видоизменяются, чтобы продвинуть понимание как явлений, из которых они произошли, так и тех, к которым они вновь применены»[269]. С этой точки зрения, взаимодействие[270] предполагает в первую очередь определенную совокупность восприятия действительности как единого и целого, откуда извлекаются знания.

Еще на «заре» возникновения науки механика была тесно связана с математикой, которая впоследствии стала активно вторгаться и в другие, в том числе и гуманитарные - науки. Успешное развитие геологии и биологии невозможно без опоры на знания, полученные в физике, химии.

Все это показывает насколько был прав Маркс, который писал: «Взаимодействие – вот первое, что выступает перед нами, когда мы рассматриваем движущуюся материю»[271]. И когда мы рассматриваем в плоскости взаимодействия соотношение современных наук, важно понять истоки данного соотношения.

Во-первых, взаимодействие наук в процессе познания, прежде всего, обусловлено структурой самих наук (естественных, социально-гуманитарных и технических).

Во-вторых, взаимодействие выступает как интегрирующий фактор, посредством которого происходит объединение частей в определенной целостности (например, естественные науки внутри, между собой, или взаимодействие между политологией и социологией в рамках социально-гуманитарного познания и т. д.).

В-третьих, взаимодействие наук и их методов в развитии познавательного процесса, что особенно характерно в XX-XXI вв., носит объективный и универсальныйхарактер. Мало того, в силу универсальности взаимодействия, осуществляется взаимная связь всех структурных уровней бытия, а, следовательно, и форм общественного сознания, в том числе всех видов и форм наук, которое со всей отчетливостью показывает и доказывает материальное единство мира.

В-четвертых, взаимодействие определяет причинно-следственные отношения, когда каждая из взаимодействующих в познавательном процессе наук выступает как причина другой и как следствие одновременного обратного влияния противоположной стороны (в соответствии с важнейшим законом диалектики – законом единства и борьбы противоположностей).

В-пятых, примерами диалектического взаимодействия может служить любая конкретная система (например, живые организмы преломляют воздействие внешней среды через свое тело, но самым ярким примером самодвижущейся системы взаимодействующих явлений может служить социум в его развитии, основанном на социальных закономерностях, отражаемых в социально-гуманитарных науках).

Рассматриваемую закономерность развития науки очень образно выразил нобелевский лауреат, один из создателей синергетики И. Пригожий: «Рост науки не имеет ничего общего с равномерным развертыванием научных дисциплин, каждая из которых в свою очередь подразделяется на все большее число водонепроницаемых отсеков. Наоборот, конвергенция различных проблем и точек зрения способствует разгерметизации образовавшихся отсеков и закутков и эффективному «перемешиванию» научной культуры»[272].

Каковы конкретные пути взаимодействия современных наук? Первый из важных путей взаимодействия наук - взаимообмен методами и приемами исследования, применение методов одних наук в других. Особенно плодотворным оказалось применение методов физики и химии к изучению в биологии живого вещества, сущность и специфика которого одними только этими методами не была «уловлена». Для этого нужны были свои собственные - биологические методы и приемы их исследования.

Однако следует иметь в виду, что взаимодействие наук и их методов в современных интегративных процессах затрудняется неравномерностью развития различных научных областей и дисциплин. В этом смысле методологический плюрализм - характерная особенность современной науки, благодаря которой создаются необходимые условия для более полного и глубокого раскрытия сущности, законов качественно различных явлений реальной действительности, насыщенной противоположностями, что является самым глубоким источником, основой дифференциации науки, с другой стороны.

В широком плане взаимодействие наук происходит посредством изучения общих свойств различных видов и форм движения материи. Учитывая, что взаимодействие наук имеет важное значение для производства, техники и технологии, сегодня все чаще становятся объектами применения не одной науки, а комплекса многих (а не отдельных) наук.

Именно поэтому наиболее быстрого роста важных открытий следует ожидать взаимопроникновения наук и взаимного обогащения их методами и приемами исследования. Этот процесс объединения усилий различных наук для решения важных практических задач получает все большее развитие, определяя магистральный путь формирования «единой науки будущего».

Особенно ярко этот процесс характеризует диалектика развития социально-гуманитарных и технических наук, потому что категория взаимодействия является наиболее существенным методологическим принципом не только природных, а социальных явлений.

Наши рекомендации