Виды деятельности на уроках ИЗО в различных концепциях обучения. Сравнительный анализ.
К видам деятельности на уроках ИЗО относят то, что делает ребенок (рисует, конструирует, лепит ). Различие в видах деятельности можно проследить сравнивая различные программы обучения.
Возьмем 4 программы Неменского, Кузина, Юсова и Шпикаловой.
Кузин «Школа рисунка - графическая грамота»: учит профессионалов. Это академическая школа. Она учит школьников графической грамоте (основа рисунка реалистического, навыки рисования с натуры, по памяти, по представлению, декоративное рисование, беседа.).
Виды деятельности: беседа, рисование с натуры, рисование по представлению и воображению, рисование на темы, ДПИ. Деятельность направлена на объекты окружающей действительности.
Программа Неменского «Приобщение к мировой художественной культуре как к части духовной культуры» воспитывает грамотных зрителей. Графическая грамота лишь средство. Идет смешение всех видов деятельности (их единство): дети рисуют, мастерят, лепят, конструируют. Помогают в этом З Мастера – Мастер Изображение (изо искусства со всеми видами и жанрами), Мастер Украшение (ДПИ), Мастер Постройки( конструктивные искусства - архитектура). Это принцип организации самого искусства.
Виды деятельности: изображение на плоскости, в объеме, с натуры, по памяти, воображению; декоративная и конструктивная работа, лепка, аппликация, объемно-пространственное моделирование; проектно-конструктивная деятельность, худ. фотографирование и видеосъемка; восприятие явлений действительности и произведений искусств; обсуждений работ товарищей и результатов коллективного творчества; обсуждение худ. наследия, подбор иллюстраций, прослушивание литературных и музыкальных произведений, народных, классических и современных.
Принцип организации программы Шпикаловой через фольклор (связь с ремеслами). Традиционное искусство переходит в профессиональное. Дети изучают костюмы народные, орнаменты, растения используемые в орнаментах.
Виды деятельности: рисование с натуры, по памяти и по представлению; выполнение тематических композиций на плоскости и в объеме из реальных и абстрактных форм; выполнение декоративных композиций: сюжетно-тематические, натюрморт, орнамент, импровизация; моделирование и худ. конструирование изделий из бумаги; лепка, худ. роспись, аппликация, работа с тканью, работа с природными материалами; ценностно-ориентационная (диалоги об искусстве)
Программа Юсова «Взаимодействие интеграции искусств в поле художественного развития школьников» учит отношению к предмету через художественный образ.
Виды деятельности: практическая художественная деятельность в ИЗО, лепка, ДПИ, рисование на темы, беседы по искусству. С помощью эстетического восприятия действительности.
Декоративное искусство связано с повседневной жизнью и бытом человека, потому оно наиболее полно передает жизнь и хранит национальные традиции. Важно различать для учеников народное искусство и профессиональное народно-прикладное.
Народное искусство – созданное народом на основе коллективного творческого опыта, национальных традиций.
Декоративно-прикладное – воплощает изделия с практическим применением в общественном и частном быту, и отличаются декоративной образностью.
Изучение народного и дпи удобно совмещать с краеведением, историей. Народное искусство, как часть духовной культуры, есть источник идей для профессиональных художников. Произведения дпи передают детям представление народа о красоте, добре.
Авторы программ Кузин, Неменский, Шпикалова уделяют внимание декоративному искусству.
Кузин вводит ДПИ понемногу на протяжении всех лет обучения. Оно осуществляется в процессе в процессе выполнения учащимися декоративных композиций. В содержании «Декоративная работа» раскрывается значение народного искусства как мощного средства воспитания эстетического, трудового, патриотического. Также любовь к родному краю, традициям родной земли, труду взрослых.
Неменский активно использует дпи в своей программе, уделяя год (7 класс). Ученики должны понять особенности дпи, его место в жизни человека, отмечать содержательный смысл художественно-образного языка, знать корни этого искусства, промыслы, и создавать свои проекты.
Шпикалова рассматривает народное искусство как часть материальной и духовной культуры. Считает, что восприятие мира ребенком происходит через дпи, где первоосновой является образ изделия. Программа Шпикаловой направлена на сохранение наследия народа и дпи рассматривается как часть современной жизни.
Структура программы обучения изобразительному искусству Б.М.Неменского
Из программы Неменского
Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» - это целостный интегрированный курс, включающий в себя все основные виды искусства: живопись, графику, народное и дпи, скульптуру, архитектуру, дизайн, зрелищные и экранные виды искусства.
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов худ деятельности – конструктивного, изобразительного и декоративного.
Эти 3 вида являются основой для деления визуально-пространственных искусств на виды (напр., Изо – живопись, графика, скульптура), также каждый из них присутствует при создании любого произведения искусства и поэтому является основой для интеграции всех видов искусства в единую систему, членимую по принципу вида худ деят-ти.
Приоритетной целью худ образования в школе является духовно-нравственное развитие ребенка, формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
Главный смысловой стержень программы – связь искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества
Цель: формирование художественной культуры учащихся как неотъемлимой части культуры духовной.
Основные принципы:
1. Целостная система введения в худ культуру (изучение всех основных видов пространственных искусств на единой основе)
2. «От жизни через искусство к жизни» (связь искусства с жизнью, привлечение жизненного опыта детей)
Рисование с натуры, по памяти и по представлениюна уроках ИЗО в общеобразовательной школе - все эти 3 вида деятельности есть во всех программах в разных пропорциях.
Первые 2 ярче всего представлены в программе Кузина:
•Рисование с натуры – изучение и отображение натуры на плоском листе
•Рисование по памяти с использованием натуры – показали → закрыли → ребенок рисует по памяти
Рисование по представлению рекомендуется в программах Неменского и Шпикаловой, оно является частью последовательного изучения натуры.
Рисование с натуры → рисование по представлению (фантазии) на основе полученных знаний
У Шпикаловой идет стилизация для орнамента
Рисование с натуры у Кузина и Неменского: например, натюрморт – композиционное решение, свет, цвет, пропорции, форма
По представлению – придумать натюрморт, который бы рассказывал о человеке (часто в декоративной технике)
То же самое с портретом:
•Портрет соседа (натура)
•Портрет мамы (по памяти)
•Портрет из фруктов (воображение)
Принципы и методы обучения ИЗО относительно концепции «приобщение к мировой художественной культуре» (Неменский).
Принципы
• Формирование художественной культуры как неотъемлемой части культуры духовной.
• Формирование понимания роли искусства в жизни: роль искусства в организации форм среды, в которой мы живем, окружающего предметного мира, о представлениях о прекрасном и безобразном.
• Формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира как средства размышления о нем, как формы выражения своего отношения, основанного на освоении опыта художественной культуры.
• Обеспечение поступательного художественного развития ребенка.
• Развитие навыков восприятия произведений искусства и овладение образным языком искусства.
• Усвоение эмоционально-ценностного, чувственного опыта поколений, выраженного в искусстве, и формирование эмоционально-ценностных критериев жизни.
• Развитие художественно-образного мышления на основе наблюдательности и фантазии, собственной творческой деятельности детей.
• Принцип постоянства связи искусства с жизнью.
• Принцип целостности и неспешности, прочувствованности освоения материала каждой темы.
• Принцип единства воспитания и созидания;
• Принцип проживания как формы обучения и формы освоения художественного опыта
Методы
• Объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный).
• Репродуктивный.
• Проблемного изложения.
• Частично поисковый (эвристический).
• Исследовательский.
• Изучение художественного наследия.
• Подбор иллюстративного материала к изучаемым темам.
• Прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
• Обсуждение работ.
• Восприятие явлений действительности и произведений искусства.
• Фотографирование, видеосъемка.
• Проектно-конструктивная деятельность.
• Объемно-пространственное моделирование.
• Аппликация.
• Лепка.
• Декоративная и конструктивная работа.
• Изобр. на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению).