Возрастные и психологические особенности изобразительной деятельности и восприятия искусства детьми.
Управление профессиональным самоопределением учащихся в соответствии с особенностями их возраста представлена следующей таблицей, представленной на экране. В таблице представлена система управленческих действий, обеспечивающих реализацию образовательных целей на каждой из школьных ступеней.
Возраст | Цель обучения и воспитания | Чем обеспечивается самоопределение | Управленческие действия |
1-5 классы | Получение детьми базового начального образования, конструирование и опробование «инструмента» учебной деятельности (УД) | В учебной деятельности: формирование коллективного субъекта УД, владеющего основными механизмами УД (анализ, рефлексия, планирование), формирование индивидуальной способности к контролю и оценке, умения учить себя самостоятельно, ценностных ориентиров, способов группового взаимодействия · Во внеучебной деятельности: организация выбора кружков, секций, студий с преимуществом художественно-эстетической деятельности | Создание условий для введения и освоения деятельностного подхода в обучении |
6 класс | Осуществление перехода в старший подростковый возраст, формирование потребности выхода в другие предметные области | В учебной деятельности: проведение рефлексии освоения содержания математики, русского языка и естествознания, расширение образовательного пространства через введение в «новые» предметы (биология, география, история, химия, физика); первичное освоение проектной деятельности, организация взаимодействия 5 и 2 классов, 6 и 3 классов. Во внеучебной деятельности: включение в общешкольную внеклассную работу, в работу органов детского соуправления, организация выбора дополнительного образования | Создание условий для возможности осуществления учащимися выбора видов деятельности. Содействие расширению сети дополнительного образования и интеграция его с основным образованием для расширения возможности выбора. |
7-9 классы | Выстраивание траектории индивидуального движения учащихся, сращивание учебной и внеучебной деятельности | В учебной деятельности: моделирование, использование моделей из одной области знаний в другой, концентрированное обучение, спецкурсы и факультативы по праву, экономике, психологии, социологии, ИВТ и т.п., разработка предметных и межпредметных проектов, выращивание индивидуального субъекта УД, развитие общих и специальных способностей, формируется самосознание, идет самоопределение для продолжения обучения, первичное освоение всех компетенций. Во внеучебной деятельности: организация выбора не менее 2 видов внеклассной деятельности, освоение ключевых компетенций, участие в работе клубов по интересам, работа в сфере управления детскими инициативами | Создание условий для освоения проектной деятельности учителями и учащимися, введения «новых» предметов, организация участия в олимпиадах, конкурсах, профориентационная работа, создание условий для специализации. |
Для первоклассника школа и учитель очень значимы и авторитетны. В ходе начального обучения ребенок как бы постепенно получает статус школьника.
К подростковому возрасту этот статус оказывается освоенным. В этот период у учащихся возникает стремление обрести свое место среди учеников, мнение которых оказывается для них важным.
В старших классах школьника начинает занимать проблема личностного и профессионального самоопределения. Он пытается выбрать профессию и наметить жизненный путь. Ученик впервые задумывается о своем месте в социуме, обществе.
Возрастная периодизация(Д. Б. Эльконин)
Возрастной период | Ведущая деятельность | Объект познавательной деятельности | Какая сфера психики преимущественно развивается | Новообразования возраста |
Младенческий возраст(0-1 год) | Непосредственное эмоциональное общение | Отношения | Личностная (потребностно- мотивационная) | Потребность в общении. Эмоциональные отношения |
Ранее детство (1-3 года) | Предметно-манипулятивная | Предметы | Познавательные процессы | Речь и наглядно-действенное мышление |
Дошкольный возраст(3-6 лет) | Сюжетно-ролевая игра | Отношения | Личностная (потребностно- мотивационная) | Потребность в общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности |
Младший школьный возраст (6-10 лет) | Учебно-познавательная | Начала наук | Интеллектуально- познавательная | Произвольность. Внутренний план действия. Самоконтроль. Рефлексия. |
Подростковый возраст (10-15 лет) | Деятельность общения в процессе обучения и труда | Основы наук. Система отношений в разных ситуациях | Личностная (потребностно- мотивационная) | Стремление к «взрослости». |
Старший школьный возраст (15-18 лет) | Учебно-профессиональная | Основы наук и профессиональной деятельности | Интеллектуально-познавательная. Личностная (потребностно-мотивационная) | Мировоззрение. Профессиональные интересы. |
МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (6-10 ЛЕТ)
Школа - первая крупная перемена в жизни малыша. Переход ребенка в школьный возраст связан с изменениями в деятельности, общении, отношениях с другими людьми. Изменяется уклад жизни, появляются новые обязанности. Ведущей деятельностьюстановится учение. В биологическом отношении младшие школьники переживают период второго округления: замедляется рост и заметно увеличивается вес, скелет подвергается окостенению, но этот процесс еще не завершается. Идет интенсивное развитие мышечной системы. С развитием мелких мышц кисти появляется способность выполнять тонкие движения, благодаря чему ребенок овладевает навыком быстрого письма. Значительно возрастает сила мышц. Все ткани детского организма находятся в состоянии роста. Совершенствуется нервная система, интенсивно развиваются функции больших полушаоий головного мозга, усиливаются аналитическая и синтетическая функции.
Мышлениеразвивается от эмоционально-образного к абстрактно-логическому.
Мышление развивается во взаимосвязи с речью. Словарный запас нынешних четвероклассников насчитывает примерно 3500-4000 слов. По сравнению с дошкольным возрастом чувствительность к цвету увеличивается на 45%, суставно-мускульные ощущения улучшаются на 50%, зрительные - на 80% (А. Н. Леонтьев).
Быстро развивается психика ребенка. Изменяется взаимоотношение процессов возбуждения и торможения: процесс торможения становится более сильным, но по-прежнему преобладает процесс возбуждения, и младшие школьники в высокой степени возбудимы. Восприятие младших школьников отличается неустойчивостью и неорганизованностью, но в то же время остротой и свежестью, «созерцательной любознательностью». Малая дифференцированность восприятия, слабость анализа отчасти компенсируются ярко выраженной эмоциональностью восприятия. Повышенная впечатлительность стимулирует яркое воображение и восприимчивость к образному содержанию. Вниманиенепроизвольно, недостаточно устойчиво, ограничено по объему. Познавательная деятельность младшего школьника преимущественно проходит в процессе обучения. Быстротекущее развитие, множество новых качеств, которые необходимо сформировать и развивать у школьников, диктуют педагогам строгую целенаправленность всей учебно-воспитательной деятельности. Для ребенка в младшей школе характерна вера в истинность все- го, чему учат, и практически безграничное доверие к учителю. Детей этого возраста отличает известная внушаемость, доверчивость, податливость, склонность К подражанию и особая расположенность к усвоению нового.
Развиваются элементы социальных чувств, формируются навыки общественного поведения - такие, как коллективизм, ответственность за поступки, товарищество, взаимопомощь и др. В этот период обнаруживаются первые попытки ребенка приспособиться к требованиям окружающих через исправление поступков, вызывающих их негативную реакцию. Основная особенность - стремление ребенка изменить конкретные формы поведения, а не качества личности (по мнению психологов, ребенок еще не осознает своих качеств). Доступное детям наивно-формальное знание жизненно важных понятий оказывается включенным как бы в детский контекст и реализуется прежде всего в игре.
Большое значение в познавательной деятельности школьника имеет память.Его память имеет по преимуществу наглядно-образный характер, поэтому теоретические знания требуют наглядности. Следует помнить, что речь организует мышление ребенка в этом возрасте, следовательно, особое значение на уроке изобразительного искусства приобретает так называемое словесное рисование, когда ребенок сначала проговаривает задуманную композицию. Причем замысел ребенка достаточно неустойчив и может часто меняться в процессе рисования.
В этом возрасте восприятие изображений еще несовершенно, дети затрудняются в узнавании вещей при изменении ракурса, не ориентируются в пространственных соотношениях нарисованных предметов, делают ошибки в масштабе изображений. Ребенок рисует более по памяти, а не с натуры. Часто это графический рассказ об изображаемом предмете, смесь формального и схематического изображения, похожего на действительность. В рисунке отсутствует перспектива и пластичность, а предмет изображается в виде силуэта или контура, часто в фас и профиль. Только к 10-11 годам у ребенка появляется способность к пространственному изображению предметов, он начинает учитывать и передавать их пластическую форму. Эта ступень пластического изображения возможна лишь при специальном обучении.
СРЕДНИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (ОТ 10-11 ДО 15 ЛЕТ)
Это переходный от детства к юности возраст, который совпадает с обучением в школе второй ступени (5—9 классы) и характеризуется общим подъемом жизнедеятельности и глубокой перестройкой всего организма. Ведущая деятельность - общественно полезная. Это время бурного роста и развития всего организма.
Восприятие подростка более целенаправленно, планомерно и организованно, чем у младшего школьника. Иногда оно отличается тонкостью и глубиной, а иногда поверхностностью. Определяющее значение имеет отношение подростка к наблюдаемому объекту.
Характерная черта внимания подростка — его специфическая избирательность. Легкая возбудимость, интерес к необычному, яркому часто становятся причиной непроизвольного переключения внимания.
Происходят существенные сдвиги в мыслительной деятельности. Мышление становится более систематизированным, последовательным, зрелым. Улучшается способность к абстрактному мышлению, изменяется соотношение между конкретно-образным мышлением и абстрактным в пользу последнего. Развитие мышления происходит в неразрывной связи с изменением речи подростка. В ней заметна тенденция к правильным определениям, логическим обоснованиям, доказательным рассуждениям. Речь становится образной и выразительной. Мышление приобретает новую черту — критичность. Подросток не опирается слепо на авторитет учителя или учебника, а стремится иметь свое собственное мнение, склонен к спорам и возражениям. Средний школьный возраст наиболее благоприятен для развития творческого мышления.
«Для подростка чрезвычайно характерно стремление понять себя, определить, что он представляет собой как личность. Но сделать это он может, только сравнивая себя с другими, равными себе, то есть только в группе сверстников». А. Прихожан
Неравномерность физического развития детей среднего школьного возраста оказывает влияние на их поведение:они излишне жестикулируют, движения их порывисты, плохо скоординированы.
Это время пробуждения энергии, повышенной активности, большого расходования сил, роста самостоятельности. Усиливается потребность в утверждении своего достоинства, в испытании своих крепнущих сил и в безоглядной готовности действовать. Запасы энергии расходуются не только в играх и учении, но и в практически значимых действиях. Усложняющиеся разнообразные дела и действия вместе со сверстниками, новые возможности времяпрепровождения переключают внимание подростка с учителя на товарищей по классу. Идет интенсивное нравственное и социальное формирование личности. Однако мировоззрение, нравственные принципы еще не приобрели устойчивость, их легко разрушают мнения товарищей, противоречия жизни. В это время для ребенка особую значимость приобретает выполнение некоторых самостоятельных заданий и практических работ, причем важнейшим для него является результат. Побуждение к учению носит в значительной мере внешний характер: сохраняется установка на запоминание учебного материала, а не на его обдумывание, а также неумение связывать восприятие окружающей жизни с учебным материалом. Характерная особенность подросткового возраста — половое созреваниеорганизма. У девочек оно начинается с 11-12 лет, у мальчиков - несколько позже, с 12—13 лет. Оно сказывается в отношении к окружающим, характере восприятия внешних влияний, отношении к себе, самооценке. Внешне оно проявляется в заметном обособлении девочек и мальчиков, неодинаковости эмоциональных реакций и разном времяпрепровождении. Вместе с тем это период особо трудный как для самого подростка, так и для окружающих его людей. Душевный мир подростка можно характеризовать психологией полуребенка-полувзрослого. Многие педагоги и психологи считают подростковый возраст периодом тяжелого кризиса. Расхождение между подъемом деятельной энергии и необходимостью дисциплины, систематичности в занятиях, борьба за независимость — специфические противоречия подросткового периода. Вызов, противодействие, некоторая отчужденность провоцируют упрямство, эгоизм, замкнутость, уход в себя, вспышки гнева.
Исследования внутреннего мира подростка показывают, что одна из самых серьезных проблем этого возраста — несогласованность убеждений, моральных идей и понятий с поступками, действием, поведением. Нравственные идеалы и моральные убеждения подростков складываются под влиянием различных факторов и поэтому очень разнообразны. Гипертрофированное чувство взрослости, стремление быть самостоятельным, равным провоцирует противоречие между максимализмом требований подростка к себе, другим и ограниченностью его возможностей, неготовностью к длительным волевым усилиям, к преодолению трудностей.
СТАРШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (15-17 ЛЕТ)
Юность - время самоутверждения, бурного роста самосознания, активного осмысления будущего, выработки мировоззрения, убеждений, характера и жизненного самоопределения, пора поисков, надежд и мечтаний. Ведущая деятельность - учебно-профессиональная. Заканчивается первый период полового созревания. Идет общее созревание организма. Ярко выражено избирательное отношение к учебным предметам. Восприятиехарактеризуется целенаправленностью, внимание- произвольностью и устойчивостью, память- логическим характером.
Мышление старшеклассниковотличается более высоким уровнем обобщения и абстрагирования, постепенно оно приобретает теоретическую и критическую направленность. Юность - период расцвета умственной деятельности. Активность мысли и продуктивность мышления, свобода и нешаблонность ассоциаций, особая энергия мысли свойственны этому периоду. Старшеклассники стремятся проникнуть в сущность явлений природы и общественной жизни, объяснить их взаимосвязи и взаимозависимости, выработать свою точку зрения, дать свою оценку. Самостоятельность мышления в этом возрасте приобретает определяющий характер. В то же время старшеклассники испытывают настойчивое желание найти идейного и нравственного руководителя. Ускоренными темпами формируются нравственные и социальные качества. Появляется стремление выразить свою индивидуальность. В юношеском возрасте развивается умение комплексной оценки человека. Интерес к личности товарищей, пробуждение и углубление интереса к собственной личности, к самоанализу определяют взыскательность к людям. Изменяются социальная роль и характер взаимоотношений с окружающими. Основной мотив самовоспитанияв юношеском возрасте - «сделать себя», с наибольшей полнотой реализовать себя в социальном и профессиональном отношении. Деятельность в этом направлении становится более самостоятельной и последовательной. Возросшая зрелость волевой сферы способствует сознательному преодолению препятствий, усиливает сознательные мотивы поведения. В эти годы молодые люди испытывают сильную расположенность к художественному творчествув самых разных сферах. Это стихосложение, музыкальное творчество, изобразительное творчество и т. д. В этом возрасте избыток душевных сил, надежды и искания рождают особую эмоциональную отзывчивость и делают произведения искусства более близкими, чем прежде. Тяга к серьезной дружбе, любви, усиленный интерес к этическим, к «вечным» проблемам помогают сильнее ощутить эмоциональный заряд, который несут в себе произведения искусства, в особенности если они задевают сферу нравственности. Произведения искусства становятся важным источником духовных и нравственно-этических исканий, основой формирования личности старшеклассника. В старшем школьном возрасте две стороны восприятия художественных произведений (впечатлительность, эстетические чувства, с одной стороны, и возросшие способности анализировать - с другой) могут уже достаточно гармонично сочетаться.
5. Особенности и выразительные средства детского рисунка на различных этапах развития. Дифференцированный подход в художественном образовании.
Рисовать можно чем угодно на чем угодно.
Рисование – спонтанное,
• Ребенок хочет оставить свой след в этом мире
• Исследование возможностей материала
• Поиск способа выражения своего настроения в рисунке
• Поиск способа изображения трехмерного мира на плоскости
Через рисовальное творчество идет преодоление внутренних проблем и реализация опыта.
Этапы рисовальной деятельности ребенка:
0-3 – двигательно-контактное освоение действительности, эмоционально-речевое общение
1-1,5 – манипуляция различными предметами, каракули, доизобразительный период
3-4 – от объектного рисования к предметному (головоноги), зрительный контроль за изображением, номинативное рисование, изображается самое главное в предмете
3-5 – отработка формы, цветовая характеристика, освоение «графической речи»
5-8 – рисование – главный способ реализации себя, «золотой век» детского рисования, передача сюжета и причинно-следственных связей, композиционная выразительность, взаимоотношение частей и пропорции, происходит творческая попытка воплотить в рисунке свои представления о движении, пространстве, времени.
10-11 – изодеятельность уходит на II план, словесное самовыражение, критичное оценивание своих рисунков, активная социализация.
9-12 – художественное творчество в различных материалах, прикладной характер рисования, изучение технологий, изображение объекта (комиксы, орнаменты)
13-14 – рисование обслуживает потаенные области психической жизни подростка (связано с периодом созревания)
14-15 – наибольшая самоидентификация, формирование личностного «Я», становление философского сознания; рисование автопортретов, литературных героев, киногероев.
16-17 – привлекает дизай, компьютерная графика.
Знание периодов изобразительной деятельности необходимо для адекватного педагогического и психологического взаимодействия с ребенком.
«Возрастная характеристика художественного образования в общеобразовательной системе».
Дошкольное художественное образование:
-доизобразительная стадия (от кругообразных линий к самостоятельным очертаниям);
-стадия бесформенных изображений (попытка выразить на бумаге замысел), знакомство с материалами, привитие навыков художественной деятельности;
-стадия схематического изображения (появляется образность и выразительность), знакомство с материалами, привитие навыков художественной деятельности;
-стадия правдоподобных изображений (переход к изображению видимых особенностей людей, животных, других предметов), углубление образного содержания художественной деятельности, продолжение расширение навыков изобразительной деятельности.
Начальная школа – основы эстетического воспитания и художественного образования – интерес к реальной жизни через искусство, знакомство с видами художественной деятельности.
Средняя школа – изучение видов искусства и его синтез с временными (музыка, литература) и пластическими (театр, кино, цирк, телевидение).
По мнению некоторых специалистов, изобразительная деятельность имеет особый биологический смысл. Детство - период интенсивного становления физиологических и психических функций. Рисование при этом играет роль одного "из механизмов выполнения программы совершенствования организма и психики.
В первые годы жизни ребенка особенно важно развитие зрения и моторики, а также сенсомоторной координации. От хаотического восприятия пространства ребенок переходит к усвоению таких понятий, как вертикаль и горизонталь. И первые детские рисунки, появляющиеся в эту пору, естественно, линейны. Рисование участвует в формировании зрительных образов, помогая овладевать формами, координировать перцептивные и моторные акты.
Что касается характерных особенностей детского рисунка, то они четко отражают этапы развития зрительно-пространственно-двигательного опыта ребенка, на который он опирается в процессе рисования. Так, дети примерно до 6 лет не признают пространственного изображения, они рисуют только вид спереди или сверху. Обучение при этом крайне малоэффективно: даже учась рисованию в кружках, дети в неформальной обстановке предпочитают выполнять те изображения, которые соответствуют их уровню развития и которые соответствуют их уровню развития и которые они сами считают более правильными.
Изобразительная деятельность требует согласованною участия многих психических функций. По мнению ряда специалистов, детское рисование способствует также согласованности межполушарного взаимодействия. В процессе рисования координируется конкретно-образное мышление, связанное в основном с работой правого полушария головного мозга, а также абстрактно-логическое, за которое ответственно левое полушарие.
Характерная особенность изобразительного творчества детей на первом его этапе - большая смелость. Ребенок смело изображает самые разнообразию события из своей жизни и воспроизводит особенно увлекающие его литературные образы и сюжеты из прочитанных книг.
Начинающий рисовать ребёнок с трудом мыслит и передаёт в рисунке горизонтальную плоскость стола в виде более или менее узкой полосы, как она видна в перспективе. Он знает, что на столе можно расставить много предметов и поэтому рисует плоскость без соответствующего сокращения. Точно также рисуя дорогу, дети проводят её черед весь лист” опираясь на свой опыт - на ощущение протяженности дороги, по которой идёшь.
Представленные самим себе, маленькие рисовальщики легко переключаются на срисовывание случайно попавших им образов или начинают повторять себя, что ведёт к штампу. Более же старшие дети, у которых развивается постепенно критическое отношение к своей продукции, часто бывают не удовлетворены своим рисунком, ищут совета и поощрения у взрослого и, если не находят, разочаровываются в своих возможностях.