Историография истории искусства
Учебно-методическое пособие
-----------------------------------------------------------------------------------------------
ИСТОРИОГРАФИЯ ИСТОРИИ ИСКУССТВА
ВВЕДЕНИЕ
Курс историографии истории искусства тесно связан с курсом источниковедения. В рамках последнего рассматривается история зарождения и развития донаучной литературы по истории западноевропейского искусства как одного из важнейших источников по истории искусства, или предыстория научной литературы, в рамках первого - история зарождения и развития научной литературы по истории искусства, или собственно ее история. Хронологически материал курсов, естественно с определенной долей условности, разделяется концом XVIII – началом XIX века.
И.И. ВИНКЕЛЬМАН
По существу первым собственно научным трудом по истории искусства явилась «История искусства древности» Иоганна Иоахима Винкельмана (1717-1768), изданная в 1764 г. И.И. Винкельман начинал с интереса к греческому языку, греческой литературе, греческой истории и философии. И только позже, очарованный красотой античной пластики, с памятниками которой он смог познакомиться в Дрезденском художественном собрании саксонского курфюрста, и понимая, что эта область греческой культуры остается tabula rasa, он обратился к греческому искусству. Изучать его он стремился в той земле, которая хранила глубокую память о Древней Греции. Ею в то время, когда собственно греческие города находились под властью Турции, была Италия.
До И.И. Винкельмана писались истории античных художников, он первым пишет историю художественных стилей. До И.И. Винкельмана вершиной развития античного искусства считалось искусство римское, для него такая вершина – искусство греческое. До него во внимание принимались главным образом имманентные законы развития искусства (считалось, что оно зарождается, развивается, достигает расцвета, умирает), он, наряду с действием имманентных законов, учитывает и внешние факторы (влияние климата, нравов, обычаев, формы правления, исторических событий). До И.И. Винкельмана ученые излагали факты, иногда делая попытки их обобщить, И.И. Винкельман не только обобщает, он выдвигает гипотезы.
Следуя за Д. Вазари, он также считал, что искусство напоминает живой организм. Оно зарождается, достигает расцвета и вянет. Но Д. Вазари, выделяя фазы в развитии искусства, руководствовался критерием степени его приближения к правдивому воспроизведению природы и воплощения в нем грации. И.И. Винкельман же считает, что разные фазы развития искусства характеризуются не только и не столько разной степенью мастерства его творцов, сколько отражением в них разных сторон натуры. Он полагает, что искусство зарождается под влиянием необходимости. На первой ступени своего развития у всех древнейших народов оно было похожим. А затем в результате действия разных климатических, политических, экономических и других внешних факторов формы его приобрели национальную окраску. По существу для И.И. Винкельмана эти национальные различия ограничиваются тем, что у разных народов искусство оказывается способным подняться до высоты разных ступеней. После того, как оно зародилось, его развитием руководит стремление к прекрасному, На смену прекрасному приходит излишество в декоре. И.И. Винкельман знает не только египетское или греческое и римское искусство, которые были известны и Д. Вазари. Он пишет и о финикийском, и о персидском, и об этрусском искусстве. Но больше всего страниц посвящено именно греческому искусству, в развитии которого И.И. Винкельман выделяет ряд стилей. Древнейший стиль, характеризуется неумелостью, скованностью, не изящностью, выражением резких эмоций. Для приходящего на смену древнейшему великого, или высокого, стиля, характерны жесткость, угловатость, но вместе с тем правильность пропорций, уравновешенность чувств, благородство, величие. А для следующего за ним прекрасного – грация, привлекательность, плавная мягкость, страстность и лиричность, а также нежность и пленительность. Искусство подражателей характеризуется робким рисунком и старательностью в мелочах. Таким образом, для характеристики этапов И.И. Винкельман пользуется терминами психологической выразительности. В отличие от современных нам исследователей И.И. Винкельман, рассматривая стилистические особенности древнего искусства, много внимания уделяет иконографии. Он является и талантливым мастером описания отдельных памятников. Раньше в таком случае авторы указывали на материал, размеры произведения, подробно описывали сюжет и с восхищением говорили об иллюзорности. И.И. Винкельман пытается выявить основную идею. Его описания необычайно поэтичны. И существуют в русле его главной концепции осознания греческого искусства. И.И. Винкельман характеризует это искусство таким тезисом: это искусство благородной простоты и спокойного величия.
ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА XIX ВЕКА
В конце XVIII в. целый ряд факторов способствовал развитию истории искусства. Это и крушение прежних авторитетов, произошедшее под влиянием политических переворотов и революций, и романтическое движение, и накопление новых фактов и сведений, и развитие музеев. В разных странах Европы история искусства зарождалась по-своему. В Англии и Италии она родилась из лона археологии, во Франции ее колыбелью стала художественная критика, а в Германии – классическая идеалистическая философия.