Проверяемые Чередующиеся Непроверяемые
Гласные гласные гласные
Проверяемые безударные гласные
Чтобы правильно написать безударную гласную корня, нужно подобрать однокоренное слово или изменить форму слова так, чтобы этот гласный находился под ударением.
Например, висел (виснет).
2. Правописание чередующиеся гласные корня зависит:
I. От ударения:
В безударных корнях гор, клон, твор пишется О: гореть, наклонить, творить
2. В безударных корнях зар, плав пишется А: заря, плавунец.
Исключения - выгарки, пригарь, утварь, зоревать, пловец, пловчиха,
II. От согласных корня
1) В корнях раст – рос – ращ перед СТ и Щпишется А, перед С – О: расти-вырос -выращенный
Исключения - росток, отрасль, ростовщик, Ростислав, Ростов
2) В корнях лаг – лож перед Г пишется А, перед Ж – О: предлагать - предложить
в) В корнях скак – скоч перед К пишется А, перед Ч – Оскакать - выскочить
Исключение -скачок
III. От наличия суффикса А
1) В корнях кас – кос,если после корня есть суффикс А , пишется А, нет – Окасаться - коснуться
2) В корнях бер – бир, жег –жиг, дер – дир, стел – стил, мер – мир, блест – блист,
пер – пир, чет – чит, тер – тир, если после корня есть суффикс А,пишется И, нет – Е:
собирать – соберу,выжигать – выжег,сдирать – выдеру,расстилать – расстелить,замирать – замереть, блистать – блестеть, запирать – запереть, вытирать – вытереть.
IV. От значения
1. Корни равн и ровн.
Корень равн имеет значения:
а) равный, одинаковый, совершенно сходный, такой же (по величине, качеству, достоинству и т.п.) равные величины;
б) занимающий такое же положение, как какой-либо другой беседовать как с равным;
Корень ровнимеет значения:
а) ровный, гладкий, не имеющий впадин и возвышений - ровное место;
б) плавный, не имеющий ускорений и замедлений - ровный ветер;
в) прямой, не имеющий утолщений, изгибов - ровная пряжа.
Мак – мок (моч)
Макимеет значение: опускать, погружать что-либо в жидкость - обмакнуть перо в чернила.
Кореньмокимеет значения:
а) пропускать жидкость, становится мокрым, влажным - вымокнуть под дождем
б) терять соленость, кислоту, остроту и т.п. - селедка вымокла
Непроверяемые гласные корня
Написание таких слов необходимо запомнить, например: аллея, велосипед.
УПРАЖНЕНИЯ
1. Пользуясь правилами, приведенными выше, вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограммы по образцу.
ОБРАЗЕЦ: наливать (лить)
Над...вать пальто, зап...сать текст, зап...вать песню, зап...сать овощи на зиму, зап...вать лекарство в...дой, изд...вать книгу, погл...щать влагу, препод...вать русский язык, флаг разв...вается, организм разв...вается, выбр...сить, н...сить, скр...петь, разл...мать, нар...дить куклу, нак...чать, об...жать вокруг сада, незаслуженно об...жать товарища.
2. Пользуясь правилами, приведенными выше, вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограммы по образцу.
ОБРАЗЕЦ: горение (зависит от ударения), растение (зависит от согласных корня).
Предл...гать, разл...жить, прик...снуться, попл...вок, пл...вучесть, обувь пром...кает, вым...кнуть под дождем, накл...нить голову, откл...нение в сторону, чудесное тв...рение, сг...реть дотла, оз...рять пламенем, ск...кать по дороге, заносчивый выск...чка, ск...чите наперерез, остановить на ск...ку, неср...внимые величины, подр...внять грядки, великолепная р...внина, зар...стать травой, нар...стить силы, отп...реть дверь, заж...гать огонь, уд...рает без оглядки, пож...мать руки, соч...тание слов, заст...лить постель.
3. Составьте слова с чередующимися корнями бер – бир, жег –жиг, дер – дир, стел – стил, мер – мир, блест – блист, пер – пир, чет – чит, тер – тир.
4. Составьте слова по схемам
бер
Стил
5. Вставьте пропущенные буквы. При затруднении загляните в орфографический словарь.
Б...тальон, б...нзин, велос...пед, в...трина, в...стибюль, в...н...грет, гард...роб, д...легат, заб...стовка, интелл...генция, л...леять, мач...ха, ман...фест, нав...ждение, ижд...вение, об...яние, об...няние, од...леть, п...л...садник, песс...мизм, предв...рительный, проп...ганда, ст...пендия, ур...ган, экзам...натор, ярм...рка.
6. Вставьте пропущенные буквы, проверьте себя по ключу. Выделите орфограмму в словах, в которых допустили ошибки.
Одиннадцать часов вечера. Майя рассчитывала немного поч...тать, но мама сказала, что пора спать. Девочка подошла к окну и засм...трелась, прил..жив носик к х..лодной ст..клянной поверхности.
Вот бл..снул один фонарь, за ним – другой. Улица осв..тилась. Снегу выпало много, и он ср..внял все. Майя поб..жала в ванную. Прик..сновение х..лодной воды сначала было неприятно, но потом тело разогрелось. Почистив зубы, девочка л..гла в постель. Но спать не х..телось, и, чтобы заснуть, Майя закрыла глаза.
Неожиданно по..вились какие-то бл..стящие точки, потом все превратилось в ровное сияние, как сияние зари.
Заря см..нилась линиями, которые р..сли, суживались, расширялись, сл..вались. Бл..снут – и нет. Но что это? Р...внина, покрытая водой, и много пл..вцов в ней в каких-то уд...вительных костюмах. Майя огл...нулась назад и ахнула: вся д...лина, бл...стающая ярким светом, покрыта цв..тами, никогда и нигде невиданными. Она накл...нилась и прик...снулась к цветку, но почувствовала жжение. Неужели цветы так г...рячи? Но кто ее з...вет? Это мама подошла к кровати и, пол..гая, что дочка спит, прил...жила ей руку ко лбу и разбудила девочку.