Декоративная лепка. Основные способы украшения.
Одним из средств эстетического воспитания является знакомство детей с народным прикладным искусством, разными его видами, в том числе мелкой декоративной пластикой народных умельцев.Красивые, обобщенные формы птиц, животных с условной яркой росписью радуют детей и положительно влияют на развитие их художественного вкуса, расширяют кругозор и фантазию. Ребятам нравятся декоративные сосуды, созданные гончарами разных народов. Они охотно рассматривают простые, а порой замысловатые формы солонок, кружек и других изделий, с интересом знакомятся с декоративными пластинками.
Дошкольники могут сами создать интересные изделия, используя их в играх или как настенные украшения, сувениры для взрослых и товарищей. Декоративная лепка учит детей работать творчески: предварительно обдумывать тему, создавать заранее эскиз в виде рисунка ив процессе работы следовать ему, решать условно форму пред мета и роспись (например, солонка изображается в виде цветка, крылья птицы или жука расписываются растительным (ягоды, листья, травы, цветы и др.) или геометрическим орнаментом (круги, квадраты, ромбы, треугольники и т.д.)). Полезно предлагать детям украшать орнаментом декоративные пластинки и др. настенные украшения. Работа над декоративной пластинкой учит детей обращению с инструментом, учит различным приемам лепки, а главное – красивому декоративному заполнению пространства. В средней группе дети лепят посуду, бусы, настенные пластинки и т. д. В старшей изображают красивую кружку, бокал для карандашей, расписное блюдо, декоративные пластинки, фигурки людей и животных по мотивам народных игрушек. Детям шести лет предлагают эти же виды лепки, но способы их выполнения усложняются. Так, если в старшей группе ребята учатся лепить сосуды путем вдавливания, оттягивания с прищипыванием краев или ленточным способом, когда ко дну сосуда прикрепляется стенка в виде узкой формы, то в подготовительной группе дошкольники должны уметь не только пользоваться всеми перечисленными способами, но и знать способ кругового налепа (постепенно примазываются кольца ко дну сосуда). Детям показывают способ выбирания глины из целой формы, пользуясь стекой-петлей.
В декоративной лепке используются инструменты. Некоторые украшения можно наносить специальными печатками в виде трубочек, квадратов, треугольников и др. В качестве таких печаток могут быть винты с крупными шляпками, колпачки от фломастеров и т. д.
Работа над лепным орнаментом развивает мелкие мышцы кисти руки, учит работать кончиками пальцев, делает их более гибкими и чувствительными к форме.
65. Аппликация. Разновидности аппл. Разные способы образования аппл.
Это вид изо деят-ти, основанный на вырезывании, наложении и прикреплении к фону украшаемого изделия декоративных элементов. Ап. имеет много общего с другими видами искусства. С живописью ее сближает изображение на плоскости. По способу создания ближе всего к Апл. стоят инкрустация и мозаичные работы. Аппликационные изображения предметов всегда имеют более условные формы. Эти формы носят обобщенный хар-р, не выделяются мелкие детали как по контуру, так и внутри его. Ограничено цветовое решение. Простота и легкость исполнения Апл. делают ее доступной для детского творчества. Т.о., занятия АПЛ. способствуют формированию изобр-х умений и навыков, развитию творческих способностей детей. Виды:предметная, сюжетная, декоративная; плоскостная, полуобъемная, объемная; монохромный, полихромный. Этапысоздания аппликации: вырезывание, наложение, прикрепление - приклеивание (бумага, картон); пришивание (кожа, мех, ткани); степлер, проволока, пластилин, тополиный пух к шероховатой бумаге – без ничего (держится сам). Материалы:бумага всех сортов,природный мат-л, доп-й мат-л (бросовый), ножницы с тупыми концами и острыми лезвиями; клей ПВА, крахмал, мука, тряпочки, клееночки, подставки для деталей. Подгот. упр-ми к освоению этого вида деят-ти явл. игры с мозаикой; АПЛ. без наклеивания; наклеивание готовых форм (декорат.- из геом. и растит. форм и предметное – из отдельных частей и силуэтов); дид-е игры, к-е направлены на форм-е у детей сенсорной ориентировки (цвета, формы, расположение в пространстве).