Лепка в среднем и старшем д/в.

Дети 4-5 лет заметно отличаются по своему развитию от ребят младшей группы и физически, и умственно. Но результаты лепки у детей средней группы мало чем отличают­ся от работ младшей группы. Они еще не справляются с изобра­жением формы, искажают пропорциональные соотношения частей предметов, не умеют вполне самостоятельно пользоваться прие­мами лепки. Поэтому воспитатель должен пробуждать у детей ус­тойчивый интерес к занятиям лепкой, развивать координированные движения рук, уточнять представления о форме предметов и их строении, учить передавать эти представления в лепке. Дети дол­жны научиться чувствовать форму, ритм, симметрию, пропорции. Лепка в среднем и старшем д/в. - student2.ru В начале года программой предусматривается повторение прой­денного материала, а именно раскатывать ком глины прямыми и круговыми движениями ладоней, расплющивать его. В начале года надо учить ребят создавать круглую, цилиндри­ческую и овальную формы пальцами.Дети учатся лепить овал из шаровидной или цилиндрической формы, передавать характерные детали формы таких предметов, как яблоко, морковка, гриб, огурец, кабачок, лимон. Работая над их изображением, ребенок лепит основу, раскатывая ком глины между ладонями, а детали выполняет пальцами. Дальнейшее обучение связано с формированием у детей уме­ния изображать предметы, состоящие из нескольких частей.Здесь ребята учатся точнее передавать форму и структуру пред­метов. Кроме того, они знакомятся с изображением человека и жи­вотного. Программа предусматривает и повторные упражнения для развития движений пальцев. Дети продолжают учиться защипывать края формы кончиками пальцев, заострять и закруглять конец столбика. В качестве упражнений они лепят морковь, угощение для кукол (пирожки, печенье, ватрушки). Знакомятся с новыми изобразительны­ми и техническими умениями. Например, учатся оттягивать от формы мелкие детали при изображении цыплят и птиц, вдавливать пальцами округлую форму, чтобы получить полую, загибать края расплющенной формы. Учатся украшать предметы при помощи стеки и налепов. Дети могут вылепить и декора­тивно украсить посуду для кукол: миски, тарелки, чашки с блюд­цами. При изображении птиц они учатся плотно скреплять части, оттягивать шейку с головкой от овальной формы при изображе­нии уточки, выполнять перышки на хвосте и крыльях с помощью стеки или налепами по типу народных игрушек.

Изобразительная деятельность детей 5летстановится разнообразнее и сложнее. Это связано с тем, что в психологическом и физиологическом отношении ребенок стал более развитым. Дети этого возраста уже намного самостоятельнее в процессе работы над формой, способны подмечать наиболее яркие, краси­вые стороны предметов. Общие задачи по лепке в этой группе следующие: необходимо развивать у детей любознательность, эстетическое восприятие окружающего мира, уточнять их представления о форме предме­тов, их различии и сходстве, характерных признаках, положении в пространстве. Программа строится таким образом. Сначала дети лепят знакомые предметы, овощи, фрукты. На одном занятии они могут вылепить 2—3 предмета разной формы и величины. И немало­важно, чтобы они путем сравнения научились выделять и переда­вать наиболее яркие, характерные признаки предметов. Продолжается работа с детьми над изображением фигур человека и животного. Данная задача решается в этой груп­пе несколько по-иному, чем с детьми четырех лет. Используя спо­собность дошкольников к анализу, им можно предложить лепку этих предметов с игрушек – изделий народных умельцев. Техника лепки в этой группе продолжает совершенствоваться. Особое внимание уделяется работе пальцами. Основные формы предметов, туловище и голова человеческой фигуры, туловище и ноги животного предлагается лепить способом вытягивания из од­ного куска глины. Дети должны уметь передавать признаки предметов: длинный, короткий, толстый и тонкий. Возникает необ­ходимость знакомить ребят с приемами установки фигур в верти­кальном положении и учить их понимать относительную величину частей.

Воспитатель показывает, как скреплять части, чтобы они плот­но прилегали одна к другой. Предметами для изображения могут быть Снегурочка, мальчик на санках, заяц, собака, мишка. Для развития мелких мышц кисти руки и движений пальцами детям предлагают лепить для кукол посуду (горшки, миски, чаш­ки с блюдцами). Эти занятия развивают у ребят не только изо­бразительные навыки, но и упражняют их в таких технических при­емах, как лепка из целого куска, вдавливание, вытягивание, при­щипывание, выполнение мелких деталей и проработка фактуры (сглаживание поверхности влажной тряпочкой). Дети учатся изображать человека и животных в действии, что придает фигуркам большую выразительность. Изображение дей­ствия в лепке усваивается ребенком быстрее, чем в рисовании.



Наши рекомендации