V. знакомствосприроднымиконструкторскимиформами

На уроке, на котором вы изучали и самостоятельно создавали ажурные ограды, вы узнали, что варианты ажура были увидены людьми в живой природе.

— Какие природные виды ажура вы рассматривали? (Ответы школьников.)

Люди с давних времен пытались понять, как животные умеют так ловко передвигаться на суше, по воде, по горам и в воздухе. Например, простая муха может бегать над нами по потолку.

- Расскажите о разных животных и приведите примеры спо­собов их передвижения. (Ответы школьников.)

Художник, работая вместе с инженером-конструктором над го зданием модели транспорта, учится у природы.

Летает в небе стрекоза —

Им виден самолет,

А плавает в воде листок —

Им виден пароход.

Вот так природа образцы

Конструкторам дает.

Художник видит мир!

Тогда он движется вперед.

М. Давыдова

VI. Работасучебником

Откройте учебники на с. 70, рассмотрите приведенные там образцы природных явлений и машины, придуманные людьми. Какие детали природного мира вы узнаете в облике транспорта?

VII. Постановказадачдлясамостоятельнойработы

Сегодня из материалов, которые вы принесли на урок, попро­буйте создать свой вариант автомобиля. Причем необязательно делать изображение настоящего автомобиля. Будет интереснее, если вы придумаете свой собственный оригинальный внешний ниц автомобиля. Ваша поделка может стать елочной игрушкой. Ведь скоро праздник, и вы сможете ее повесить на елочку или поставить под ней.

Если вы не представляете, как должен выглядеть ваш авто­мобиль, попробуйте сделать для него простой эскиз - нарисуйте несколькими штрихами его облик на бумаге. На таком наброске можно пририсовывать или, наоборот, стирать детали. А потом но эскизу вам будет легче создавать автомобиль.

(Школьники приступают к самостоятельной работе).

VIII. Физкультминутка

Давайте отдохнем и проведем игру «Зимний лес».

(Педагог читает стихотворение поэта И. Никитина, с одноименным выполнением метроритмических движений, которые за ним повторяют школьники.)

В лесу деревья в инее,

С иголочками синими. (Идут на месте мелким шагом, вытянув рукивниз и согнув ладони под прямым углом.)

И небо точно в блестках,(Поднимают руки вверх, смотрят вверх.)

Мороз кусает хлестко.(Осторожно трут щеки, будто спасаясь от мороза.)

Зашумела, разгулялась

В поле непогода,(На уровне груди двигают вправо и влевовытянутыми руками.)

Принакрылась белым снегом

Гладкая дорога.(Выполняют движения, будто разметаютперед собой дорогу.)

Белым снегом принакрылась,

Не осталось следа.(Обхватывают себя на уровне груди.)

Поднялась метель да вьюга,

И не видно света.(Выполняют круговые движения руками.)

IX. Продолжениеизавершениеработы

(Школьники завершают самостоятельную работу.)

X. Понятиеопроекте (продолжение)

Прочитайте в тетрадях все, что вы записали о проекте.

- Кто для себя уже решил, что он будет писать проект?

— Выбрана ли вами тема для проекта?

Сегодня надо записать продолжение этапов работы над про­ектом.

(Школьники записывают остальные этапы работы над проек­тами, педагог поясняет каждый пункт.)

6. Как высказать гипотезу.

Гипотеза - это предположение, рассуждение, догадка, еще не доказанная и не подтвержденная опытом. Гипотезы начинают­ся словами «предположим», «допустим», «возможно, что», «если». Например, гипотеза по теме «Изобразительное искусство в нашей жизни» может звучать так: «Если школьник любое событие своей жизни будет уметь сопровождать изобразительным искусством, то у него повысится интерес к самой жизни».

7. С чего начать свою работу.

Надо задать себе вопросы. Что я знаю об этом? Какие су­ждения я могу высказать по этому поводу? Какие я могу сделать выводы из того, что мне уже известно о предмете моего иссле­дования?

8. Как провести эксперимент.

Провести эксперимент - это значит выполнить какие-то действия с предметом исследования и определить, что изменилось и ходе эксперимента. В состав эксперимента может войти проведе­ние анкетирования (в начале), а затем опроса (в конце). По итогам полученных ответов надо сделать выводы.

Теперь вы знаете последовательность создания проекта. В те­чение зимних каникул вы можете начать над ним трудиться. Ко­нечно, вам будут помогать взрослые - и я, и ваши родители.

XI. Рефлексия

- Какова роль братьев-Мастеров при создании автомобиля?

- Какая модель автомобиля показалась вам наиболее инте­ресной и почему?

А теперь сочиним синквейн на тему «Автомобиль». Прочитайте по тетради этапы создания самостоятельной твор­ческой работы — проекта.

(Педагог проверяет выполнение задания и выставляет оценки.)

XII. Уборкарабочегоместа, заданиенаследующийурок

На следующем уроке, последнем уроке II четверти, подведем некоторые итоги: вы вспомните, что нового узнали и чему на­учились. Любой из вас, кто хочет показать свои самостоятельные работы друзьям, может приготовить о них рассказ.

На следующем уроке вам предстоит сделать коллективную работу — изобразить небольшую часть города. Каждому следует принести принадлежности, которые понадобятся для рисования, аппликации или бумажного конструирования.

Урок 15. Трудхудожниканаулицахтвоего города (села). Обобщениетемы 11 четверти

Цели: подвести итог работы школьников во II четверти; закрепить полученные знания и умения в игровой форме.

Вид деятельности: коллективная творческая работа — проект города, игровой момент.

Планируемые результаты: школьники научатся распределять задания между собой; приобретут навыки коллективного труда; м форме игры закрепят полученные знания.

Оборудование: образцы городских зданий разных видов и назначений, бумага и принадлежности для занятий рисованием, импликацией и бумажным конструированием, фотографии с городскими деталями, разрезанные па части и уложенные в отдель­ные конверты.

Примечание. Педагог заранее готовит большие листы бумаги для бригад, на которые будет поделен класс.

Ходурока

I. Организационныймомент

(Приветствие, проверка готовности класса к уроку.)

II. Вводноеслово

Сегодня вы завершаете первое полугодие, II четверть. Вспо­мните и назовите виды работ, которыми вы занимались на уроках изобразительного искусства. Расскажите, что нового вы узнали и чему научились. Кто из вас хочет показать свои самостоятельные работы друзьям, а может быть, и сделать о них сообщение?

III. Беседапотемеурока

- Какие городские постройки вы учились выполнять?

- Какие дизайнерские работы вы придумывали?

На завершающем уроке II четверти вы попробуете сделать коллективную работу — изобразить небольшую часть города с по­мощью умений, которые вы приобрели в этой четверти. Пусть в нем соседствуют все придуманные вами здания, а также деко­рационные элементы.

IV. Работавтетради

Запишите в тетрадях тему задания: «Труд художника на улицах твоего города».

Эта работа будет коллективной.

(Педагог делит класс на подгруппы, в каждой группе назначает руководителя.)

Руководители, подойдите ко мне и получите большой лист бумаги для выполнения коллективного задания.

V. Знакомствосправиламивыполнениязадания

Сначала обсудите с бригадой, чтобы вы хотели изобразить в вашем городе. Может быть, даже понадобится сделать эскиз. После этого надо распределить задания - что будет выполнять каждый член бригады.

VI. Выполнениесамостоятельнойработы

Технику, в которой вы будете выполнять этот большой проект, каждая группа выбирает самостоятельно. Это может быть рисова­ние, аппликация или бумажное конструирование.

(Школьники приступают к выполнению работы.)

VII. Рефлексия

В основном ваши работы подходят к концу. Теперь пусть каждая бригада расскажет о том, что было задумано сделать и какую работу выполнял каждый.

(Педагог проверяет выполнение задания и благодарит учащихся и за творческую работу.)

Наши рекомендации