Я думаю, что вам интересно будет узнать, что ковш с конскими головами как бы олицетворял хозяина дома. Поэтому у него такой мужественный облик, а ковши-утицы – образ доброй хозяйки.
Ковши тоже украшены резьбой и узорами.
Резным ковшам мастера могли придавать самую разнообразную форму. На ручках этих ковшей-черпаков мы видим знакомый нам образ коня.
Это ковш-наливка. Представьте сколько старания, умения, любви вложил мастер в их создание.
11. В форме уточек, игрушечных кресел вырезали солонки.
12. А вот деревянные ложки. Обратите внимание на необычные резные узоры на ручках . И здесь мы видим образ коня, символы солнца, земли, древо жизни.
13. Деревянные ложки тоже красочно расписывались символическими узорами. На ложках мы видим изображение солнца, сказочных птиц.
Итак, мы с вами рассмотрели различные предметы народного быта. Вы видели, что все они были очень разными по форме, но все одинаково красивы.
-А разве бы они не выполнили своего назначения без росписи и резьбы? Ведь главное назначение этих предметов в том, что бы быть полезными человеку. А откуда у русского человека такая тяга к красоте? Как вы думаете? Давайте порассуждаем.
В доме становится уютнее, когда в нем живут красивые вещи. Красивые предметы поднимают настроение. Когда человек берет в руки красивую вещь, он становится добрее. В жизни крестьянина было так много нужды, что красота как-то скрашивала его жизнь.
Да, ребята, вот видите, оказывается, красота в жизни русского человека была как хлеб насущный, как соль и вода.
VI. Физ.минутка
Отгадайте загадку.
«Стригли, щипали, а после чесали,
Чисто, пушисто к доске привязали».
(Прялка)
-Что это чистое, пушистое к доске привязали? Конечно кудель.
Давайте покажем как девушка – пряха, сидя за прялкой, перебирала пальцами шерсть и скручивала ее в нить. Выше руки поднимаем, нить должна быть длинная, ровная. Работаем пальчиками. Нить тянется сверху – вниз.
Отгадайте еще загадки.
« Утка в реке, хвост в кулаке».
(Ковш)
«Сама не ем, а людей кормлю».
(Ложка)
А теперь все встаньте, мысленно возьмите ковш и ложки и, встав на цыпочки, потянитесь и поставьте на верхнюю полку под потолком избы.
VII. Постановка художественной задачи.
Теперь послушайте задание, которое будете выполнять.
У вас на столах лежат трафареты старинных предметов.
Обратите внимание, что у ковшей нет ручек, вы должны придумать их форму и расписать. Вспомните, какие ковши вы видели в презентации… в виде коня , в виде птицы.
У прялок тоже не хватает некоторых деталей. Дорисуйте сверху городки, серьги или ожерелье и украсьте прялку узорами.
Ребята, которые будут работать с ложками, тоже должны придумать форму ручки, она должна быть выразительной, необычной. Она может быть гладкой, волнистой, заостренной, утолщенной, загнутой на конце.
- Скажите, какими узорами, символами вы будете украшать предметы?
Символами солнца, земли, воды, т.е. солярными знаками. Можно изобразить птицу счастья или коня.
- А что означают эти символы? ( Счастье, радость, богатство.)
VIII. Практическая работа.
Возьмите трафареты, приложите к листу и простым карандашом обведите их. Продумайте и сконструируйте недостающие элементы предметам, а затем нанесите простым карандашом солярные знаки и узоры, потом обведите их фломастерами, маркерами.
Фломастеры, каких цветов вам понадобятся? Какие цвета предпочитали народные умельцы?
(Красный, желтый, коричневый, изредка зеленый, синий, черный.)
Красота росписи достигается вовсе не обилием цвета, а согласованностью ограниченных цветов.
На выполнение задания даю вам 20 минут. Работаем быстро и качественно.
(Звучит русская народная музыка.)
IX. Просмотр и анализ работ.
Теперь посмотрим, что у вас получилось.
Ребята с прялками выходите к доске, покажите свои работы. Молодцы, красивые прялки у вас получились. Садитесь.
Выходите, ребята с ковшами, покажите ковши. Трудно было рисовать ручки для ковшей с образами коней, птиц? Садитесь.
Теперь мастера по росписи ложек, выходите. Молодцы, в таких красочных ложках и еда будет вкуснее. Садитесь.
X. Подведение итогов.
Вот и закончилось наше путешествие в прошлое.
Вы сегодня выступили в роли народных умельцев, раскрашивая предметы народного быта. Вы поняли, что конструировать и создавать декор сложная, но творческая и радостная работа.
Вы, как старые мастера, постарались вложить в свою работу частичку своей души. Но вам надо ваши работы завершить.
Дома вам надо вырезать и приклеить предметы на картон.
Постарайтесь, что бы фон картона сочетался, гармонировал с вашей работой. Это ваше домашнее задание.
На следующем уроке мы еще раз посмотрим ваши завершенные работы и организуем выставку.
На уроке мы не только пытались создавать единство конструкции и декора предметов народного быта, но и прикоснулись к нашим древним корням, к памяти предков.
Надеюсь, что сегодняшний урок способствовал формированию любви и понимания к национальному русскому искусству. А это и была главная цель нашего урока.
Наведите порядок на своем рабочем месте. Всем спасибо. Урок окончен.