Серебряный век в литературе и искусстве. поэтические течения модернизма
СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК В ЛИТЕРАТУРЕ И ИСКУССТВЕ. ПОЭТИЧЕСКИЕ ТЕЧЕНИЯ МОДЕРНИЗМА
ДОМ В.Я. БРЮСОВА (МУЗЕЙ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА)
Сегодня мы совершим виртуальную экскурсию по единственному в своем роде, уникальному музею, который разместился в доме, где с 1910 по 1924 годы жил поэт, писатель, критик и переводчик Валерий Яковлевич Брюсов. Фасад здания был оформлен в 1910 году по проекту архитектора В.И.Чагина.
1. Завершите предложения, выбрав нужный термин:
Культурная ситуация концаXIX-начала XX века складывалась под знаком____________________
Архитектурный облик и интерьеры дома-музея Брюсова выдержаны в стиле___________________
Укажите известное Вам лексическое значение слова «авангард»:_____________________________
_____________________________________________________________________________
Материал для справки:
В широком смысле модернизм (авангардизм) – это общее обозначение всех художественных течений, школ и направлений началаXX века, выразивших отход от прежних культурных ценностейипровозгласивших новые ценности. Для модернизма характерно: -отход культуры от реализма, пересмотр прежних представлений о красоте, цвете и пространстве; -эстетический бунт против установившихся традиций и канонов в искусстве; -провозглашение независимости искусства от действительности; - эксперименты с художественным материалом, создание новых, ни на что не похожих стиля, языка, живописи и архитектуры. | В узком смысле «модерн»(фр. moderne — новейший, современный, ар нуво, югендстиль) обозначает только одно направление в искусстве конца XIX — начала XX века., в первую очередь затрагивающее архитектуру и декоративное искусство. (Название стиля пишется в кавычках.) Для модерна характерно: -отрицательное отношение кбезжизненному копированию исторических стилей прошлого. -использование новых технико-конструктивных средств, свободной планировки, своеобразного архитектурного декора для создания необычных, подчеркнуто индивидуализированных зданий |
2. Внимательно посмотрите на здание и запишите особенности архитектуры, которые бросаются в глаза:
Особенности фасада (форма, отделка) | |
Особенности оконных проемов | |
Характер линий фасада и кровли | |
Особенности цветового решения | |
Стандартны ли решения архитектора? | |
Ваше впечатление о здании и стиле «модерн» |
3.В начале XX века в этом особняке бывали самые яркие представители своего времени: А.Блок, М.Волошин, М.Горький, А.Толстой, К. Д. Бальмонт, А. Белый, А. Н. Бенуа, Ю. К. Балтрушайтис, С. А. Есенин, Е. Е. Лансере, И. Северянин, В. Ф. Ходасевич, В. В. Маяковский.
Какие фамилии Вам уже знакомы? Чем известны эти гости В.Я.Брюсова? (желателен подробный ответ) _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________
___________________________________________________________________
Какие средства использовал художник, чтобы подчеркнуть необычность этого здания? (цвет, освещение, композиция, детали, персонажи и т.д.)
________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ЗАЛ
Конец XIX–начало XX века – это бурный период в истории России, когда радикально обновлялись все стороны жизни общества: экономика, политика, наука, техника и технология, культура, искусство. Серебряный век - это период расцвета духовной культуры: литературы, философии, музыки, театра и изобразительного искусства. Он протекал с 90-х гг. XIX в. вплоть до конца 20-х гг. XX в. В сфере литературы и искусства на смену классической эпохе – получившему всемирную славу русскому реализму – приходила эпоха эстетического многообразия.
7.Напишите, что означает понятие «реализм»? _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Подсказка: если Вы затрудняетесь с ответом, необходимую информацию можно найти тут: http://gramma.ru/LIT/?id=3.0&page=1&wrd=РЕАЛИЗМ&bukv=Р
Перейдите по ссылке http://goslitmuz.ru/museums/muzey-serebryanogo-veka/virtualnaya-ekskursiya/1273/ , и мы начнем виртуальную экскурсию по музею Серебряного века.
Справа сверху нажмите: «Показать план этажа». Слева сверху, рядом с надписью «Уровни», выберите «второй этаж». Вы увидите на левой панели план этажа. > Наведите курсор на «Центральный зал» так, как показано на рисунке справа. |
Итак, Вы оказались в центральном зале музея:
ПУШКИНСКИЙ ЗАЛ
Наведите курсор на «Пушкинский зал» так, как показано на рисунке:
11.Посмотрите на экспозицию. Перед Вами изображение известного писателя и поэта. Рассмотрите внимательно это изображение. Справа на стене Вы видите факсимильные листы его рукописей. В чем особенность оформления этих рукописей?
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
12. Прочитайте выдержки из статьи Николая Оцупа «Серебряный век русской поэзии»(1933). Завершите фразу:
«Золотой век русской поэзии прошлого столетия, «первая любовь» России—жизнь и стихи___________________» (чьи?)
«Есть золотой и есть серебряный век искусства. И в тот, и в другой - люди друг друга стоят. Вряд ли первые другой природы, чем вторые».
13. Что означает выражение «поэзия серебряного века»? Творчество поэтов какой эпохи подразумевалось под понятием «Золотой век»?___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________
14. Можно ли утверждать, что, по мнению Николая Оцупа, золотой век поэзии лучше серебряного? Аргументируйте ответ. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
Наведите курсор на «Зал символизма» так, как показано на рисунке: |
Зал символизма Выполните задания, ориентируясь на материалы экспозиции и данные информационного листа:
15.Символизм (от греч. symbolon – «знак», «символ») – явление в литературном мире интернациональное, получившее распространение во многих странах Европы. Основы эстетики символизма сложились в 1860–70-х годах ХIХ века в творчестве французских поэтов-символистов.
К какому времени относится расцвет символизма в России? ________________годы.
16. Один известный на всю Россию поэт, чей авторитет в литературных кругах и Москвы, и Петербурга был непререкаемым, поэт, выпустивший более десяти своих поэтических сборников, прославился и как переводчик: он первый перевел на русский язык «Фауста» Гёте, «Энеиду» Вергилия; он переводил не только с европейских языков, но и, например, с армянского. Также он первый перевел на русский язык сборник стихотворений знаменитого французского символиста.
О каком русском поэте идет речь? ___________________________________________________
17.Стихотворения какого знаменитого французского символиста он перевел? __________________________________________
Подсказка: если Вы затрудняетесь с ответом, необходимую информацию можно найти тут: https://um.mos.ru/houses/dom_bryusova/
18.Перед окном вы видите интерьер редакции журнала, который издавал тот русский поэт, о котором идет речь.
Как назывался этот журнал – ежемесячник литературы и искусства? ________________
19.Прочитайте высказывания поэтов-символистов:
Д.Мережковский: «Куда бы мы ни уходили, куда бы мы ни прятались за плотину научной критики, всем существом мы чувствуем близость тайны, океана».
В. Брюсов: «Где нет тайности в чувстве, нет искусства. Для кого все в мире просто, понятно, постижимо, тот не может быть художником»; «...создания искусства – это приотворенные двери в вечность»; «Цель символизма – рядом сопоставленных образов как бы загипнотизировать читателя, вызвать в нем известное настроение».
К. Бальмонт: «Реалисты всегда являются простыми наблюдателями, символисты – всегда мыслители».
Вяч. Иванов: символы – это «знаки иной действительности», символ «многолик и многозначен».
Это графика или живопись?
_______________________________________
ЗАЛ АКМЕИЗМА
Наведите курсор на «Зал акмеизма» так, как показано на рисунке.
Выполните задания, ориентируясь на материалы экспозиции и данные информационного листа.
35. Акмеизм (от греч. аcme – "высшая степень чего-либо, расцвет, вершина, острие") – течение русского модернизма, в своих поэтических установках отталкивающееся от своего учителя – русского символизма. Название, которое выбрали себе акмеисты, должно было указывать на стремление к вершинам поэтического мастерства.
К какому времени относится расцвет акмеизма в России?________________годы.
36.Литературным манифестам акмеистов предшествовала статья М.А. Кузмина «О прекрасной ясности»(1910).Прочитайте выдержки из нее:
«Пусть <ваше> миропостижение будет мистическим, реалистическим, скептическим или даже идеалистическим, <… > пусть будет настроение, впечатление - что хотите, но, умоляю, будьте логичны, - да простится мне этот крик сердца! - логичны в замысле, в постройке произведения, в синтаксисе». | «…отсутствие контуров, ненужный туман и акробатский синтаксис могут быть названы …безвкусием» «Любите слово … будьте экономны в средствах и скупы в словах, точны и подлинны, – и вы найдете секрет дивной вещи – прекрасной ясности…» |
В чем, по мнению М.Кузьмина, состоит главное достоинство литературного произведения? _________________________________ _________________________________ _________________________________ __________________________________ _________________________________ _________________________________ _________________________________ __________________________________ | Каким, с точки зрения Михаила Кузьмина, должен быть язык литературного произведения? _________________________________ _________________________________ _________________________________ __________________________________ _________________________________ _________________________________ _________________________________ __________________________________ |
37.Прочитайте фрагмент статьи С.Городецкого "Некоторые течения в современной русской поэзии" (1913):
«Борьба между акмеизмом и символизмом... есть прежде всего борьба за этот мир, звучащий, красочный, имеющий формы, вес и время...Символизм, в конце концов, заполнив мир «соответствиями», обратил его в фантом, важный лишь постольку, поскольку он сквозит и просвечивает иными мирами, и умалил его высокую самоценность. У акмеистов роза опять стала хороша сама по себе, своими лепестками, запахом и цветом, а не своими мыслимыми подобиями с мистической любовью или чем-нибудь еще». После всяких «неприятий мир бесповоротно принят акмеизмом, во всей совокупности красот и безобразий».
В чем принципы акмеистов отличались от принципов символистов? Какой мир, с точки зрения С.Городецкого, нужно изображать в стихотворениях? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
38.Завершите текст, восстановив пропущенные фамилии представителей акмеизма(используя информационный лист, элементы экспозиции):
Становление акмеизма связано с литературной группой "Цех поэтов", которая была основана в октябре 1911 года в Петербурге в противовес символистам. Возглавляли группу Николай__________и Сергей_________ . В состав группы входили также Анна ___________, Осип____________, Владимир____________ и другие поэты. "Цех" издавал ежемесячник стихов и критики "Гиперборей" . Также печатным изданием акмеистов был журнал_________________, выходивший в Санкт-Петербурге в 1909-1917 годах.
39.Посмотрите на оформление журнала акмеистов
«Апполон». Можно ли архитектуру, изображенную
К другому стилю? Какому?
Аргументируйте свой ответ.
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
________________________________________________
40. Внимательно рассмотрите бюст в центре зала.
В противоположность символизму, проникнутому "духом
музыки", акмеизм был ориентирован на пространственные
искусства: живопись, архитектуру, скульптуру.
ЗАЛ ФУТУРИЗМА
Выполните задания, ориентируясь на материалы экспозиции и данные информационного листа.
46.Слово «футуризм»(от лат. futurum – «будущее») впервые появилось в названии «Манифеста...» (1909г.) итальянского поэта Филиппо Томмазо Маринетти. Футуристы заявили о себе как о создателях нового искусства – искусства технического века.
К какому времени относится расцвет футуризма в России? ________________годы.
47.Футуристы были убеждены, что весь мир пронизан искусством, и сам мир представлялся им как аналог грандиозной сценической площадки. С какими общественно-политическими тенденциями и историческими событиями связано возникновение футуризма в России? ___________________________________________________________________
________________________________________________________________
48. Серебряный век – эпоха творческих экспериментов. В это время возникало много футуристических групп, представители каждой излагали свои взгляды в эстетических манифестах и теоретических трудах. Укажите фамилии футуристов, которые относились к той или иной группе:
«Гилея», Москва | |
«Центрифуга», Москва | |
Эго-футуристы, Петербург | |
Имажинисты, Москва |
49.В России футуризм на первых порах заявил о себе в живописи, затем – в поэзии. Кто из поэтов-футуристов был по образованию художником?
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
50. Художники-футуристы многое заимствовали у кубистов. Кубисты – художники, которые отказались от передачи атмосферы и света, трехмерной перспективы; подчеркивали изначальное сходство всех изображаемых предметов, состоящих из одних и тех же первоэлементов. 1)Посмотрите на картину кубиста Натана Альтмана, написанную в 1914г. Какая известная поэтесса изображена на картине (ее творчество представлено в Зале акмеизма)? _________________________________________________________ 2)Какие геометрические фигуры явственно проглядывают сквозь изображение? ______________________ 3)В чем особенности этой картины? (цвета, линий, прорисовки деталей) ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
51.Изучите экспозицию зала. Футуристы были сторонниками синтеза различных искусств, «визуальной поэзии». Как вы понимаете, что это означает?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
52.Какие особенности оформления книг и афиш футуристов вы можете назвать (особенности цвета, шрифта, изображений, форм и линий)? ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ |
53. Как назывался манифест футуристов, выпущенный в 1912 году? __________________________________________________________________
Прочитайте его.
Читающим наше Новое Первое Неожиданное. Только мы — лицо нашего времени. Рог времени трубит нами в словесном искусстве. Прошлое тесно. Академия и Пушкин непонятнее иероглифов. Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с Парохода современности. Кто не забудет своей первой любви, не узнает последней. <…> Кто же, трусливый, устрашится стащить бумажные латы с черного фрака воина Брюсова? Или на них зори невиданных красот? <…> Всем этим Максимам Горьким, Куприным, Блокам, Соллогубам, Ремизовым, Аверченкам, Черным, Кузьминым (Соллогуб, Кузьмин вместо Сологуба и Кузмина — это так называемые «опечатки неуважения», сознательно сделанные авторами манифеста), Буниным и проч. и проч. нужна лишь дача на реке. Такую награду дает судьба портным. С высоты небоскребов мы взираем на их ничтожество!.. Мы приказываем чтить права поэтов: 1. На увеличение словаря в его объеме произвольными и производными словами (Слово-новшество). 2. На непреодолимую ненависть к существовавшему до них языку. 3. С ужасом отстранять от гордого чела своего из банных веников сделанный вами Венок грошовой славы. 4. Стоять на глыбе слова «мы» среди моря свиста и негодования. И если пока еще и в наших строках остались грязные клейма ваших «здравого смысла» и «хорошего вкуса», то все же на них уже трепещут впервые Зарницы Новой Грядущей Красоты Самоценного (самовитого) Слова. Москва, 1912. Декабрь. Д. Бурлюк, Александр Крученых, В. Маяковский, Виктор Хлебников. |
54.Как относились футуристы к традициям и культуре, существующей до них? ______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
55.Проявляли ли футуристы уважение к современникам, не разделявшим их взгляды?Почему?_____________________________________________________________________________________________________________________________
56.С какими положениями манифеста вы можете согласиться, а с какими – нет? (свой ответ аргументируйте) ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
57. Как, по вашему мнению, реагировала общественность на манифест футуристов и названия их сборников («Дохлая луна», «Доители изнуренных жаб», «Танго с коровами»)? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________
58.Как вы считаете, предвидели ли футуристы такую реакцию? ______________________________________________________________________
59. Для чего они эпатировали публику? ______________________________________________________________________
60. В чем состоит различие в отношении к культурному наследию акмеистов и футуристов? ______________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________
61. Прочитайте стихотворение А.Крученых и ответьте на вопросы.
1)Сам Алексей Крученых утверждал: "...в этом пятистишии больше русского национального, чем во всей поэзии Пушкина".Согласны ли вы с А.Крученых? ____________________________________________________ ____________________________________________________ 2)Есть ли какой-то определенный смысл в этом стихотворении? _____________________________________ 3)Давид Бурлюк: «..Мы стали придавать содержание словам по их начертательной и фонической характеристике».Как вы понимаете это высказывание? ________________________________________________________________________________________________________ 4)Что было главным для А.Крученых – содержание стихотворения или его форма? ________________________________________________________________________________________________________ | В 1913г. скандальную известность получило "стихотворение" А. Крученых "Дыр – бул – щыл...": Дыр – бул – щыл Убещур Скум Вы – со – бу Р – л – эз |
62. Прочитайте стихотворение И.Северянина и ответьте на вопросы.
1)Каким техническим достижениям нового века отдает дань Игорь Северянин в своем стихотворении? _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ 2)Каким настроением проникнуто это стихотворение? _____________________________________ _____________________________________ 3)Какое впечатление о скорости развития современного футуристам мира возникает после прочтения стихотворения? ________________________________________________________________________________________ ____________________________________________ ____________________________________________ | Увертюра Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском! Удивительно вкусно, искристо, остро! Весь я в чем-то норвежском! Весь я в чем-то испанском! Вдохновляюсь порывно! И берусь за перо! Стрекот аэропланов! Бега автомобилей! Ветропросвист экспрессов! Крылолет буеров! Кто-то здесь зацелован! Там кого-то побили! Ананасы в шампанском – это пульс вечеров! В группе девушек нервных, в остром обществе дамском, Я трагедию жизни претворю в грезо-фарс... Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском! Из Москвы – в Нагасаки! Из Нью-Йорка – на Марс! Январь 1915Петроград |
63.Как называются слова, появившиеся в языке недавно и обладающие ощутимой свежестью для носителей языка? ______________________________________________________________________
64.Выпишите такие слова из прочитанных стихотворений И.Северянина (3 слова) и А.Крученых(5 слов): __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
65.Внимательно посмотрите на картины, висящие на стенах. Какая из них могла бы послужить иллюстрацией к стихотворению «Увертюра» Игоря Северянина? Сделайте скриншот этой картины и разместите его чуть ниже:
___________________________________________________________________
66.Почему вы выбрали именно эту картину? Какие образы связывают ее со стихотворением И.Северянина? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
67. Сравните «Увертюру» Игоря Северянина и стихотворение «Дыр-бул-щыл» А.Крученых. В чем состоит главное различие между ними?____________________________________________________________________________________________________________________________________________68. Сделайте вывод: можно ли сказать, что для всех футуристов было свойственно полное отрицание традиций и создание принципиально нового в поэзии? Или же каждый поэт в разной степени воплощал в творчестве эти установки?(аргументируйте свой ответ)______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК В ЛИТЕРАТУРЕ И ИСКУССТВЕ. ПОЭТИЧЕСКИЕ ТЕЧЕНИЯ МОДЕРНИЗМА
ДОМ В.Я. БРЮСОВА (МУЗЕЙ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА)
Сегодня мы совершим виртуальную экскурсию по единственному в своем роде, уникальному музею, который разместился в доме, где с 1910 по 1924 годы жил поэт, писатель, критик и переводчик Валерий Яковлевич Брюсов. Фасад здания был оформлен в 1910 году по проекту архитектора В.И.Чагина.
1. Завершите предложения, выбрав нужный термин:
Культурная ситуация концаXIX-начала XX века складывалась под знаком____________________
Архитектурный облик и интерьеры дома-музея Брюсова выдержаны в стиле___________________
Укажите известное Вам лексическое значение слова «авангард»:_____________________________
_____________________________________________________________________________
Материал для справки:
В широком смысле модернизм (авангардизм) – это общее обозначение всех художественных течений, школ и направлений началаXX века, выразивших отход от прежних культурных ценностейипровозгласивших новые ценности. Для модернизма характерно: -отход культуры от реализма, пересмотр прежних представлений о красоте, цвете и пространстве; -эстетический бунт против установившихся традиций и канонов в искусстве; -провозглашение независимости искусства от действительности; - эксперименты с художественным материалом, создание новых, ни на что не похожих стиля, языка, живописи и архитектуры. | В узком смысле «модерн»(фр. moderne — новейший, современный, ар нуво, югендстиль) обозначает только одно направление в искусстве конца XIX — начала XX века., в первую очередь затрагивающее архитектуру и декоративное искусство. (Название стиля пишется в кавычках.) Для модерна характерно: -отрицательное отношение кбезжизненному копированию исторических стилей прошлого. -использование новых технико-конструктивных средств, свободной планировки, своеобразного архитектурного декора для создания необычных, подчеркнуто индивидуализированных зданий |
2. Внимательно посмотрите на здание и запишите особенности архитектуры, которые бросаются в глаза:
Особенности фасада (форма, отделка) | |
Особенности оконных проемов | |
Характер линий фасада и кровли | |
Особенности цветового решения | |
Стандартны ли решения архитектора? | |
Ваше впечатление о здании и стиле «модерн» |
3.В начале XX века в этом особняке бывали самые яркие представители своего времени: А.Блок, М.Волошин, М.Горький, А.Толстой, К. Д. Бальмонт, А. Белый, А. Н. Бенуа, Ю. К. Балтрушайтис, С. А. Есенин, Е. Е. Лансере, И. Северянин, В. Ф. Ходасевич, В. В. Маяковский.
Какие фамилии Вам уже знакомы? Чем известны эти гости В.Я.Брюсова? (желателен подробный ответ) _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________
___________________________________________________________________