Средства композиционной выразительности

Композиция ювелирного гарнитура является цельной, сюжетной. В центральном элементе (колье) есть развёрнутый сюжет. Колье так же является и смысловым центром всего гарнитура. В гарнитуре центральному элементу подчинены второстепенные (серьги, браслет).

Произведение устойчивое, находится в равновесии: все элементы выполнены в двусторонней симметрии.

Ювелирный гарнитур «Птицы солнечного сада» выполнен по законам золотого сечения, следовательно, форма, соотношения сторон и размеров деталей приятны для глаза. Цветовое решение (красная, зелёная и прозрачная ювелирные эмали) выбраны в соответствии с историческими прототипами (лубочные картинки), где часто использовался такой колорит. Так же эти контрастные цвета как бы подчёркивают антагонизм персонажей, птиц-дев – Сирина и Алконоста.

Целостность композиции — гармоничное единство частей и целого, взаимосвязь элементов формы изделия. Целостность композиции предполагает подчиненность второстепенного элемента главному, простоту композиции и единство стиля всех частей изделия.

Весь ювелирный гарнитур выполнен в едином стиле, второстепенные элементы подчинены главному: птицам, изображённым на колье, держащим в лапах янтарные плоды.

Стиль — устойчивая целостность и общность образной системы, средств художественной выразительности, образных приемов. Стилем также называют систему признаков, по которым такая общность может быть опознана. С понятием стиля связывают весь комплекс явлений содержания и формы. Стиль отражает индивидуальную манеру, художественные особенности в творчестве, обозначает периоды истории искусств.

Стилизация- обобщение изображаемых фигур с помощью условных приемов. Таким образом, декоративный рисунок есть результат найденной взаимосвязи между восприятием объекта и декоративным отображением действительности. Принципы стилизации: а) превращение объемной формы в плоскостную и упрощение конструкции, б) обобщение формы с изменением абриса, в) обобщение формы в ее границах, г) обобщение и усложнение формы, добавление деталей, отсутствующих в натуре.

Психологическая работа над созданием обобщенного декоративного образа представляет собой процесс отвлечения от ряда частных подробностей. Как известно, обилие деталей в предмете мешает целостному его восприятию. Точно так же обилие частностей в одних образах затрудняет создание новых, более оригинальных образов. Значит, нужно стремиться к выделению самых общих признаков из частных образов и объединению их в новом образе. По такому пути должно идти декоративное рисование.

Определенный характер рисунка и особый строй мотива узора ставят перед мастером сложные задачи превращения природных форм в декоративные образы за счет упрощения элементов. При этом форму передают плоскостно, даже специально подчеркивают плоскостную условность языка декоративно-прикладного искусства.

При создании гарнитура используется декоративная стилизация образов мифических птиц. Плоды стилизованы при помощи приёма «обобщение».

Колорит

Под колоритом принято подразумевать систему цветов, их сочетаний и взаимоотношений в произведении (искусства или дизайна), образующих эстетическое единство и выражающее какую-либо мысль, чувство, состояние природы или человека.

Цвет в композиции является мощным средством интеграции, объединения всех элементов в одно гармоничное целое. В изобразительном и декоративно-прикладном искусстве впечатление цельности достигается при помощи точно найденного колорита, за счет определенной цветовой гаммы, пронизывающей все произведение

По сравнению с реалистической станковой живописью, в декоративной живописи и графике колорит более условен. Колористическое решение произведений, которые можно отнести к этим видам изобразительного искусства, как правило, не создает иллюзию реальной светоцветовой среды. Однако, используя ассоциативные свойства отдельных цветов и различных цветовых сочетаний, художник через определенную цветовую гамму с не меньшей, а иногда и с большей силой выражения может передать любое эмоциональное настроение, любое состояние природы. На психофизиологическом воздействии цвета также основана выразительность колорита в декоративно-прикладном искусстве и дизайне.

В истории культуры наблюдается совсем немного типов колорита. И.В. Гете насчитывал их шесть. По существу, это число можно свести к четырем, но каждый тип отличается в зависимости от характеристик составляющих его красок, композиции, культурных традиций и других факторов, не поддающихся учёту.

Наши рекомендации